Ценовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………2

Глава 1 . История ценовой политики в России
1.1.Основы государственной ценовой политики в России…………5 во второй половине XIX — начале XX век
1.2.Ценовое регулирование на разных этапах развития……………6 социалистического хозяйственного строительства
1.3.Ценовая политика государства с 1991 года………………………15 (либерализация цен)



Глава 2 . Система цен и ее классификация

2.1. Определение системы цен…………………………………………20

2.2. Классификация цен ………………………………………………..21



Глава 3. Ценовая политика

3.1. Способы ценообразования…………………………………………27

3.2. Стратегии ценовой политики ……………………………………30

3.3. Особенности и основные проблемы ценообразования…………31



Глава 4. Современное состояние ценовой политики в Российской Федерации………………………………………………..35



Заключение ……………………………………………………………….39



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы бизнеса.docx

— 91.58 Кб (Скачать файл)

Тесная  взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:                                                                             

  • все  цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;
  • все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.

Взаимосвязь  предприятий, отраслей может быть производственной, экономической, технологической и др.Взаимосвязь взаимозависимость цен в единой системе не только  не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предлагает такое движение.Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют товарное производство, различные формы собственности, конкуренция, т.е. основные элементы рыночной экономики.                 

2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН.

В зависимости  от экономических признаков все  цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

Важнейшим признаком классификации цен  является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:   

   а) оптовые цены на продукцию промышленности;

   б) цены на строительную продукцию;

   в) закупочные цены;

   г) тарифы грузового и пассажирского транспорта;

   д) розничные цены;

   е) тарифы и платные услуги населению;

   ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. 

      а) Оптовые цены на продукцию промышленности—цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.

В свою очередь оптовые цены на продукцию  промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

  • Оптовые цены предприятия--цены изготовителей продукции, по которым они реализуют

произведенную продукцию потребителям---другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис.1).

   

              Издержки                   Прибыль         Надбавки                 Налог на добавленную

   

     (себестоимость продукции)                                (скидки) к цене                стоимость

 

     

                                                         Оптовая цена предприятия 
 

       Рис 1. Состав оптовой цены предприятия  – цены изготовителя продукции 
 

Цена  изготовителя продукции обращена к  производству, тесно связана с  ним. Разновидностью оптовой цены предприятия—изготовителя  является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность фирмы.

  • Оптовые (отпускные) цены промышленности---цены, по которым предприятия или организации—потребители оплачивают продукцию предприятиям—производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис.2).

Оптовая цена        Издержки снабженческо-     Прибыли снабженческо-         Налог напредприятия          сбытовой или оптовой           сбытовой или оптовой            добавленную

                                             реализации                             реализации                      стоимость

                                                     Оптово-сбытовая скидка (наценка)

                                                  

                                                                                                                                        Акцизы

             Оптовая (отпускная) цена промышленности 

       Рис. 2.  Состав оптовой (отпускной)  цены промышленности 

Если  цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью  оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или  биржевых сделок), которая формируется  на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

      б) Цены на строительную продукцию имеют несколько разновидностей. Продукция строительства определяется по трем видам цен:

       сметная стоимость—предельный размер  затрат на строительство каждого  объекта;

       прейскурантная цена — усредненная  сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительства объекта;

       договорная цена, устанавливаемая  по соглашению между заказчиками  и подрядчиками. Сфера действия  этой цены будет расширяться  с развитием рыночных отношений.

       в) Закупочные цены—это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). На основе закупочных цен  для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены—договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально—технических ресурсов.

       г) Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

       д) Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.3

         

                    

   Оптовая                                                                           Торговая надбавка  (скидка)

(отпускная) цена          Акциз         НДС       издержки обращения       прибыль промышлен-                                                        торговых организаций                                                                                                           ности 

 
 

                                                                 Розничная цена 

 

Включенный  в розничную цену акциз – это  косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара.

НДС, являясь  также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20% , но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты и др.). Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль. 

Важное  практическое значение имеет классификация  цен в зависимости от территории действия. По этому признаку различают цены:

 

  • Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как , например, газ , электроэнергия и некоторые другие.
  • Региональные (зональные). Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).
 

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена, кроме издержек производства, включает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. В зависимости от этого экономического признака различают:

  • Цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью.
  • Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления  предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
  • Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
  • Цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.

При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого признака различают:

  • Свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен (их уровня) только путем воздействия на конъюнктуру рынка;
  • Регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким либо аналогичным методом;
  • Фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно  будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые цены. При этом удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

Наиболее  адекватными рыночной экономике, естественно, являются свободные рыночные цены, но государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий перейти к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынкеотносительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования. 

Нередко используется так называемая психологическая цена. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление точного  определения затрат на производство и недопустимость обмана, а также более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него, учитывается и такая особенность психологии покупателей: они любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец.

Информация о работе Ценовая политика РФ