Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание безубыточности………..……………………..4
1.1. Сущность анализа безубыточности………………………………...4
1.2. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании…………………………………………………………………..5
1.3. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы…….7
1.4. Экономический смысл маржинального анализа………………….8
1.5. Использование маржинального анализа при разработке системы премирования менеджеров по продажам………………………………9
1.6 Методы определения точки безубыточности…………………….10
2. Применение анализа безубыточности в экономической практике……14
2.1. Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности………………………………………………………….14
3. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература……………………………………………………………………….28
Так, например, если сумма постоянных затрат составляет 15 млн. д. е. и необходимо получить прибыль в размере 7,5 млн. д. е. при удельном маржинальном доходе в 150 тыс. д. е., то необходимый объем продаж составит:
Хn= (15 + 7,5) : 0,15 = 150 изделий.
Поскольку после достижения безубыточности продажа каждого последующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной величине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом:
(11)
где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли. Так, используя данные предыдущего примера:
Хn = (15 : 0,15) + (7,5:0,15) = 100 + 50 = 150 изделий.
Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 150 изделий только 50 обеспечили получение прибыли в сумме 7,5 млн. д. е., а остальные 100 лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, рассматривая данную ситуацию, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 50 изделий обеспечат такую же прибыль, что и 150 предыдущих.
Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называемой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период. Так, например, амортизационные отчисления являются постоянными неденежными расходами.
В этом случае используется следующая формула:
где Хн.р. — точка наличного (денежного) равновесия;
т — сумма амортизационных отчислений; остальные составляющие из формулы 1.
Если, например, величина амортизационных отчислений составляет 1,5 млн. д. е., то точка наличного равновесия:
Хр = (15 - 1,5) : (0,2 - 0,05) = 13,5:0,15 = 90 единиц.
Таким образом, при существующем соотношении затрат и выручки предприятию необходимо продать 90 единиц продукции, чтобы компенсировать все постоянные расходы, осуществленные в денежной форме.
Если необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для достижения определенной величины прибыли после налогообложения (чистой прибыли), используется формула:
где Хп.ч. — объем продаж, необходимый для получения заданной прибыли после налогообложения (чистой прибыли); Пч — заданная чистая прибыль; С — ставка налога на прибыль.
Так, если прибыль после налогообложения должна составить 7 млн. д. е., а ставка налога — 30%, то
Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта технологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами [3].
В этом случае находится точка равновесия (безубыточности), в которой по обоим вариантам обеспечивается получение одинаковой прибыли. Если объем производства меньше этой точки, то более прибыльным является вариант, характеризующийся меньшими постоянными затратами. Превышение точки равновесия обеспечивает большую прибыльность варианту с меньшими переменными затратами. Например, рассматриваются два варианта технологии производства нового изделия, экономические показатели которых следующие (табл. 1).
Таблица 1- Характеристики вариантов технологии производства, д. е
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, при объеме производства до 6985 изделий более прибыльным будет вариант I, а в случае превышения этой величины — вариант II.
В рассмотренных задачах анализа безубыточности объем продаж измерялся в натуральных единицах. Соответственно этому переменные затраты, выручка и маржинальный доход были представлены в виде удельных показателей, т. е. в расчете на единицу изделия (работ, услуг). Однако в большинстве случаев объем продаж представлен в стоимостном выражении, поэтому при проведении анализа используется так называемый “коэффициент валовой прибыли”. Этот коэффициент определяется отношением валовой прибыли (маржинального дохода) к выручке и называется также “отношение доход—выручка”.
Точка равновесия при этом выражается в денежной оценке и определяется по формуле:
где R — коэффициент валовой прибыли (% или долей).
Например, производство продукции предприятия характеризуется следующим соотношением выручки, переменных и постоянных затрат:
• выручка — 30 млн. д. е.;
• переменные затраты — 7,5 млн. д. е.;
• валовая прибыль (маржинальный доход) — 22,5 млн. д. е.;
• постоянные затраты — 15 млн. д. е.
Коэффициент валовой прибыли в этом случае равняется:
22,5:30 = 0,75.
Точка безубыточности составляет:
15 :0,75 = 20 млн. д. е.
Следует обратить внимание на то, что удельный маржинальный доход и коэффициент валовой прибыли являются идентичными по своему экономическому содержанию показателями. При этом первый из них показывает, какой доход приносит каждая проданная единица продукции, а второй — сколько процентов (или долей) маржинального дохода содержится в каждой денежной единице продаж.
Коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности продукции, может использоваться в качестве самостоятельного инструмента анализа управленческих решений в ситуациях, когда сформировавшееся соотношение между объемом (ценой) продаж и переменными затратами не изменяется.
Можно выделить два варианта анализа, осуществляемого посредством данного показателя.
1. Оцениваются последствия предполагаемого роста объема продаж исходя из необходимости увеличения операционной прибыли (прибыли от продаж) при том, что уровень постоянных затрат останется тем же. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равна дополнительному маржинальному доходу, полученному в результате этого роста.
При этом, поскольку этот коэффициент представляет собой отношение маржинального дохода к объему продаж, величина дополнительного маржинального дохода определяется по формуле:
где МДд — дополнительный маржинальный доход;
Vд — дополнительный объем продаж;
R — коэффициент валовой прибыли.
Например, менеджеры компании планируют увеличение прибыли не менее чем на 70 тыс. д. е. Производственные возможности компании и потребности рынка позволяют увеличить объем продаж на 200 тыс. д. е. Коэффициент валовой прибыли 0,4.
Дополнительный маржинальный доход будет получен в сумме:
200 х 0,4 = 80 тыс. д. е.
Таким образом, предполагаемое увеличение объема продаж при существующем уровне выгодности продукции с избытком обеспечит требуемые финансовые результаты.
2. Предполагается увеличение
объема продаж, для чего необходимы
дополнительные постоянные
Основываясь на данных предыдущего примера, предположим, что увеличение объема продаж на 200 тыс. д. е. возможно только в результате проведения дополнительной рекламной кампании, которая обойдется в 85 тыс. д. е.
Поскольку маржинальный доход вырастет всего на 80 тыс. д. е., принятие рассматриваемого управленческого решения приведет к убытку в 5 тыс. д. е. Таким образом, от данного варианта следует отказаться.
Очевидно, что любые аналитические задачи решаются при использовании как натуральных, так и стоимостных измерителей уровня деловой активности. Так, объем продаж, необходимый для получения прибыли в размере 7,5 млн. д. е„ находится следующим образом:
(15 + 7,5): 0,75 = 30 млн. д. е.
Следует иметь в виду, что при анализе безубыточности принимается ряд допущений. Основные из них:
• объем производства и объем продаж одинаковы (равны);
• продажная цена единицы продукции не изменяется по мере изменения объема продаж;
• цены на потребляемые материалы, услуги, заработная плата не изменяются;
• затраты предприятия можно точно разделить на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты остаются одинаковыми при всех объемах производства, а переменные изменяются пропорционально объему;
• имеется только одна точка равновесия (безубыточности);
• производится и продается один вид изделия или, в случае многономенклатурного производства, сохраняется постоянная структура продаж;
• анализируется только так называемый приемлемый диапазон объемов производства, т. е. такой интервал деловой активности предприятия, для которого действительно выявленное соотношение между затратами, объемом продаж и прибылью. Вне этого диапазона данная закономерность может быть нарушена, а принятые решения будут неверными.
В конкретной ситуации некоторые допущения могут не соблюдаться, что скажется на результатах анализа и, возможно, на принятии того или иного решения.
Поскольку анализ безубыточности основывается на разделении затрат на постоянные и переменные, то от точности разделения зависит уровень обоснованности принимаемых решений. Такое разделение в значительной степени затруднено существованием так называемых смешанных (полупеременных) затрат, включающих в себя как постоянные, так и переменные составляющие. Как отмечают западные авторы, “заводские накладные расходы являются идеальным примером смешанных затрат”. Существует несколько методов разделения смешанных затрат, в том числе корреляционно-регрессионный анализ и метод “минимума и максимума” (“минимаксный”). Использование первого из них предполагает математико-статистическую обработку множества значений объемов производства и соответствующих значений определенной статьи накладных расходов. Свободный член в уравнении парной корреляции показывает величину постоянных затрат, а коэффициент при объеме производства — переменные затраты на единицу продукции. Например, по общепроизводственным расходам получено следующее уравнение:
Y = 231,87+0,0623Х,
где 231,87 — свободный член корреляционного уравнения; X— объем производства, единиц; 0,0623 — количество денежных единиц переменных затрат на единицу продукции.
Среднее значение общепроизводственных расходов за анализируемый период составило 650,71 д. е. при среднем значении объема производства 6723 единицы.
Таким образом, доля постоянных затрат составит:
231,87:650,71=35,63%, а переменных соответственно 64,37%.
Следует обратить внимание на то, что данное соотношение постоянных и переменных затрат характерно только для объема производства, равного 6723 единицам. При увеличении объема производства доля (но не величина) постоянных затрат будет уменьшаться, а при уменьшении объема — увеличиваться.
Минимаксный метод является более простым и заключается в выборе минимального и максимального объемов производства и сравнении затрат, соответствующих каждому из них [3]. При этом предполагается, что, поскольку постоянные затраты не изменяются, увеличение совокупных затрат происходит исключительно за счет роста их переменной части. Исходя из этого предположения, величина переменных затрат на единицу продукции определяется следующим образом:
Информация о работе Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”