Валютный рынок России: новые тенденции и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение валютного рынка РФ в современной экономике с позиции развития и выявление его основных тенденций.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
определение сущности валютного рынка;
рассмотрение основных валютных курсов и операций;
рассмотрение законодательной базы, регулирующей валютный рынок;

Вложенные файлы: 1 файл

Birzhevoe_delo_kursach.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

г) переводы неторгового  характера в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации, включая  переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал  предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие  в управлении предприятием;

б) портфельные  инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в  оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа  на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Подводя итог можно  сказать, что валютный рынок - сфера  экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности.

При совершении валютных операций исходным моментом является курс валюты - оценка денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, а установление курса является котировкой валюты. В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса). В России курсы валют устанавливаются на торгах ММВБ.

В банковской практике применяются различные виды валютных операций: спот, форвардные, или срочные сделки, с опционом, операции своп, а также арбитражные сделки. 

На территории Российской Федерации валютные операции могут осуществляться всеми хозяйствующими субъектами рынка и физическими  лицами только через уполномоченные банки, т.е. банки имеющие лицензию ЦБ РФ на совершение вышеназванных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Законодательная база, регламентирующая валютный рынок

 

Подготовка  к обеспечению реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (действующая редакция от 19.05.2013)

Данный Закон состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В нём установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают  нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

В отличие от Закона 1992 г. большинство норм этого Закона имеют прямое действие. Бланкетные нормы применяются только тогда, когда необходимо управомочить Правительство РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных Законом.

Среди новелл, введенных  Законом, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что валютные ограничения  в России после вступления Закона в силу могут устанавливаться ЦБР не на основе административного усмотрения, а в соответствии с установленным в Законе перечнем ограничений, который является исчерпывающим.

В то же время  по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив участников валютного рынка, вводить меры, временно ограничивающие их права, связанные с распоряжением валютными средствами.

Закон отменяет практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.

Установлено право  физических лиц открывать счета  в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право  получат и юридические лица. Введены  новые допустимые размеры сумм ввозимой и вывозимой валюты, более либеральные по сравнению с прежними правилами. Покупка и продажа иностранной валюты будут осуществляться без предъявления требования об идентификации личности.

Таможенные  органы осуществляют в пределах своей  компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.    

Для совершенствования валютного регулирования можно предложить следующие принципы: 

-  упразднение  полномочий «органа валютного  регулирования», его функции призван  исполнять   сам   закон.   Соответственно,   любые   регулирующие   меры   определяются

законодательством Российской Федерации, а не решениями  исполнительных органов власти и центрального банка;

-  отказ от  практики дискриминации граждан  России по сравнению с гражданами  других государств в операциях  с валютными ценностями;

-  отмена  ограничений и запретов на  свободную реализацию прав собственников валютных ценностей, отмена разрешительной системы проведения валютных операций и методов   особого   (индивидуального)   подхода,   исключение   случаев   неоправданного вмешательства государства в частную коммерческую деятельность, произвола чиновников и принятия ими субъективных решений, создание условий для проведения легальных валютных  операций   и   вывода  их  из   «тени»   посредством   либерализации  условий проведения таких операций;

-  введение  уведомительного порядка проведения  резидентами операций движения капитала и определение в качестве объекта уведомления налоговых органов в целях профилактики налоговых правонарушений;

-      предоставление   права   резидентам   осуществлять    валютные   операции    без унизительной    процедуры    предоставления   доказательств    полномочий   пользования собственными средствами;

-      запрет   на   принуждение   к   совершению   конверсионных   операций,      а  также  установление ограничений по  условиям их проведения;

- неограниченная  возможность открывать рублёвые счета в иностранных банках;

-свободная купля-продажа юридическими и физическими лицами иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации через уполномоченные банки, а в отдельных случаях - без их участия (разовые операции между физическими лицами);

- предоставление физическим лицам возможности совершения без ограничений операций  дарения,   наследования,   беспроцентного   займа  и   приобретения   валютных

ценностей в  целях коллекционирования;

- уравнивание  в правах резидентов и нерезидентов при проведении операций ввоза и вывоза валютных ценностей, наличие ограничений по суммам ввозимой и вывозимой иностранной валюты и рублей только для обеспечения участия Российской Федерации в борьбе с легализацией «преступных» доходов;

- освобождение уполномоченных банков от выполнения несвойственных коммерческим организациям государственно-административных функций, ведущих к конфликту интересов.

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы, а именно: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции; 3)единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Органами валютного контроля  являются Центральный банк и Правительство  РФ.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки  – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже  иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;

г) проверка полноты  и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Органы и  агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

    • осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
    • проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов.

Формирование  современной системы валютного контроля в России обычно рассматривается как хронологическая последовательность событий по принятию нормативных актов, которые регламентируют правила проведения определенных видов операций, методы ведения контроля и полномочия контролирующих государственных организаций. Большинство авторов рассматривают развитие системы валютного контроля в РФ по линии расширения объема валютных операций, охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования системы валютного контроля в стране.

Развитие системы  валютного контроля проходило не только по пути модификации методов  контроля (от косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).

Анализ становления  валютного рынка позволяет выделить следующие основные направления формирования системы валютного контроля:

- формирование  внутренней организационной структуры;

- расширение  сферы охвата;

- модификация  правил проведения внешнеторговых  операций.

Поскольку в  России, согласно Закону, текущие операции разрешено осуществлять без ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий;  нерезиденты проводят валютные операции с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем.  Валютные операции с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами - с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений), и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений). Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его эффективность.

Информация о работе Валютный рынок России: новые тенденции и развитие