- Гарантийные (страховые и резервные).
Гарантийные (страховые или резервные)
запасы предназначены для непрерывного
снабжения продукцией потребителя в случае
непредвиденных обстоятельств. Такими
обстоятельствами могут быть, например,
отклонения в периодичности и в величине
поставок от запланированных, задержки
поставок в пути, изменения интенсивности
потребления и др. В отличие от текущих
запасов размер гарантийных запасов является
постоянной величиной. При нормальных
условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.
- Сезонные. Сезонные запасы образуются
при сезонном характере производства,
потребления или транспортировки продукции.
Сезонные запасы должны обеспечить нормальную
работу организации во время сезонного
перерыва в производстве, потреблении
или в транспортировке.
- Рекламные. Рекламные запасы (для продвижения)
создаются и поддерживаются в каналах
распределения для быстрой реакции на
проводимую фирмой маркетинговую политику.
Они связаны с широкомасштабными рекламными
мероприятиями.
- Спекулятивные. Спекулятивные запасы
создаются в целях защиты от возможного
повышения цен или введения протекционистских
квот или тарифов, а также, чтобы использовать
конъюнктуру рынка для получения дополнительной
прибыли.
По
времени запасы подразделяются
на:
- максимальный желательный уровень
- Пороговый уровень
- Текущий уровень
- Гарантийный уровень
Максимальный
желательный запас определяет
уровень запаса, экономически целесообразный
в данной системе управления
запасами. Этот уровень может
превышаться. В различных системах
управления максимальный желательный
запас используется как ориентир
при расчете объема заказа.
Пороговый
уровень запаса (точка заказа) используется
для определения момента времени
очередного заказа.
Текущий
запас соответствует уровню запаса
в любой момент учета. Он может
совпасть с максимальным желательным
уровнем, пороговым уровнем или
гарантийным запасом.
Гарантийный
запас (страховой или резервный)
похож на гарантийный – в классификации
по исполняемой функции – и предназначен
для непрерывного снабжения потребителя
в случае непредвиденных обстоятельств.
Таким
образом, можно заключить, что в
настоящее время в экономической
литературе категория запасов
описана достаточно полно и
подробно. Однако необходимо выяснить
насколько необходимы запасы
для предприятия, а также определить
виды затрат, которые оно несет
в связи с содержанием запасов.
Одной
из основных задач политики
управления товарно-материальными
запасами является разработка
такого механизма, с помощью которого
можно достичь оптимальных капиталовложений
в товарно-материальные ценности.
Этот уровень неодинаков для
различных отраслей промышленности
и даже для предприятий одной
отрасли. Успешное управление запасами
минимизирует их объемы, помогает
снизить расходы и повысить
доход.
Рассмотрим
структуру запасов и ее основные элементы.
Производственные запасы можно классифицировать
по принадлежности к одной из больших
групп.
Первая
группа — это сырье и материалы. Под ними
подразумевается любая вещь, с которой
предприятие начинает производство. Сырьем
может быть железная руда для металлургических
заводов, или уже сталь для автомобильной
промышленности.
Второй
группой производственных запасов является
незавершенное производство. Насколько
значительна эта часть производственных
запасов, зависит в большой степени от
продолжительности производственного
цикла. Для производителей самолетов,
например, незавершенное производство
может быть значительно по объемам.
Третьей
группой производственных запасов является
готовая продукция, т.е. продукция, готовая
к отправке и продаже.
В
соответствии с этими тремя
категориями, запасы товарно-материальных
ценностей, включаемых в состав
оборотных активов, могут создаваться
на предприятии с разными целями:
1) обеспечение
текущей производственной деятельности
(текущие запасы сырья и материалов);
2) обеспечение
текущей сбытовой деятельности (текущие
запасы готовой продукции);
3) накопление
сезонных запасов, обеспечивающих
хозяйственный процесс в предстоящем
периоде (сезонные запасы сырья,
материалов и готовой продукции)
и т.п.
Наличие
товарно-материальных запасов у
предприятия (материалов, готовой продукции,
незавершенного производства) оказывает
двоякое влияние на финансовое
состояние организации.
Положительное
влияние:
1) можно
оперативно выполнить заказ покупателя
вследствие достаточного уровня запасов;
2) создание
больших запасов позволит выполнить
крупный заказ, оперативно удовлетворить
возросший спрос;
3) закупки
в большом количестве, как правило,
позволяют добиться существенных
скидок.
Таким
образом, с одной стороны, предприятию
выгодно завозить сырье и материалы
как можно более высокими партиями.
Чем выше размер партии поставки,
тем ниже совокупный размер
операционных затрат по размещению
заказов в определенном периоде (оформлению
заказов, доставке заказанных товаров
на склад и их приемке на складе).
Также наличие
запасов готовой продукции при увеличившемся
спросе или верный расчет сезонных колебаний,
позволяющий постоянно и в полном объеме
обеспечивать производство, позволят
предприятию осуществить больший объем
продаж, увеличить свою долю рынка, что
положительно скажется на всей финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
Однако
есть и отрицательное влияние
наличия запасов на предприятии.
Отрицательное
влияние:
1) формирование
крупных заказов сопряжено с
возникновением вмененных затрат
(упущенной выгоды вследствие
отказа от альтернативных направлений
использования ресурсов);
2) возникают
дополнительные издержки по хранению,
перевозке, страхованию запасов;
3) возникают
возможные убытки, связанные с
устареванием продукции, ее порчи.
Эффективное
управление запасами позволяет
снизить продолжительность производственного
и всего операционного цикла,
уменьшить текущие затраты на
их хранение, высвободить из текущего
хозяйственного оборота часть
финансовых средств, реинвестируя
их в другие активы. Обеспечение
этой эффективности достигается
за счет разработки и реализации
специальной финансовой политики
управления запасами.
Неправильное
управление запасами может привести
к появлению недостаточных или
избыточных запасов. Недостаточность
запасов приводит к пропуску
поставок, потерям продаж, к недовольству
покупателей и заторам в производственном
процессе. Избыточность запасов
связывает средства, которые можно
применить с большей пользой.
Может показаться, что избыток
запасов — это меньшее из двух зол,
однако иногда стоимость их поддержания
может быть немыслимо высокой.
Так,
например, на предприятиях хранятся
сотни, и даже тысячи наименований
предметов, начиная с таких мелочей,
как карандаши, скрепки, болты, и
кончая дорогостоящим оборудованием,
инструментом и т.д. Если зайти
на склад крупного предприятия,
взять любую маленькую коробочку
с деталями и задать вопрос:
«Сколько одна деталь стоит?»,
а потом: «А сколько их в
коробочке, и сколько таких коробочек?»,
«Давно эта коробочка здесь
лежит?», и, наконец, — «Во что
обходится это предприятию?». Может
получиться, что стоимость этой
небольшой единицы, умноженная на
количество хранимых единиц, умноженная
на время их хранения, умноженная
на минимальную альтернативную
банковскую ставку, может давать
очень существенную сумму упущенной
выгоды.
Итак,
для эффективного управления
производственными запасами необходимо
создать систему учета и контроля
за хранящимися запасами, а также
механизм, позволяющий определить,
когда и сколько заказывать
тот или иной вид запасов, позволяющий
минимизировать все издержки: прямые
издержки и издержки упущенной
выгоды.
Основной
задачей контролирующих систем
является своевременное размещение
заказов на пополнение запасов
и вовлечение в хозяйственный
оборот излишне сформированных
их видов.
1.2 Методики управления
запасами компании
Одним из
важнейших моментов политики управления
запасами является построение эффективных
систем контроля за движением запасов
на предприятии.
Наиболее
полно этот вопрос рассмотрела
Старкова Н.А. В учебнике «Финансовый
менеджмент»:
«Здесь
основной задачей является своевременное
размещение заказов на пополнение
запасов и вовлечение в хозяйственный
оборот излишне сформированных их
видов.
Управление
запасами включает в себя определение
приемлемой системы контроля. Системы
контроля могут варьироваться от простых
до чрезвычайно сложных, в зависимости
от размеров фирмы и партии запасов.
1. Компьютерные
методы – используются крупными
компаниями.
Сначала
в память компьютера заносят
информацию о всех видов запасов,
затем расход материалов автоматически
регистрируется и происходит
корректировка остатков, при достижении
момента возобновления запасов
через компьютерную сеть поставщику
передается информация о заказе
новой партии, а после её получения
остатки снова корректируются.
2. Логистические
методы:
- Метод Just – in – time (система поставок «точно
в срок»). Система предполагает минимизацию
складских помещений и экономию на хранении
запасов и предусматривает синхронизацию
процессов доставки запасов материальных
оборотных активов, формирующих материальный
поток, к тому конкретному сроку, когда
в них нуждаются потребители в последующих
звеньях логистической цепи. Реализация
концепции «точно в срок» обеспечивает
минимизацию размеров запасов в конечных
звеньях логистической цепи за счет исключения
страховой их части, четкую ориентацию
на спрос покупателей и сокращение периода
производственного цикла предприятия.
Логистические системы, основанные на
методе «точно в срок», называют«тянущими
системами», так как материальные потоки
«вытягиваются» последующими звеньями
логистической цепи из предыдущих. Метод
успешно применяется в Японии, США и других
развитых странах. В России может успешно
применяться малыми фирмами с близко расположенными
поставщиками;
- метод «планирования потребностей-ресурсов» (reguirements/resource
planning; RP). Система предусматривает синхронизацию
процессов доставки запасов, формирующих
материальный поток, по инициативе предшествующих
логистических звеньев в четком соответствии
с планом (графиком) их поставки последующим
звеньям логистической цепи. Реализация
этой концепции обеспечивает высокую
плановую дисциплину осуществления материальных
потоков и минимизацию размеров запасов
в начальных звеньях логистической цепи.
Логистические системы, основанные на
методе «планирования потребностей-ресурсов»,
получили название«толкающие системы»,
так как материальные потоки «выталкиваются»
каждым предшествующим звеном логистической
цепи в последующие звенья в строгом соответствии
с разработанным планом (графиком).
- Метод «Kanban».
Концепция
управления производством на
основе данного принципа применяется
в течение довольно длительного
времени.
Ее
принципы были разработаны в Японии
на автомобильных заводах фирмы «Тойота».
Эта концепция нашла свое применение в
Германии. Она характеризуется следующими
чертами:
- производственный процесс подразделяется
на ряд подсистем типа «поставка – получение».
В рамках каждой из таких подсистем происходит
перемещение материалов;
- на основе каждой определенной подсистемы
«поставка – получение» образуется самостоятельный
участок (самоуправляющийся участок).
Процесс регулирования потока материалов,
осуществлявшийся ранее централизованно,
заменяется на децентрализованное управление
по местам непосредственного движения
материалов. Документооборот реорганизуется
так, чтобы он происходил на том же уровне,
что и движение материалов. Тем самым отпадает
необходимость в централизованной обработке
данных:
- управление транспортировкой товаров
осуществляется из пункта назначения.
Данный принцип заменяет ранее применявшиеся
системы управления из пункта отправления
или централизованного управления транспортными
потоками. Каждый участок, получающий
материалы в ходе производства, должен
при возникновении потребности в них обращаться
на участок, осуществляющий доставку данного
вида материалов;
- при этом для транспортировки используются
стандартизированные контейнеры, на каждом
из которых имеется специальная карточка,
или канбан (яп. «канбан» карточка, табличка). При выгрузке содержимого
контейнера в пункте назначения его карточка
остается в этом пункте и служит для дальнейшей
передачи информации об использовании
данного вида материала. Использованные
карточки собираются в пункте расхода
материалов; затем поставляющий данный
вид материалов участок осуществляет
текущий контроль за их использованием.
Каждая отдельная карточка или их совокупность
отражают плановое задание производства
или снабжения для конкретного участка;
- после выгрузки содержимого какого-либо
контейнера он снабжается в пункте выгрузки
специальной транспортной карточкой взамен
изъятой производственной карточки. Транспортная
карточка закладывается в пункте выгрузки
для тех же целей, что и производственная
карточка - в пункте отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.
- Регулирование общего количества материалов
в обороте, включая полуфабрикаты, осуществляется
косвенным образом путем установления
верхней границы количества материалов,
так как для каждого участка выдается
заранее определенное количество карточек
на каждый вид материалов.