Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому менеджменту".

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_KF_vse.docx

— 116.22 Кб (Скачать файл)

1. В зависимости от специфики имущественных прав выделяют собственный и заемный капитал предприятия.

Собственный капитал характеризует  общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует  привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной (возмездной) основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы  заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению  в предусмотренные сроки.

2. По целям использования в составе предприятия могут быть выделены следующие виды капитала:

- Производительный капитал характеризует средства предприятия, инвестированные в его операционные активы для осуществления его производственно-сбытовой деятельности.

- Ссудный капитал представляет собой ту его часть, которая используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в коммерческих банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, депозитные сертификаты, векселя и т.п.).

- Спекулятивный (фиктивный) капитал позволяет на рынке ценных бумаг получать доход в процессе осуществления спекулятивных (основанных на изменении курсов бумаг) финансовых операций.

3. По формам функционирования различают капитал в денежной материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.

4. По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный виды капитала предприятия.

Основной капитал характеризует  ту часть используемого! предприятием капитала,  который инвестирован во все виды его внеоборотных активов (а не только в основные средства, как это часто трактуется в литературе).

Оборотный капитал характеризует  ту его часть, которая инвестирована  во все виды его оборотных активов.

5. По форме нахождения в процессе кругооборота, т.е. в зависимости от стадий общего цикла этого кругооборота, различают, капитал предприятия в денежно-производственной и товарной др. формах.

6. В зависимости от организационно-правового статуса; собственников выделяют следующие виды капитала: акционерный (капитал предприятий, созданных в форм акционерных обществ); паевой, индивидуальный (капитал индивидуальных предприятий - семейных и т.п.); государственных и муниципальных предприятий.

7. По характеру использования в хозяйственном процессе в практике финансового менеджмента выделяют работающий и условно не работающий виды капитала. Работающий капитал характеризует ту его часть, которая принимается непосредственное участие в формировании доходов и обеспечении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

8. По характеру использования собственниками выделяют потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый) виды капитала. Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала.

Накапливаемый капитал характеризует  различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п.

9. По источникам привлечения различают национальный (отечественный) и иностранный капитал. Такое разделение капитала предприятий используется в процессе соответствующей их классификации.

10. В зависимости от легальности функционирования различают легальный и "теневой" капитал, используемый в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Рост объема использования "теневого" капитала в хозяйственной деятельности предприятий служит для государства своеобразным индикатором коррупции.

Основной целью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребностей в приобретении необходимых  активов и оптимизации его  структуры с позиций обеспечения  условий эффективного его использования.

С учетом этой цели процесс  формирования капитала предприятия  строится на основе следующих принципов:

• учета перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия;

• обеспечения оптимальности  структуры капитала с позиций  эффективного его функционирования;

• обеспечения минимизации  затрат по формированию капитала из различных  источников;

• правового конформизма;

• конструктивной инновационности.

 

15. ЭМИССИЯ АКЦИЙ  И ОБЛИГАЦИЙ КАК ИСТОЧНИК ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ.  ЗАТРАТЫ НА ЭМИССИЮ И РАЗМЕЩЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Существуют различные  методы привлечения средств инвесторов для организации или расширения деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики основным из них  является эмиссия долговых и долевых  ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в  обращение (эмиссия) осуществляется:

- при учреждении акционерного  общества и продаже акций его  учредителям (владельцам);

- при увеличении размеров  первоначального уставного капитала  путем дополнительного выпуска  акций;

- при привлечении заемного  капитала путем выпуска облигаций  хозяйствующего субъекта.

Наиболее распространенным методом эмиссии является размещение акций через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем  продают его по фиксированной  цене физическим и юридическим лицам.

Следующий способ - продажа  непосредственно инвесторам по подписке -отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не производится. Компания, распространяющая свои акции, в этом случае полагается на собственные силы - готовит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т.п.   Считается, что только процветающие компании с хорошей репутацией могут позволить себе этот метод.

Еще один распространенный способ - тендерная продажа. В этом случае один из нескольких инвестиционных институтов покупает у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем  устраивает торг (аукцион), по результатам  которого устанавливают оптимальную  цену акции.

При небольших выпусках акций  наиболее популярным является метод  размещения акций брокером у небольшого числа клиентов. В этом случае снижаются  расходы заемщика по размещению акций (например, нет расходов, связанных  с подпиской на акции). Как правило, величина капитала, привлекаемого таким  образом, ограничивается; если компания намерена выпустить акций на большую  сумму, она должна пользоваться другими  методами.

Согласно российскому  законодательству, эмиссия ценных бумаг  может осуществляться одним из двух способов:

а) частное размещение без  публичного объявления и проведения рекламной кампании среди заранее  известного ограниченного числа  инвесторов (до 100 включительно) во все  время обращения данных ценных бумаг  или на сумму не более 50 млн руб.;

б) открытая продажа с  публикацией и регистрацией проспекта  эмиссии среди потенциально неограниченного  числа инвесторов или на сумму  более 50 млн руб.

При необходимости привлечения  значительных денежных ресурсов (для  финансирования крупных проектов, покрытия текущих расходов и т.д.) государство, муниципалитеты, банки и другие финансовые институты, а также отдельные компании или их объединения часто прибегают к выпуску и продаже облигаций. Под облигацией понимается ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель предоставил заем эмитенту этой бумаги. Облигация обеспечивает ее владельцу некоторый доход - в большинстве случаев он регулярно получает проценты и в конце срока выкупную цену.

Облигации (bonds) являются наиболее распространенным видом ценных бумаг с фиксированным доходом (fixed income securities).

Основные параметры облигации: номинальная цена, или номинал (face value), выкупная цена (redemption value) или правило ее определения, если она отличается от номинала, дата погашения (date of maturity), норма доходности, или купонная процентная ставка (coupon rate), даты выплат процентов и дата погашения. В современной практике выкуп по номиналу является преобладающим. Выплаты процентов обычно производятся ежегодно, по полугодиям или поквартально.

Виды облигаций. Предлагается классификация по следующим признакам:

1.По методу обеспечения:

- государственные и муниципальные  облигации, выплаты по которым  обеспечиваются гарантиями государства  или муниципалитета; облигации частных  корпораций которые обеспечиваются  залогом имущества, передачей  прав на недвижимость, доходами  от различных программ и проектов;

- облигации частных корпораций  без специального обеспечения.

2.По сроку:

- с фиксированной датой  погашения;

- без указания даты  погашения, или бессрочные, точнее, эмитент не связывает себя  конкретным сроком, соответственно, облигации могут быть выкуплены  в любой момент. Примерами таких  облигаций могут служить консоли  в Великобритании (выпущены во  время войны с Наполеоном), французская  рента.

3.По способу погашения  номинала (выкупа облигации):

- разовым платежом;

- распределенными во времени  погашениями оговоренной доли  номинала;

- последовательным погашением  доли общего количества облигаций: соответствующие облигации называются серийными; часто этот метод погашения осуществляется с помощью лотерей (лотерейные или тиражные займы).

4.По методу выплаты  дохода:

- выплачиваются только  проценты, срок выкупа не оговаривается;

- выплата процентов не  предусматривается; так называемые  облигации с нулевым купоном;

- проценты выплачиваются  вместе с номиналом в конце  срока, например, в США это сберегательные  облигации серии ЕЕ;

- периодически выплачиваются  проценты, а в конце срока номинал  или выкупная цена - этот вид  облигаций является преобладающим.

Частные корпорации иногда выпускают облигации с "плавающей" процентной ставкой, уровень которой  ставится в зависимость от каких-либо внешних условий.

Облигации являются важным объектом долгосрочных инвестиций. С  момента их эмиссии и до погашения  они продаются и покупаются на кредитно-денежном рынке по рыночным ценам. Рыночная цена в момент выпуска  может быть равна номиналу, ниже номинала, или с дисконтом, и выше номинала, или с премией. Премия - "переплата" за будущие высокие  доходы, а дисконт - скидка, связанная  с низкими доходами от облигации.

Различают два вида рыночных цен. Облигации реализуются по так  называемой «грязной», или полной, цене, которая включает не только собственно цену облигации, но и сумму процентов  за период после последней их выплаты  и до момента продажи. Рыночная цена за вычетом суммы начисленных  процентов называется чистой.         

Определенное значение имеет  наличие оговорки о запрете досрочного выкупа облигации эмитентом. Наличие  права досрочного выкупа снижает  качество облигации, так как повышает степень неопределенности для инвестора. Более того, в случаях, когда облигация  куплена с премией, досрочный  ее выкуп заметно сокращает доходность инвестиции.

Поскольку номиналы у разных облигаций существенно различаются  между собой (например, в США облигации  выпускаются с номиналами от 25 до 100 000 $), то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен. Таким показателем является курс. Под курсом понимают цену одной облигации в расчете на 100 денежных единиц номинала.

К = Р / N (%),

где К - курс облигации;

Р - рыночная цена;

N - номинал облигации.

Например, если облигация  с номиналом 10 000 руб. продается за 9700 руб., то ее курс составит 97.

 

16. СТРУКТУРА КАПИТАЛА  И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. ТЕОРИИ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Структура капитала – это  комбинация долга и собственных  источников, которые должны уравновешиваться со структурой активов. Еще можно  определить структуру капитала как  соотношение между собственными и заемными средствами предприятия.

Факторов формирования структуры  капитала:

1) Темпы роста оборота  – чем выше темпы роста реализации, тем больше доля заемных средств,  поскольку собственных источников  финансирования может оказаться  недостаточно для значительного  увеличения масштабов деятельности.

2) Уровень налогообложения  прибыли – чем выше ставка  налогообложения прибыли, тем  больше доля заемных средств,  так как заемные средства создают  так называемый налоговый щит.

3) Структура активов –  чем больше величина внеоборотных активов, тем выше доля собственных средств.

4) Состояние рынка капитала  – чем больше развит рынок  капитала (фондовый рынок), тем при  прочих равных условиях выше  доля собственных средств.

5) Уровень и динамика  доходности – чем выше доходность  деятельности корпорации, тем выше  доля заемных средств, поскольку  в этом случае возникает положительное  значение эффекта финансового  рычага.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"