Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 00:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовый менеджмент".
8. Концепция и методический инструментарий учёта фактора инфляции. Концепция учета влияния фактора инфляции в управлении различными аспектами финансовой деятельности предприятия заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций. Реализация этой концепции в практике финансового менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. ИНФЛЯЦИЯ — процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен. Темп ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода. Фактический ТЕМП ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий реальный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом прошедшем периоде. Ожидаемый ТЕМП ИНФЛЯЦИИ — прогнозный показатель, характеризующий возможный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом предстоящем периоде. Индекс ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий общий рост уровня цен в определенном периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в рассматриваемом периоде (выраженного десятичной дробью).НОМИНАЛЬНАЯ СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ — оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде. Реальная СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ — оценка размеров денежных активов с учетом изменения уровня покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией. НОМИНАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА — ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией (или общая процентная ставка, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).РЕАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА — ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией.ИНФЛЯЦИОННАЯ ПРЕМИЯ — дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения финансовых потерь от обесценения денег в связи с инфляцией. Уровень этого дохода обычно приравнивается к темпу инфляции.С учетом рассмотренных базовых понятий формируется конкретный методический инструментарий:I. Методический инструментарий прогнозирования годового темпа и индекса инфляции основывается на ожидаемых среднемесячных ее темпах. Такая информация содержится в публикуемых прогнозах экономического и социального развития страны на предстоящий период. Результаты прогнозирования служат основой последующего фактора инфляции финансовой деятельности предприятия.1. При прогнозировании годового темпа инфляции используется следующая формула: где — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью; — ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде, выраженный десятичной дробью. 2. При прогнозировании годового индекса инфляции используются следующие формулы: или где — прогнозируемый годовой индекс инфляции, выраженный десятичной дробью; — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью (рассчитанный по ранее приведенной формуле); — ожидаемый среднемесячный темп инфляции, выраженный десятичной дробью. II. Методический инструментарий формирования реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции основывается на прогнозируемом номинальном ее уровне на финансовом рынке (результаты такого прогноза отражены обычно в ценах фьючерсных и опционных контрактов, заключаемых на фондовой бирже) и результатах прогноза годовых темпов инфляции. В основе расчета реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции лежит Модель Фишера, которая имеет следующий вид: где — реальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью; — номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью; — темп инфляции (фактический или прогнозируемый в определенном периоде), выраженный десятичной дробью. III. Методический инструментарий оценки стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции позволяет осуществлять расчеты как будущей, так и настоящей их стоимости с соответствующей „инфляционной составляющей". В основе осуществления этих расчетов лежит формируемая реальная процентная ставка.1. При оценке будущей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула (представляющая собой модификацию рассмотренной ранее Модели Фишера): где — номинальная будущая стоимость вклада (денежных средств), учитывающая фактор инфляции; — первоначальная сумма вклада; — реальная процентная ставка, выраженная десятичной дробью; — прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной дробью; — количество интервалов, по которым осуществляется каждый процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени. 2. При оценке настоящей стоимости денежных средств с учетом фактора инфляции используется следующая формула: где — реальная настоящая сумма вклада (денежных средств), учитывающая фактор инфляции; — ожидаемая номинальная будущая стоимость вклада (денежных средств); — реальная процентная ставка, используемая в процессе дисконтирования стоимости, выраженная десятичной дробью; — прогнозируемый темп инфляции, выраженный десятичной дробью: — количество интервалов, по которым осуществляется каждый процентный платеж, в общем обусловленном периоде времени. 4. Методический инструментарий формирования необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции, с одной стороны, призван обеспечить расчет суммы и уровня „инфляционной премии", а с другой — расчет общего уровня номинального дохода, обеспечивающего возмещение инфляционных потерь и получение необходимого уровня реальной прибыли.1. При определении необходимого размера инфляционной премии используется следующая формула: где — сумма инфляционной премии в определенном периоде; — первоначальная стоимость денежных средств; — темп инфляции в рассматриваемом периоде, выраженный десятичной дробью. 2. При определении общей суммы необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции используется следующая формула: где — общая номинальная сумма необходимого дохода по финансовой операции с учетом фактора инфляции в рассматриваемом периоде; — реальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде, исчисленная по простым или сложным процентам с использованием реальной процентной ставки; — сумма инфляционной премии в рассматриваемом периоде.3. При определении необходимого уровня доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции используется следующая формула: где — необходимый уровень доходности финансовых операций с учетом фактора инфляции, выраженный десятичной дробью; — общая номинальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде. — реальная сумма необходимого дохода по финансовой операции в рассматриваемом периоде.
9. Экономическая
сущность и классификация
10. Принципы формирования активов предприятия. Основной целью формирования активов предприятия является выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности. Принципы: 1. Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации, формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности. 2. Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции. Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов. 3. Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности. Такая оптимизация состава активов предприятия направлена с одной стороны на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов, а с другой — на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль. 4. Обеспечение условий ускорения оборота активов в процессе их использования. Необходимость реализации этого принципа связана с тем, что ускорение оборота активов оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на размер формируемой операционной прибыли предприятия. 5. Выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия. Современный рынок средств и предметов производства, а также финансовый рынок предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов. В процессе их конкретного выбора следует при прочих равных условиях учитывать их перспективность, многофункциональность, способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях и соответственно повышать рыночную стоимость предприятия.
11. Сущность оборотных активов предприятия и принципы их формирования. Оборотные активы – совокупность имущественных ценностей обслуживающих текущую, производственную, коммерческую деятельность и полностью потребляемые в течении одного производственного цикла. В их состав входят: производственные запасы; запасы готовой продукции; денежные активы; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; расходы будущих периодов. Оборотные активы составляют наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. Классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам:1. По характеру финансовых источников формирования :а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. б) Чистые оборотные активы характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. 2. Виды оборотных активов: а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов -характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия. б) Запасы готовой продукции - характеризует текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. в) Дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.г) Денежные активы - к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов. д) Прочие Виды оборотных активов - оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (расходы будущих периодов и т. п.).3. Характер участия в операционном процессе. В соответствии с этим признаком оборотные активы дифференцируются следующим образом: а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции);б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл предприятия (дебиторская задолженность и др.).4. Период функционирования оборотных активов: а) Постоянная часть оборотных активов - неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. б) Переменная часть оборотных активов - варьирующая их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции.
12. Политика управления оборотными активами(ПУОА). Политика управления оборотными активами - часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. ПУОА предприятия разрабатывается по следующим основным этапам:1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия- отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. 3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов- процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года. 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. 6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов - оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования – все виды оборотных активов подвержены риску потерь, поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов. 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов - сформированные принципы могут определять широкий диапазон подходов к финансированию оборотных активов — от крайне консервативного до крайне агрессивного. 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов -формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.
13. Управление запасами. Политика управления запасами -часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением. Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются: 1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде - выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами ТМЦ в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. 2. Определение целей формирования запасов. Запасы ТМЦ, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями: а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов); б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции). 3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов- предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида — производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. 4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов. Расчет оптимальной суммы запасов каждого вида в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры. 5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии - своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов. 6. Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции. В связи с изменением номинального уровня цен на товарно-материальные ценности в условиях инфляционной экономики, цены, по которым сформированы их запасы, требуют соответствующей корректировки к моменту производственного потребления или реализации этих активов.
14. Управление дебиторской задолженностью. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующим основным этапам: 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде - оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции - решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. 4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:• срок предоставления кредита (кредитный период);• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. 5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме. В предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства. 6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности - сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности - т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности- построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок.