Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Финансовый менеджмент"
9Стратегическое управление человеческими ресурсами – концепция в управлении, фокусирующаяся на факторах, влияющих на реализацию сотрудниками долгосрочных задач компании. Эта концепция основана на соединении стратегического управления компанией и управления человеческими ресурсами. Такая постановка дел требует построения не кадровой службы как корпоративного департамента, но системы управления человеческими ресурсами, основанной на системных принципах обеспечения иерархической взаимосвязанности управляющих элементов, целенаправленного изменения элементов и достижения сверхсуммативности, синергетичности.
10Концепция управления человеческими
ресурсами Цель – максимальное использование потенциала
человека путем создания оптимальной
окружающей среды. Теоретическая основа – теория "человеческих
отношений" Элтона Мэйо и постбюрократическая
теория организации.Парадигма управления
– организационно-социальная "человек
– невозобновляемый организационный
ресурс, элемент социальной организации". Роль человека в системе управления –
ресурс организации. Место человека в
системе управления – элемент социальной
организации.
Требования к "качеству сотрудника"
– профессионально-
Основная задача управления: Отбор работников
c профессиональными и личностными качествами,
соответствующими должности и корпоративной
культуре организации. Обучение персонала,
углубление как специализации, так и универсализации. Условия эффективности: Повышение внимания
к "экологии" внутри и межорганизационных
взаимодействий. Особые затруднения: Ответственность
может перекладываться на внешние причины
вместо изменения курса. Сфера применения: Средние и крупные
предприятия высоко-технологических отраслей
в условиях конкуренции.
Таким образом, управление
распространяется как на формальную (выполнение
должностных обязанностей), так и неформальную
(социальные отношения внутри организации,
физическое и психологическое состояние
работников и т.д.) организацию.
11Инновационное управление – это процесс постоянного обновления различных сторон деят-ти предприятия; это процесс совершенствования, сбалансирования, различных областей работы фирмы. Для менеджмента иннов-й процесс означает разрушение привычной ориентации и создания новой. Для этого необходимо превратить каждого работника в источник нововведения. Внедрение инноваций всегда связано с потребностями рынка, менеджер определяет, какие виды новых продуктов обеспечивают нужную долю рынка.
12Мотивация персонала в любом обществе и экономической
системе носит конкретный, целевой характер
и в значительной степени предопределяет
экономику в обществе и уровень его благосостояния.
Эти и другие факторы предопределяют актуальность
и важность проблем мотивации персонала
и использования человеческого фактора
в целом.Вся деятельность человека обусловлена
реально существующими потребностями.
Люди стремятся либо чего-то достичь, либо
чего-то избежать. В узком смысле слова
«мотивированная деятельность» - это свободные,
обусловленные внутренними побуждениями
действия человека, направленные на достижение
целей, реализацию интересов. В мотивированной
деятельности работник сам определяет
меру действий в зависимости от внутренних
побуждений и условий внешней среды.^ Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить
потребности (получить определенные блага)
посредством трудовой деятельности.Структура
мотива труда:потребность, которую хочет
удовлетворить работник;благо, способное
удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения
блага; цена - издержки материального и морального
характера, связанные с осуществлением
трудового действия.Мотивы труда формируются,
если:в распоряжении общества (или
субъекта управления) имеется необходимый
набор благ, соответствующий социально
обусловленным потребностям человека;для
получения этих благ необходимы личные
трудовые усилия работника;трудовая деятельность
позволяет работнику получить эти блага
с меньшими материальными и моральными
издержками, чем любые другие виды деятельности.
Мотив труда формируется только в том
случае, когда трудовая деятельность является
если не единственным, то основным условием
получения блага. Мотивы труда разнообразны.
Они различаются:
по потребностям, которые человек стремится
удовлетворить посредством трудовой деятельности;по
тем благам, которые требуются человеку
для удовлетворения своих потребностей;по
той цене, которую работник готов заплатить
за получение искомых благ.
Мотивы к труду с
определенной степенью условности делятся
на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
Стадность (потребность быть в коллективе). Данный
мотив особенно характерен для восточного
(японского) стиля управления персоналом:
групповая мораль, отсутствие индивидуального
соревнования, корпоративная культура
и т.д. Для многих россиян данный мотив
до сих пор является существенным фактором
в выборе места работы и ценностных ориентации.
Потребность «работать в хорошем коллективе»,
по мнению многих социологов, до сих пор
входит в лидирующую группу ориентации
работника.^ Мотив личной аффирмации, или самоутверждения, характерен для значительного числа
работников, преимущественно молодого
и зрелого возраста. По Герцбергу, он является
собственно мотивирующим фактором сотрудников
высокой квалификации.^ Мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией,
которые готовы жертвовать стабильностью,
а иногда и более высокими заработками
взамен установки «быть хозяином и самостоятельно
вести свой бизнес».^ Мотив надежности (стабильности) - по существу, мотив самостоятельности
с противоположным знаком. Если в первом
случае работники предпочитают риск, активный
поиск новых решений, новые виды деятельности,
то в данном случае предпочтение отдается
стабильности бытия и деятельности. ^ Мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих
элементов рыночного менеджмента, и прежде
всего маркетинга. На этом мотиве построена
система создания материально-вещественного
мира в экономически развитых странах.
Именно он используется производителями
новых товаров и услуг, а другие мотивы
- порой лишь его внешняя оболочка или
начинка.^ Мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой
цивилизации. Сколько лет существует человечество
- столько лет идет полемика о том, что
справедливо, а что несправедливо в этом
обществе. В каждом обществе устанавливается
свое понимание справедливости.^ Мотив состязательности - один из сильнейших мотивов, действующий
во все времена. Определенная степень
выражения состязательности генетически
присуща каждому человеку. Наиболее часто
применяется в США и Канаде и формулируется
так: «мы работаем в спортзале». При малых
затратах он дает ощутимый экономический
эффект. Мотив состязательности - основа
организации соревнования на предприятии.
При этом важно учитывать следующие принципы:дифференциация
соревнующихся по группам, близким по
условиям, характеру производства и т.д.;одинаковая
система показателей;определение занятых
мест всех соревнующихся;строго дифференцированное
поощрение победителей.
13Теории содержания мотивации анализиру
1) теория иерархии потребностей Маслоу;
2) теория ERG, разработанная Альдерфером;
3) теория приобретенных потребностей
4) теория двух факторов Герцберга.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Природа потребностей различна. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Виды потребностей дифференцируются на:
- физиологические,
- культурные,
- духовные,
- социальные.
Динамика их состоит в том,
что человек в первую очередь стремится
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория мотивации по 3. Фрейду; теория иерархии потребности Маслоу и Г. Муррея; теория двух факторов Герцберга; теория ERG, разработанная Альдерфером; теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
14процессуальные теории
мотивации исследуют прежде всего поведение
людей с учетом их восприятия и познания.
Теория ожиданий Врума. Ожидания можно рассматривать
как оценку данной личностью определенного
события. Основывается на взаимосвязях:
затраты труда, результаты;вознаграждение,
валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Ожидания в отношении затрат труда — это
соотношение между затраченными усилиями
и полученным результатом.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений
— это ожидания определенного вознаграждения
или поощрения в ответ на достигнутый
уровень результатов. Если не будет ощущаться
взаимосвязи между достигнутым результатом
и ожидаемым вознаграждением, мотивация
будет ослабевать. Если человек знает,
что при достижении цели он получит ожидаемое
вознаграждение, но при разумных усилиях
ее не достичь, мотивация будет слабой.
Поскольку у конкретных людей потребности
и желания в отношении вознаграждения
различны, то вознаграждение за достигнутые
результаты может и не иметь для них никакой
ценности. При слабом действии одного
из данных факторов будет слабой мотивация,
низкие результаты труда.
Валентность — это предполагаемая степень
относительного неудовлетворения или
удовлетворения вследствие получения
какого;либо вознаграждения.
Теория справедливости. Данная теория гласит, что люди
соотносят полученное вознаграждение
к затраченным усилиям и затем соотносят
его с вознаграждением других людей за
подобную работу. Если коллега получил
большее вознаграждение за аналогичную
работу, то у возникает психологическое
напряжение. В результате необходимо мотивировать
этого сотрудника, снять напряжение для
восстановления справедливости, исправить
дисбаланс. Люди могут восстанавливать
справедливость либо уменьшив усилия,
либо пытаясь изменить уровень получаемого
вознаграждения. Основной вывод теории
справедливости заключается в том, что
до тех пор, пока люди не начнут считать,
что получаемое вознаграждение справедливо,
они будут уменьшать интенсивность труда.
Модель Портера-Лоулера. Один из наиболее важных выводов
Портера-Лоулера в том, что производительный
труд ведет к удовлетворению. Согласно
теории человеческих отношений удовлетворение
способствует достижению результативности
труда, иными словами, более довольные
рабочие лучше трудятся.
Позднее, в конце 70-х — начале 80-х гг. XX
в. много внимания уделялось анализу системы
человеческих отношений на опыте американской
компании IBM и японских кружков качества.
В качестве примера современных европейских
исследований по данной проблематике
можно привести исследование мотивации
труда в Финляндии, выполненное Тапани
Алкулой.
15Лайман Портер и Эдвард
Лоулер разработали комплексную модель
мотивации, включающую элементы теории
ожиданий и теории справедливости. Самый
важный их вывод — результативный труд
ведет к удовлетворению.Модель этих авторов
показывает необходимость и важность
для мотивации объединения многих факторов,
влияющих на поведение человека. Рассмотрим
механизм мотивации в этой модели. Результаты,
достигнутые сотрудником, зависят от трех
переменных:
1) затраченных усилий;
2) способностей, ценностей и взглядов
человека;
3) факторов рабочей среды.
Концепция паритисипативного управления
исходит из того, что если человек в организации
заинтересованно принимает участие в
различной корпоративной деятельности,
то он получает удовлетворение, работает
с большей отдачей, более качественно
и результативно.
Участие в принятии решений, в постановке
целей способствует удовлетворению потребностей
в достижении.
16Принципиальная схема стимулирования эффективной производственной деятельностиЗаинтересованность предприятий в повышении эффективности производства вытекает из структуры экономических систем. В каждой из них имеются две части: управляющая и управляемая. Функции управляющей подсистемы могут выполняться управляющим органом и (или) управляющей средой. Управляющий орган обладает определёнными административными функциями, его указания обязательны для соответствующих производственных ячеек. То, что мы называем управляющей средой, не имеет административных функций и, в частности, является совокупностью отношений, формируемых рынками продукции и труда (рабочей силы). Понятие управляющей среды вытекает из представлений Адама Смита о «невидимой руке», которая в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции так координирует деятельность людей, что каждый из них, стремясь к максимизации собственной выгоды, действует, в конечном счёте, и в интересах общества.В условиях предприятия организация эффективной работы осуществляется на основе иерархической структуры, в которой от управляющих подсистем к управляемым передаётся информация о необходимом уровне эффективности. Информация о достигнутых характеристиках результатов и затрат передаётся по каналам обратной связи. В зависимости от соотношения между необходимыми и фактическими характеристиками эффективности устанавливаются поощрения и санкции.Из рассмотренной структуры экономических систем и принципа соизмерения затрат и результатов следует, что для эффективной деятельности любого подразделения предприятия и отдельного сотрудника должны быть определены:1. границы хозяйственной самостоятельности (степени свободы) в отношении ассортимента продукции, методов её изготовления, организации оплаты труда и т.д.;2. необходимые результаты деятельности (характеристики изделий, объёмы и сроки изготовления, экологические параметры и т.д.);3. необходимые затраты трудовых и материальных ресурсов, определяемые в зависимости от норм затрат ресурсов на единицу продукции и объёмов её выпуска;4. формы и условия стимулирования роста эффективности. В частности, исходя из границ экономической самостоятельности, определяются возможные стимулы повышения качества, экономии ресурсов, увеличения объёма продукции;5. система взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств.Объём необходимых затрат и стимулы их экономии должны быть известны управляемому объекту до начала работы и оставаться стабильными при неизменности условий её выполнения. Каждое изменение этих условий и плановых результатов должно сопровождаться изменением необходимых затрат.Технический прогресс в производственных отраслях хозяйства выражается в уменьшении затрат ресурсов труда, материалов, энергии на единицу полезного эффекта. Реально этот процесс происходит в результате уменьшения норм затрат ресурсов. Управление производством осуществляется таким образом, что рост эффективности не может быть практически ощутимым без изменения норм затрат труда, материалов и энергии. В частности, если после освоения нового оборудования и технологии нормы не изменились, то предприятие не может получить значительной части реального эффекта.
17Качество трудовой
жизни – важнейшее условие роста производительности
труда, показатель оценки эффективности социально-