Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1
1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
1.2 Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7
2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7
2.1.2. Управление рисками………………………………..…………………….......11
2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14
2.2.Управление персоналом банка………………………………………………........17
2.2.1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
2.2.2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21
3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21
3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22
3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25
3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29
Список литературы…………………………………………………………………………....31
Приложения
Несмотря на указанные
признаки восстановления экономики
России, всё ещё сохраняется
В первом полугодии 2011 года
Группа наблюдала растущий спрос
на кредиты, способствовавший увеличению
кредитного портфеля до вычета резерва
под обесценение на 8,3 %. Положительный
эффект также оказало увеличение
доли розничных кредитов, которые
росли быстрее корпоративных
клиентов. Ситуация нестабильности на
долговых рынках Западной Европы не оказала
влияние на отчёт о финансовом
положении Группы, поскольку Сбербанк
последовательно сокращал свой портфель
ценных бумаг, состоящий в основном
из государственных и
Чистая прибыль в первом полугодии 2011 года составила 176,1 млрд. рублей (или 8,12 рублей на обыкновенную акцию) что почти в 3 раза больше, чем в первом полугодии 2010 года (64,3 млрд. рублей или 2,95 рублей на обыкновенную акцию). Доходы Группы характеризуются высоким качеством и сформированы за счёт основной банковской деятельности: чистый процентный доход и чистый комиссионный доход составили в первом полугодии 2011 года 92,1% всего операционного дохода до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля. Чистая процентная маржа стабилизировалась в диапазоне от 6,2% до 6,5% с начала 2011 года и в первом полугодии 2011 года составила в среднем 6,4%. Несмотря на более высокие операционные расходы в первом полугодии 2011 года, соотношение расходов к доходам оставалось на приемлемом уровне 45,6% (в первом полугодии 2010 года этот показатель составил 40,2%). Улучшение ситуации в экономике РФ и текущий процесс внедрения новой системы управления рисками и процедур взыскания задолженности положительно сказались на качестве кредитного портфеля, что позволило восстановить резервы под обесценение кредитного портфеля в размере 22,2 млрд. руб. В частности, в первом полугодии 2011 года удалось взыскать/ реализовать ряд кредитов, которые ранее считались обесцененными или «неработающими» и по которым были сформированы резервы. В итоге доля «неработающих» кредитов снизилась до 6,6%, тогда как коэффициент покрытия резервами остался на стабильном уровне 1,5x по состоянию на 30 июня 2011 года. Рентабельность капитала повысилась и составила в первом полугодии 2011 года 33,2% в годовом исчислении8.
3.4 Мотивация к успеху сотрудников Сбербанка
Правильная мотивация сотрудников является важнейшим фактором достижения общих корпоративных целей. Поэтому Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как материального, так и нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Основной принцип Сбербанка в части оплаты труда — платить за достижение результата, а не процесс деятельности.
Основная задача Банка — привлечь и сохранить квалифицированные кадры, поэтому Сбербанк стремится обеспечивать сотрудникам конкурентоспособный уровень заработной платы. Для сравнения уровня заработных плат с рынком используются специализированные и общеиндустриальные обзоры. Также используется разрядная сетка должностей и определяются окладные вилки для каждого разряда на основе сравнения с заработной платой для аналогичных должностей на рынке. Среднемесячная оплата труда сотрудников Сбербанка (с учетом всех выплат, осуществленных в отчетном году, включая вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет) возросла по сравнению с уровнем 2009 года на 28,4% и за 2010 год составила 44,0 тыс. руб.
Инструменты оценки персонала (оценочные центры, деловые игры, конференции, гайд-интервью) строятся на основе ключевых компетенций.
Работа руководителей от начальника отдела до топ-менеджмента оценивается по системе «Приоритетных проектов», включающей процесс постановки, мониторинга и оценки выполнения поставленных перед руководителем задач. Одним из важнейших принципов этой системы является ее каскадность, то есть цели, согласованные со Стратегией Сбербанка, устанавливаются сначала топ-менеджерам Банка, а затем каскадируются на более низкие уровни, разветвляясь на под-проекты. В будущем Банк планирует разработать профессиональные тесты для оценки руководителей при назначениях и ротациях, а также осуществить оценку команд структурных подразделений и предоставить рекомендации по оптимизации их деятельности.
Для рядовых сотрудников
действует система оценки личной
эффективности «5+», в рамках которой
оценка деятельности производится по
пяти критериям: личная результативность,
совершенствование
С целью распространения
этих практик в территориальных
банках в настоящее время идет
активное формирование региональных оценочных
центров: разрабатываются дистанционные
методики, проводится обучение и аттестация
специалистов. Также в Банке разработаны
системы мотивации для
В дополнение к оплате труда и премированию Банк предлагает сотрудникам социальный пакет, который включает ряд гарантий и компенсаций, например, предоставление материальной помощи в связи с важными жизненными обстоятельствами, доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, различные доплаты и компенсации тем, кто работает в условиях Крайнего Севера, и т.д. Важными дополнениями к социальному пакету стали специальная программа добровольного медицинского страхования, осуществляемая Банком на паритетной основе, программа страхования от несчастных случаев и тяжелых болезней, полностью финансируемая Банком, а также льготное кредитование сотрудников. В некоторых территориальных банках имеются и другие виды льгот, например, дотации на питание.
Сбербанк поощряет стремление сотрудников к самосовершенствованию и достижению выдающихся результатов в работе. Кроме финансовой мотивации, уделяется большое внимание публичному признанию их заслуг. В Банке действует система поощрения сотрудников и трудовых коллективов за достижение наивысших показателей производственной деятельности. Каждый год проводится традиционный конкурс по достижению лучших показателей деятельности среди территориальных банков, а также конкурсы «Лучший по профессии». Победителям конкурса предоставляются различные возможности для профессионального развития, в числе которых стажировки в лучших подразделениях территориальных банков и в центральном аппарате, участие в конференциях по обмену опытом, возможность получения дополнительного образования.
Среди нематериальных стимулов также можно отметить систему внутрикорпоративных наград: Благодарность Президента Банка, почетные знаки отличия, медаль, почетные и юбилейные грамоты, занесение в Книгу Почета.
Заключение
Подводя итог, можно сказать следующее: банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Банковский менеджмент имеет две сферы управления: финансовый менеджмент (управление денежными потоками, проходящими через банк) и управление персоналом.
Цели банковского менеджмента специфичны, они обусловлены целями функционирования банка. Эти цели подразделяются на экономические и социальные. Экономические цели банка связаны с повышением стоимости банка и обеспечением его ликвидности. Социальные цели состоят в наиболее полном удовлетворении потребностей клиентов и содействии банка развитию экономики в целом. Задачи банковского менеджмента вытекают из целей и определяют создание механизмов, обеспечивающих повышение стоимости банка, его ликвидность, защиту от внешних и внутренних рисков, эффективную систему управления персоналом. Основные направления банковского менеджмента определяются применительно к его сферам. Финансовый менеджмент банка включает: стратегическое и текущее планирование; формирование банковской политики; организацию маркетинга; управление активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, банковскими рисками.
Сбалансированное управление
активами и пассивами позволяет
оптимизировать структуру активов,
обеспечивающих максимальный уровень
доходности при заданном уровне риска,
структуру пассивов, обеспечивающих
минимизацию затрат по привлечению
источников финансирования, и одновременно
соотношение активов и
Управление персоналом банка представляет собой определённую систему организационных мер, направленных на формирование единой команды, способной решать поставленные перед ней производственные задачи. Система управлением персоналом строится с учётом стратегических и тактических целей функционирования банка и осуществляется на основе разработки кадровой политики. Организация работы по управлению персоналом возлагается на специально созданное подразделение – кадровую службу банка. Процесс управления персоналом включает: перспективное и текущее планирование деятельности банковских работников, разработку системы мотивации эффективного труда, применение различных форм развития персонала и совершенствование его творческого потенциала.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне (26%). Основная задача, которую Сбербанк России поставил перед собой в рамках Стратегии Развития до 2014 г. — стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и с точки зрения качества предоставляемых клиентам услуг. В первом полугодии 2011 года продолжилось постепенное восстановление российской экономики после финансового кризиса, сопровождающееся ростом спроса на кредиты, как со стороны корпоративных клиентов, так и физических лиц. Чистая прибыль в первом полугодии 2011 года составила 176,1 млрд. рублей (или 8,12 рублей на обыкновенную акцию) что почти в 3 раза больше, чем в первом полугодии 2010 года (64,3 млрд. рублей или 2,95 рублей на обыкновенную акцию). Основная задача Сбербанка в области социальной политики — привлечь и сохранить квалифицированные кадры, поэтому Банк стремится обеспечивать сотрудникам конкурентоспособный уровень заработной платы. Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как материального, так и нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Основной принцип Сбербанка в части оплаты труда — платить за достижение результата, а не процесс деятельности
Список литературы
Приложения
Таблица 1
Алгоритм успешной работы Кадровой службы банка9
Приоритетные направления |
Факторы успешного решения |
1.Организационное построение самой Службы. |
1.1. Оптимизация структуры Службы.
Наличие в ее структуре |
2. Управление подразделениями |
2.1. Еженедельные оперативные |
3.Взаимодействие с другими подразделениями банка. |
3.1. Наличие плана взаимодействия
с подразделениями по |
4.Взаимодействие с высшим руководством банка. |
4.1. Представление текущей и |
5. Реализация основных кадровых задач. |
5.1. Разработка технологий |
Информация о работе Банковский менеджмент и его значение в банковском деле