Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Задачи:
1 изучить социально-экономическую сущность социальных внебюджетных фондов;
2 изучить историю возникновения и развития Пенсионного Фонда РФ;
3 проанализировать состав и структуру бюджета ПФР за 2008 – 2010 года.

Содержание

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-
дов 8
1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов 8
1.2 Модель социальной защиты населения 12
2 Пенсионный фонд РФ (ПФР) – важнейший социальный фонд 17
2.1 История возникновения и развития ПФР 17
2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 26
3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –
2010 года 32
Заключение 42
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая  работа содержит 45 с., 3 таблицы, 24 источника.

 

 

ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД, БЮДЖЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАЛОГИ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЦИТ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.

 

 

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его  пенсионными правами.

В структуре  Пенсионного фонда - 8 Управлений в  Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                  6

1 Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фон-

    дов                                                                                                                         8

   1.1 Сущность и значение социальных внебюджетных фондов                    8

   1.2 Модель социальной защиты населения                                                      12

2 Пенсионный фонд РФ  (ПФР) – важнейший социальный фонд                   17

   2.1 История возникновения и развития ПФР                                                   17

   2.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции                                 26

3 Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 –

    2010 года                                                                                                             32

Заключение                                                                                                             42

Библиографический список                                                                                  44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Внебюджетные  фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

В настоящее  время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами  регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных  внебюджетных фондов, составления и  утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального  страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве.

Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его  важное социальное значение.

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе выявляются в том, что государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме  того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования  национального дохода государства  на определенные социальные и экономические  цели.

Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного  Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.

Задачи:

1 изучить  социально-экономическую сущность  социальных внебюджетных фондов;

2 изучить  историю возникновения и развития  Пенсионного Фонда РФ;

3 проанализировать  состав и структуру бюджета  ПФР за 2008 – 2010 года.

Объектом  исследования выступает теоретические  основы организации Пенсионного  фонда РФ, анализ формирования и  использования его средств. Предметом исследования являются финансовые отношения по формированию и использованию средств ПФР.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили: учебные пособия, законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Пенсионного Фонда России.

 

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ 

   ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

 

    1. Сущность и значение социальных внебюджетных фондов

Социальные  внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется как деятельность социальных внебюджетных фондов, так и указываются источники  их формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Социальные  внебюджетные фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей.1

Социальные внебюджетные фонды  комплексно расходуются на основе оперативной  самостоятельности и строго в  соответствии с целевыми назначениями фондов.

Социальные внебюджетные фонды  относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

В состав социальных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального  страхования; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью создания общегосударственных и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства - бюджета.

Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Основное  отличие таких целевых фондов от бюджетных средств состоит в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас. Например, в последние годы часть внебюджетных денежных фондов РФ вошла в состав федерального бюджета и получила статус целевых бюджетных фондов. Это такие фонды, как Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ и некоторые другие.

К отличительным  особенностям внебюджетных фондов относятся  их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.

В современных  условиях вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются  количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет  фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.2

Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Наличие разнообразных источников образования  внебюджетных фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений.

Доходы социальных внебюджетных фондов формируются за счет:3 
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;  
- добровольных взносов физических и юридических лиц;  
- других доходов, предусмотренных законодательством.

Основным источником доходов социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

Информация о работе Анализ состава и структуры бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008 – 2010 года