Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:36, дипломная работа
Цель аттестационной работы – изучение системы контроля за формированием финансовых результатов от оказания транспортных услуг, правильностью начисления, полнотой взыскания всех причитающихся железной дороге платежей и поступления их в полном объеме на доходные счета ОАО «РЖД», а также рассмотрение путей повышения ее эффективности, анализ основных финансовых показателей работы дороги за год
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Формирование и учет доходных поступлений от грузовых перевозок
на железнодорожном транспорте ..…………………………………………………6
1.1Основные положения и формы расчетов за перевозки грузов …………………...6
1.2 Порядок формирования и учета доходов и доходных поступлений
от грузовых перевозок ……………………………………………………………....9
1.3 Особенности формирования сводов доходных поступлений серии
ФДУ в условиях ведения Единого лицевого счета
плательщика………………………………………………………………………….....15
1.4 Свод сумм, начисленных при отправлении грузов формы ФДУ-5 …………..16
1.5 Свод начисленных сумм по ТехПД ……………………………………………..17
1.6 Свод разных сборов и прочих доходных поступлений формы ФДУ-4 ………..18
1.7 Балансовая книга формы ФРУ-31. Балансовая ведомость формы ФРУ-32 ..…....19
1.8 Формирование контрольных данных о доходных поступлениях …………….20
2 Анализ формирования доходов Свердловской железной
дороги – филиала ОАО «РЖД» ………………………………………………….22
2.1 Выполнение бюджета продаж ……………………………………………………23
3 Пути повышения эффективности системы контроля доходов
и увеличения доходных поступлений от оказания
транспортных услуг ……………………………………………………...…………35
Заключение . ……………………………………………………………………………39
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . …..42
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что отклонение доходов в 2009 году от аналогичного периода прошлого года произошли за счет:
Погрузки……………………………………………. –14 703,59 млн.руб.,
При факте 2008 года 133,3 млн. тонн, фактически в 2009 году погружено 104,8 млн. тонн.
Возврата порожних вагонов………………………. 883,28 млн. руб.,
Прибытия (в т.ч. импорт)…………………………. –4 098,29 млн. руб.,
Дополнительных сборов…………………………... –1 186,09 млн.руб.
Доходной ставки от номенклатуры грузов……..... 7 267,26 млн. руб.
Основные параметры бюджета продаж приведены на диаграмме 2 (Приложение Б).
Диаграмма 2. – Основные параметры показателя бюджета продаж.
Из диаграммы видно, что основой бюджета продаж, дающей 84,6 % начислений и 85,6 % погрузки является отправление грузов, представленных в таблице 2.
Таблица 2. – Основные грузы, перевозимые по Свердловской железной дороге
Доля в начислениях |
Доля в погрузке | |
Нефтепродукты |
38,7 |
23,7 |
Черные металлы |
15,1 |
9,2 |
Удобрения |
9,1 |
7,9 |
Химикаты |
7,3 |
3,6 |
Строительные грузы |
6,6 |
17,4 |
Лесные |
3,7 |
2,9 |
Руда цветная |
3,1 |
7,2 |
металлолом |
2,2 |
2,1 |
Руда железная |
2,1 |
10 |
Промсырье |
1,4 |
5,8 |
Как отмечено выше, максимальное снижение доходов произошло за счет сокращения объемов перевозок грузов, в том числе 73,8 % приходится на внутрироссийские перевозки (–10 848 млн. рублей.).
На отклонение доходов внутрироссийских перевозок повлияли следующие факторы:
– снижение объемов перевозок на 24,7 %, в том числе по массовым грузам, таким как строительные на 40 %; промышленное сырьё на 38,4 %; цемент на 37,7 %; лесные грузы на 36,1 %; черные металлы на 27,2 %; лом черных металлов на 20,3 %; нефтеналивные на 9,7 %.
– изменение средней дальности перевозки на 115,1 км увеличило доходы на 4 166 млн. рублей, что привело к росту доходной ставки на 12 % и доходов от неё на 3 974 млн. рублей.
– рост доли иных собственников с 54,5 % до 64,8 % в данном сегменте.
Динамика основных показателей дороги по внутрироссийским перевозкам показана на диаграмме 3 (Приложение В).
Диаграмма 3. – Основные показатели дороги по внутрироссийским перевозкам.
Доходы от экспортных перевозок в 2009 году снижены на 1 968 млн. рублей, в том числе через погранпереходы на 939 млн. руб, через порты на 1 024 млн. рублей, при увеличении в структуре погрузки доли экспортных перевозок на 3,4 п.п. (до 23 %).
Доходность экспортных перевозок сокращена в результате:
– сокращения объемов перевозок (–7,9 %), в том числе по массовым грузам, таким как удобрения (–38 %); черные металлы (–17,9 %); химикаты (–20,9 %);
– изменения структуры перевозок (рост доли низкодоходных перевозок на 1,2 %. и снижение доли перевозки высокодоходных грузов на 1,9 %.);
– роста доли иных собственников (с 83,6 % до 84,7 % в данном сегменте).
Динамика основных показателей дороги по экспортным перевозкам показана на диаграмме 4 (Приложение Г).
Диаграмма 4. - Основные показатели дороги по экспортным перевозкам
Факторный анализ показывает, что уменьшение начисленной выручки от грузовых перевозок обусловлено, главным образом, снижением потенциального объема перевезенного груза железнодорожным транспортом. А также исполнением приказа Федеральной службы по тарифам «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов». Потери от введения кодов исключительных тарифов (КИТ) составили 5 845,63 млн. рублей (7,8 % от общих начислений). Основные потери 61,7 % приходятся на перевозки нефтепродуктов. Вместе с тем, следует отметить изменение использования перевезенных нефтепродуктов: увеличение доходности на 8,7 % при росте использования грузовой базы на 3,7 %. При том, что по остальным родам грузов погрузка снизилась от 20 % до 40 % и уменьшение размеров доходов составило от 10 % до 36 %, в связи с сокращением выпуска продукции.
Задание по взысканию выручки за двенадцать месяцев 2009 года Дорогой выполнено: при плане, установленном в размере 61, 498 млрд. рублей получено 64774 млрд. рублей или 105,3 %. В оплату за грузовые перевозки при плане 48,374 млрд. рублей поступило 51,481 млрд. рублей (106, 4 %).
Задание по взысканию выручки за декабрь 2009 в целом Дорогой выполнено: при плане, установленном в платежном балансе в размере 4,517млрд. рублей, сбор выручки составил 6,284 млрд. рублей или 139 % к плану, к прошлому году выполнение составило 83,8 %. В оплату за грузовые перевозки при плане 3,676 млрд. рублей (145 % к плану, 64,4 % к прошлому году).
Кредиторская задолженность по состоянию на первое января 2010 составила 2 478 млн. рублей, тогда как на первое декабря 2009 кредиторская задолженность составляла 1 073 млн. рублей (+1405 млн. рублей).
Задачи на 2010 год по выполнению бюджета продаж за грузовые перевозки – 78,113 млрд. рублей.
Динамика взыскания выручки показана на диаграмме 5 (Приложение Д).
Диаграмма 5. – Взыскание выручки.
В 2009 году с вводом ЕЛС на сети дорог, со счетов открытых на Свердловской железной дороге, более 100 плательщиков перешли на ЕЛС других дорог, что привело к недополучению выручки в размере более 200 млн. руб. в месяц.
Ставка за одну погруженную тонну
При плане
Динамика изменения доходной ставки по бюджету продаж за грузовые перевозки приведена на диаграмме 6 (Приложение Ж).
Диаграмма 6. – Динамика изменения доходной ставки по бюджету продаж за грузовые перевозки.
На прирост доходной ставки в декабре месяце к январю 2009 года отрицательно повлияли следующие факторы (средняя доходная ставка в январе снизилась с 830 рублей за тонну. до 794,37 рублей за тонну, а в декабре еще на-35,63 рублей за тонну).
– изменение номенклатуры погрузки привело к снижению начислений на -155,6 млн. рублей и оказало влияние на доходную ставку, снизив ее на -17,6руб. за тонну.
При общей погрузке в январе 198,9 тысяч тонн, доля строительных грузов составляла 10,3 %. В декабре доля этих грузов составила 12,9 %, что привело к снижению начислений на –84,3 млн. рублей и уменьшению доходной ставки на 9,6 рублей за тонну. В итоге общие потери по ставке строительных грузов составили –421,5 руб. за тонну в сравнение со средней ставкой по отправлению.
Динамика изменения погрузки грузов первого класса показана на диаграмме 7 (Приложение З).
Диаграмма 7. – Погрузка грузов первого класса в 2009 году.
При увеличении общей погрузки на 43 % в декабре, по сравнению с январем, роста доли погрузки основных высокодоходных грузов в ее структуре, на Свердловской железной дороге, не произошло. Рассмотрим сложившуюся ситуацию по отдельным видам грузов:
нефтепродукты: при общем росте погрузки (+19 тысяч тонн), их доля к январю месяцу уменьшилась на 1,5 %, что привело к снижению начислений на – 52 млн. рублей;
черные металлы: при общем росте погрузки (+ 4 тысячи тонн), их доля к январю уменьшилась на 2%, снижение начислений составило – 63,1 млн. руб.
Влияние на общую доходную ставку снижения на – 4,7 рубля за тонну оказало уменьшение общего размера начислений по прибытию в сумме – 41,4 млн. рублей.
Факторы, повлиявшие на рост доходной ставки в декабре месяце:
– изменение по видам сообщения. Дополнительно начисления составили + 266,7 млн. рублей, что привело к изменению ставки в размере + 30,2 руб. за тонну, в том числе:
– международные перевозки + 342,9 млн. руб., что привело к увеличению ставки на +38,9 рублей за тонну.
– погрузка на экспорт в январе составила 25,5 % (1573 тыс. тонн) и увеличилась в декабре до 25,8 % ( 2271 тыс.тонн).
– по внутригосударственным перевозкам недополучено -76,2 млн. рублей, что привело к снижению ставки на – 8,6 рублей за тонну.
– доля погрузки в собственном подвижном составе уменьшилась от 78 % в январе, до 77% в декабре. Это изменение оказало положительное влияние на начисления, получено дополнительно + 211,6 млн. рублей и на общую доходную ставку в размере + 24 руб. за тонну.
Доля погрузки в собственном подвижном составе приведена на диаграмме 8.
Диаграмма 8. – Доля погрузки в собственном подвижном составе.
– Увеличение возврата порожних вагонов привело к росту начислений за возврат порожних вагонов на + 66 млн. руб. и повлияло на общую доходную ставку в размере + 7,6 руб. за тонну.
– Увеличение начислений по дополнительным сборам в сравнении с январем составляют + 13,3 млн. руб., что объясняется ростом погрузки на 43 % и ростом ставки на + 1,5 руб. за тонну.
– Анализ изменения средней дальности перевозки по сравнению с январем показал увеличение на 41 км., изменения по начислениям составили + 70,3 млн. рублей, что привело к росту доходной ставки на + 8 руб. за тонну.
Наиболее существенное влияние на рост средней дальности оказало увеличение доли экспортных перевозок. Увеличение средней дальности по родам грузов произошло в основном за счет роста дальности удобрений на 267,81 км. (перевозки в Китай через Наушки, Гродеково, Забайкальск).
Факторы, влияющие на изменение доходной ставки приведены на диаграмме 9 (Приложение К).
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДОХОДОВ И УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ОКАЗАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Коренным отличием новой системы финансово-экономических отношений является применение постатейного планирования с увязкой физических и денежных показателей и возможностью корректировки планов (бюджетов) в зависимости от фактически выполняемых заказанных объемов работ в течение отчетного периода, а также последующей окончательной оценкой реально внесенного подразделением вклада в конечный финансовый результат работы ОАО «РЖД» и расчета «права» на дополнительное финансирование, фонда мотивации, который фиксируется в специальном мотивационном бюджете.
Основой реформирования в ведении управленческой отчетности и оценки финансово-экономической деятельности компании является Номенклатура доходов и расходов (НДиР) по видам деятельности, введенная с первого января 2008 года.
В классификаторе доходов Номенклатуры выполнена группировка статей доходов по видам доходов, видам деятельности и подгруппам для некоторых видов деятельности.
Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Деятельность ОАО «РЖД» разделена на 10 видов:
– грузовые перевозки;
– предоставление услуг инфраструктуры;
– предоставление услуг локомотивной тяги;
– пассажирские перевозки в дальнем следовании;
– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
– ремонт подвижного состава;
– строительство объектов инфраструктуры;
– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
– предоставление услуг социальной сферы;
– прочие виды деятельности.
За основу перечня услуг с первого по девятый вид деятельности взято Распоряжение № 119 от 31.01.2005 «О Едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов» и применяется функциональный подход к разделению видов деятельности на подгруппы, а для прочих видов деятельности в качестве подгрупп выступают отраслевые хозяйства.
К прочим доходам относят:
– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;