Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение валютного рынка РФ в современной экономике с позиции развития и выявление его основных тенденций.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
определение сущности валютного рынка;
рассмотрение основных валютных курсов и операций;
рассмотрение законодательной базы, регулирующей валютный рынок;
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
Валютные операции,
связанные с движением
а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней
е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Подводя итог можно сказать, что валютный рынок - сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности.
При совершении валютных операций исходным моментом является курс валюты - оценка денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, а установление курса является котировкой валюты. В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса). В России курсы валют устанавливаются на торгах ММВБ.
В банковской практике применяются различные виды валютных операций: спот, форвардные, или срочные сделки, с опционом, операции своп, а также арбитражные сделки.
На территории Российской Федерации валютные операции могут осуществляться всеми хозяйствующими субъектами рынка и физическими лицами только через уполномоченные банки, т.е. банки имеющие лицензию ЦБ РФ на совершение вышеназванных операций.
Подготовка к обеспечению реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (действующая редакция от 19.05.2013)
Данный Закон состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В нём установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.
В отличие от Закона 1992 г. большинство норм этого Закона имеют прямое действие. Бланкетные нормы применяются только тогда, когда необходимо управомочить Правительство РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных Законом.
Среди новелл, введенных Законом, необходимо прежде всего обратить внимание на то, что валютные ограничения в России после вступления Закона в силу могут устанавливаться ЦБР не на основе административного усмотрения, а в соответствии с установленным в Законе перечнем ограничений, который является исчерпывающим.
В то же время по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив участников валютного рынка, вводить меры, временно ограничивающие их права, связанные с распоряжением валютными средствами.
Закон отменяет практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.
Установлено право физических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право получат и юридические лица. Введены новые допустимые размеры сумм ввозимой и вывозимой валюты, более либеральные по сравнению с прежними правилами. Покупка и продажа иностранной валюты будут осуществляться без предъявления требования об идентификации личности.
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Для совершенствования валютного регулирования можно предложить следующие принципы:
- упразднение полномочий «органа валютного регулирования», его функции призван исполнять сам закон. Соответственно, любые регулирующие меры определяются
законодательством Российской Федерации, а не решениями исполнительных органов власти и центрального банка;
- отказ от
практики дискриминации
- отмена
ограничений и запретов на
свободную реализацию прав
- введение
уведомительного порядка
- предоставление права резидентам осуществлять валютные операции без унизительной процедуры предоставления доказательств полномочий пользования собственными средствами;
- запрет на принуждение к совершению конверсионных операций, а также установление ограничений по условиям их проведения;
- неограниченная возможность открывать рублёвые счета в иностранных банках;
-свободная купля-продажа юридическими и физическими лицами иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации через уполномоченные банки, а в отдельных случаях - без их участия (разовые операции между физическими лицами);
- предоставление физическим лицам возможности совершения без ограничений операций дарения, наследования, беспроцентного займа и приобретения валютных
ценностей в целях коллекционирования;
- уравнивание
в правах резидентов и нерезиде
- освобождение уполномоченных
банков от выполнения несвойственных
коммерческим организациям государственно-
Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы, а именно: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции; 3)единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.
Органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Уполномоченные банки – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты
и объективности учета и
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
Формирование современной системы валютного контроля в России обычно рассматривается как хронологическая последовательность событий по принятию нормативных актов, которые регламентируют правила проведения определенных видов операций, методы ведения контроля и полномочия контролирующих государственных организаций. Большинство авторов рассматривают развитие системы валютного контроля в РФ по линии расширения объема валютных операций, охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования системы валютного контроля в стране.
Развитие системы валютного контроля проходило не только по пути модификации методов контроля (от косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).
Анализ становления
валютного рынка позволяет выде
- формирование
внутренней организационной
- расширение сферы охвата;
- модификация
правил проведения
Поскольку в России, согласно Закону, текущие операции разрешено осуществлять без ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий; нерезиденты проводят валютные операции с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем. Валютные операции с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами - с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений), и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений). Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его эффективность.
Информация о работе Валютный рынок России: новые тенденции и развитие