Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовые результаты предприятия, а также, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Анализ финансовых результатов показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения прибыли предприятия в конкретный период его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………….…...
3
1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами деятельности предприятия ………………..........................................................................
5
1.1. Экономическая сущность управления финансовыми результатами деятельности предприятия …………......................................................................................
5
1.2. Информационная база анализа финансовых результатов……………………….
7
1.3 Управление финансовыми результатами…………………………………………
10
1.4 Методика оценки управления финансовыми результатами……………………...
12
2. Оценка эффективности управления финансовыми результатами деятельности ООО «Хлебокомбинат Сернурского райпо»……………………………..
21
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ……………………………..
21
2.2.Оценка финансового состояния ……………………………………………..….....
26
2.3.Характеристика и оценка эффективности управления финансовыми результатами ……………………….........................................................................................
32
2.3.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов …………………
32
2.3.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………………
38
3. Совершенствование управления финансовыми результатами деятельности предприятия………………………………………………………………………………….
42
3.1.Оценка управления издержками предприятия на основе операционного анализа «издержки-объем-прибыль»……………………………………………………………………….
42
3.2. Обоснование увеличения финансовых результатов за счет использования банковского кредитования ……………………………………………………….................
45
Заключение……………………………………………………………………………….
50
Список использованной литературы…………………………………………………...
52
Приложения………………………………………………………………………………
54
Далее рассмотрим динамику показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.
Таблица 11 – Показатели рентабельности
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение 2011 г. к 2009 г. |
Рентабельность продаж (продукции) |
14,16 |
12,17 |
12,59 |
-1,57 |
Чистая рентабельность |
6,82 |
5,68 |
8,56 |
1,74 |
Экономическая рентабельность (рентабельность совокупного капитала) |
21,12 |
18,34 |
29,50 |
8,38 |
Рентабельность собственного капитала |
28,73 |
23,06 |
35,75 |
7,02 |
Затратоотдача |
16,50 |
13,86 |
14,41 |
-2,09 |
Рентабельность оборотных активов |
37,19 |
30,74 |
43,31 |
6,12 |
Рентабельность внеоборотных активов |
48,89 |
45,48 |
92,51 |
43,62 |
Согласно таблице 11 можно
сказать что ООО «Хлебокомбинат
Сернурского райпо» - рентабельное
предприятие – причем почти все
показатели рентабельности за анализируемый
период растут, кроме рентабельности
продаж и затратоотдачи. Уменьшение
данных показателей говорит о
том, что снизилась прибыль
Самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества, — рентабельность совокупных активов (экономическая рентабельность). Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. а также показывает способность активов предприятия порождать прибыль. Проведем углубленный 7-ми факторный анализ экономической рентабельности организации. по следующей модели:
Таблица 12 - Анализ и оценка влияния факторов на динамику рентабельности активов предприятия
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение к 2009 г., +/- |
2011 г. |
Изменение к 2010 г., +/- |
Расчетные данные-факторы | |||||
1. Рентабельность продаж, % |
10,41625 |
7,96365 |
-2,45260 |
9,61588 |
1,65223 |
2. Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
7,22148 |
7,50691 |
0,28543 |
6,57702 |
-0,92989 |
3. Доля дебиторской |
0,75548 |
0,72038 |
-0,03510 |
0,76971 |
0,04933 |
4. Коэффициент текущей ликвидности |
2,14578 |
2,91444 |
0,76866 |
3,89705 |
0,98261 |
5. Доля краткосрочных
обязательств в заемном |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
6. Коэффициент соотно-шения
собственного и заемного |
0,35994 |
0,25745 |
-0,10249 |
0,2118 |
-0,04565 |
7. Коэффициент автономии |
0,73533 |
0,79526 |
0,05993 |
0,82522 |
0,02996 |
8. Рентабельность активов,% |
32,27440 |
25,69758 |
-6,57682 |
33,15634 |
7,45876 |
Оценка влияния факторов | |||||
1. Рентабельность продаж |
-7,59930 |
5,33151 | |||
2. Оборачиваемость дебиторской задолженности |
0,97529 |
-3,84361 | |||
3. Доля дебиторской |
-1,19173 |
1,86160 | |||
4. Коэффициент текущей ликвидности |
8,76157 |
9,79329 | |||
5. Доля краткосрочных
обязательств в заемном |
0 |
0 | |||
6. Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала |
-9,45919 |
-6,88702 | |||
Продолжение таблицы 12 | |||||
7. Коэффициент автономии |
1,93654 |
1,20379 | |||
Совокупное влияние всех факторов |
-6,57682 |
7,45956 |
Из расчетов, приведенных в таблице 12 видно, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. рентабельность активов уменьшилась. Основными факторами, оказавшими негативное влияние на рентабельность активов стали: коэффициент соотношения собственного и заемного капитала – за счет него рентабельность активов уменьшилась на 9,5%, рентабельность продаж – влияние -7,6%. Положительное влияние оказали коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии. Совокупное влияние всех факторов составило 6,6%.
В 2011 году по сравнению с
2010 рентабельность активов увеличилась
на 7,46%, чему способствовали коэффициент
оборачиваемости и
Изменения в 2011 году в основном были вызваны увеличением балансовой прибыли и уменьшением заемного капитала организации.
По выше приведенным данным
можно сделать вывод, что организация
должна стремится увеличить
Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Результаты, рассчитанные с помощью маржинального анализа более достоверные, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж (реализации), себестоимости и прибыли, следовательно, обеспечивают высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов предприятия. Использование этого метода в финансовом менеджменте позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
2.3.2. Факторный анализ прибыли от продаж
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции являются:
- изменение объема продажи продукции;
- изменение структуры
ассортимента реализованной
- изменение себестоимости продукции;
- изменение цены реализации продукции.
Проведем факторный анализ прибыли от продажи продукции в период 2009 – 2010 г.г. Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках предприятия представленные в таблице 13.
Таблица 13 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное изменение, тыс.руб. |
Относительное изменение, % |
Выручка, тыс. руб. |
20355 |
23378 |
3023 |
14,85 |
Себестоимость, тыс. руб. |
17877 |
20434 |
2557 |
14,30 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
2478 |
2944 |
466 |
18,80 |
Индекс изменения цен |
1,00 |
1,097 |
0,097 |
9,7 |
Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
20355 |
21311 |
956 |
4,70 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли.
Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Объем реализации за 2011 г. в ценах 2010 г. составил тыс. руб. (23378/1,097). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 104,70% (21311/20355×100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 4,7%.
1. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи увеличилась:
2478 × 0,047 = 116 тыс. руб.
2) Определим влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить следующим образом:
- выручка от продажи 2011 г. в ценах 2010 г. = 21311 тыс. руб.;
- фактически реализованная
продукция, рассчитанная по
- коммерческие и управленческие расходы 2010г. = 0;
- прибыль 2011 г., рассчитанная по себестоимости и ценам 2010 года равна 2594 тыс. руб. (21311 – 18717).
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
2594 – (2478×1,047) = 0.
Произведенный расчет показывает, состав реализованной продукции не изменился.
3) Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции 2011 г. с затратами 2010 г., пересчитанными на изменение объема продаж:
20434 – (17877×1,047) = 1717 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4) Коммерческие и управленческие расходы в анализируемом периоде были равны 0, следовательно, не могли оказать никакого влияния на прибыль.
5) Для определения влияния цен реализации продукции на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж 2011 г., выраженного в ценах 2011 г. и 2010 г., т.е.:
23378 – 21311 = 2067тыс. руб.
Влияние всех перечисленных факторов представим в таблице 14.
Таблица 14 – Оценка влияния факторов на величину прибыли от продаж
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение объема продаж |
116 |
Изменение структуры ассортимента реализованной продукции |
0 |
Изменение себестоимости |
-1717 |
Изменение цен реализации |
2067 |
Совокупное влияние факторов |
466 |
Таким образом, за период 2010 – 2011 г.г. прибыль от продаж увеличилась на 466 тыс. руб. На это изменение оказали влияние такие факторы, как увеличение объема продаж в сопоставимых ценах и увеличение цен реализации.
Согласно результатам анализов, проведенных во второй главе курсовой работы, в целом можно сказать, что ООО «Хлебокомбинат Сернурского райпо» - прибыльное предприятие, чистая прибыль в течение анализируемого периода растет. У организации устойчивое имущественное положение, правда, следует отметить, что недостаточно инвестиций в основные средства. Все основные коэффициенты ликвидности увеличиваются, что положительно характеризует финансовое состояние организации, зато многие показатели оборачиваемости за рассматриваемый период уменьшились, что свидетельствует об ослаблении деловой активности организации. Также наблюдается уменьшение показателей рентабельности продаж, но увеличились показатели рентабельности капитала, что говорит об эффективном его использовании.