Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 18:41, контрольная работа
Основная цель финансового анализа – получение небольшого количества параметров, которые дадут объективную и полную картину финансового состояния предприятия, его прибыли (убытков), изменение структуры активов и пассивов и расчетов с дебиторами и кредиторами.
Задачи финансового анализа:
Объективная оценка финансового состояния предприятия
Выявление факторов, повлиявших на полученные результаты
В условиях рыночных отношений правильно выбранная хозяйственная стратегия, оптимально составленный план экономического развития и экономический анализ обеспечивают финансовую устойчивость предприятия.
Финансовая устойчивость – результат эффективного использования производственно-хозяйственных факторов.
Эффективное использование всех видов ресурсов – факторов, снижение затрат и рост доходности являются основными задачами предприятия.
Экономист должен владеть современными приемами и методами экономического анализа, которые позволяют:
Все пользователи финансовых отчетов предприятия используют методы финансового анализа для принятия управленческих решений с целью оптимизации своих интересов.
Финансовый анализ включает три взаимосвязанных блока:
Основная цель финансового анализа – получение небольшого количества параметров, которые дадут объективную и полную картину финансового состояния предприятия, его прибыли (убытков), изменение структуры активов и пассивов и расчетов с дебиторами и кредиторами.
Задачи финансового анализа:
Практика финансового анализа выработала основные методы анализа финансовых отчетов, среди которых:
Источники данных для финансового анализа – бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, которая включает форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форму № 3 «Отчет о движении капитала», форму № 4 «Отчет о движении денежных средств», форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Проведем анализ на примере конкретного предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности за 2010 год.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль (убыток).
Прибыль – абсолютный показатель, наиболее полно отражающий объем и качество произведенной продукции, уровень производительности труда, себестоимости и успешность реализации продукции. Так как только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.
Наличие прибыли показывает степень финансового благополучия предприятия. Рост прибыли позволяет увеличивать собственный капитал, создает финансовую базу для самофинансирования и расширения производства, позволяет материально поощрять работников и решать социальные проблемы.
Прибыль предприятия – источник формирования бюджетов различных уровней.
Прибыль является источником погашения долговых обязательств перед банками, кредиторами и инвесторами.
По прибыли определяют долю доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов.
По прибыли определяется рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, каждой акции и т.д.
Убытки же говорят о просчетах в организации производства и сбыта продукции и ставят предприятие в сложное финансовое положение.
Основные задачи анализа финансовых результатов:
В анализе используются следующие показатели прибыли:
Валовая прибыль – результат, полученный на уровне производства продукции без учета накладных расходов, связанных с дальнейшей реализацией продукции и общим управлением предприятием.
Прибыль от продаж – финансовый результат от основной деятельности предприятия.
Прибыль до налогообложения – финансовый результат, полученный от всех видов деятельности включительно (производственной, финансовой, операционной, внереализационной).
Чистая прибыль – окончательная сумма рибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Нераспределенная прибыль – оставшаяся на предприятии часть чистой прибыли, не направленная на потребление, т.е. распределение между акционерами и персоналом.
Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. инвестирования в производство.
Проведем анализ. Для этого используем данные формы № 2 при расчете таблицы № 1 «Факторный анализ прибыли от реализации и балансовой прибыли.
Таблица 1. Факторный анализ прибыли от реализации и балансовой прибыли на основе данных Формы № 2 за 2010 год | |||||||||
Показатели |
Код |
Сумма, т. руб. |
Отклонение (+/-), тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Уд.вес, % |
Отклонение уд. веса, % | ||
Пред. период |
Отчет. период |
Пред. период |
Отчет. период | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогич. обязат. платежей) |
010 |
294202 |
347081 |
52879 |
117,97 |
17,97 |
100,00 |
100,00 |
- |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
204807 |
230374 |
25567 |
112,48 |
12,48 |
69,61 |
66,37 |
-3,24 |
Валовая прибыль |
029 |
89395 |
116707 |
27312 |
130,55 |
30,55 |
30,39 |
33,63 |
3,24 |
Коммерческие расходы |
030 |
20052 |
34163 |
14111 |
170,37 |
70,37 |
6,82 |
9,84 |
3,03 |
Управленческие расходы |
040 |
13266 |
16561 |
3295 |
124,84 |
24,84 |
4,51 |
4,77 |
0,26 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
56077 |
65983 |
9906 |
117,66 |
17,66 |
19,06 |
19,01 |
-0,05 |
Проценты к получению |
060 |
18 |
0 |
-18 |
0,00 |
-100,00 |
0,01 |
0,00 |
-0,01 |
Проценты к уплате |
070 |
726 |
1067 |
341 |
146,97 |
46,97 |
0,25 |
0,31 |
0,06 |
Доходы от участия в др. организациях |
080 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие доходы |
090 |
7680 |
4046 |
-3634 |
52,68 |
-47,32 |
2,61 |
1,17 |
-1,44 |
Прочие расходы |
100 |
13316 |
10956 |
-2360 |
82,28 |
-17,72 |
4,53 |
3,16 |
-1,37 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
49733 |
58006 |
8273 |
116,63 |
16,63 |
16,90 |
16,71 |
-0,19 |
Отложенные налоговые активы |
141 |
0 |
1 |
1 |
- |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Отложенные налоговые обязательства |
142 |
0 |
34 |
34 |
- |
- |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
10190 |
12071 |
1881 |
118,46 |
18,46 |
3,46 |
3,48 |
0,01 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
39543 |
45902 |
6359 |
116,08 |
16,08 |
13,44 |
13,23 |
-0,22 |
Из данных таблицы 1 следует, что за анализируемый период по сравнению с предшествующим аналогичным периодом:
Значение валовой прибыли растет быстрее, чем выручки от реализации. Это говорит о незначительном росте себестоимости.
Выручка от реализации возросла на 17,97%, а себестоимость на 12,48%. Благодаря разнице в скорости увеличения данных показателей, предприятие получило рост валовой прибыли за отчетный период на 30,55%.
Опережающими темпами росли коммерческие расходы (на 14 111тыс. руб. или на 70,37%). Что привело к не столь значительному росту прибыли от реализации.
Необходимо провести более глубокий постатейный анализ коммерческих расходов. Если считать, что коммерческие расходы переменные и растут пропорционально объему реализации, т.е. росту выручки от реализации, то их оправданный рост должен составить также 17,66% или 3 541,18 тыс. руб. ((20052*17,66%)/100%).
3) Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) выросла на 16,63% или на 8 273 тыс. руб. Это примерно на уровне роста прибыли от реализации. Но значение балансовой прибыли ниже значения прибыли от реализации на 1 633 (8273 – 9906) тыс. руб. или на 16,48% поэтому можно сделать вывод, что результаты финансовой, операционной и внереализационной деятельности предприятия оказали влияние на изменение балансовой прибыли:
1. Упала до нуля величина доходов по статье «проценты к получению».
2. Проценты к уплате выросли на 341 тыс. руб. или на 46,97%.
3. Прочие операционные доходы снизились на 3 634 тыс. руб. или на 47,32%.
4. Прочие операционные расходы также снизились. Их снижение составило 2 360 тыс. руб. или 17,72%.
Всё это привело к снижению максимально возможной прибыли на 16,48%.
Основной составляющей балансовой прибыли является прибыль от реализации. Факторный анализ прибыли от реализации позволяет оценить резервы повышения эффективности производства (торговой деятельности), обосновать управленческие решения по использованию производственных факторов.
Прибыль от реализации определяется по формуле:
Где ПР – прибыль от реализации, тыс. руб.,
ВР – выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб,
С – себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, тыс. руб.,
КР – коммерческие расходы, тыс. руб.,
УР – управленческие расходы, тыс. руб.
Расчет влияния этого фактора нужно разделить на 2 части, т.к. сама ВР – произведение объема реализованной продукции в натуральном выражении и цены этой продукции.
Т.о., сначала рассчитаем:
а) Влияние на прибыль от реализации изменения цены, по которой продавалась продукция. Т.е. фактора, который не зависит от организации, а связан с инфляцией.
Определим влияние инфляции. Для этого выручку от реализации отчетного периода (ВР1) приведем в сопоставимый вид по формуле
, (т.к. в 2010 году инфляция составила 8,8%, то Iр=1,088)
Изменение выручки от реализации за счет роста цен составило 28 072,73 тыс. руб.
Определим влияние на прибыль от реализации изменения цен на товары.
За счет роста цен прибыль от реализации увеличилась на 5 350,66 тыс. руб.
б) Определим влияние изменения количества реализованных товаров на изменение прибыли от реализации.
Изменение выручки от реализации за счет увеличения объема реализованной продукции составило +24 806,27 тыс. руб.
За счет увеличения объема реализованной продукции прибыль от реализации возросла на 4 728,08 тыс. руб.
Так как себестоимость это фактор обратного влияния на прибыль от реализации, то можно сделать вывод, что незначительный рост себестоимости на 25 567 тыс. руб. привел к увеличению прибыли от реализации на 11 245,42 тыс. руб.
Коммерческие расходы также являются фактором обратного влияния, следовательно, увеличение в отчетном периоде значения этого фактора привело к снижению возможной прибыли от реализации на 10 516,55 тыс. руб.