Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:06, автореферат
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономики Казахстана закладываются принципиально новые основы социально-экономических отношений и наиболее актуальными вопросами становятся достижение сбалансированного многомерного развития всех секторов экономики. Одной из стратегически важных, но в то же время сложных и противоречивых задач современной экономики Казахстана является достижение интенсивности эффективного взаимодействия со стороны банковского и реального секторов экономики.
Изучение различных аспектов формирования денежно-кредитных отношений, возможностей и направлений их совершенствования является важной задачей становления теории и практики развития современной экономики Казахстана. При этом одним из главных направлений, имеющих актуальнейшее значение для реформирования казахстанской экономики, является выработка совершенно новой концепции интеграции банковского и промышленного капиталов.
Для обеспечения предприятий реального сектора экономики необходимым и прежде всего адекватным комплексом финансовых услуг банкам необходимо иметь достаточную ресурсную базу или «длинную» пассивную базу. Большинство банков второго уровня в Казахстане решили эту задачу, обратившись на зарубежный рынок межбанковских кредитов, приобретая по приемлемой для себя цене кредитные ресурсы для предоставления долгосрочных инвестиционных и ипотечных кредитов. Причем объемы такого привлечения в силу высокой потенциальной доходности с каждым годом стали увеличиваться и суммарные внешние обязательства банков составили 45 млрд. 922,1 млн. долл. (почти половина внешнего долга страны), из них краткосрочные внешние обязательства банков составляли 7 млрд. 345,6 млн. долл., долгосрочные – 38 млрд. 576,5 млн. долл. Именно значительная финансовая зависимость отечественных банков от внешнего фондирования и стала той самой «ахиллесовой пятой» банковского сектора Казахстана. Общее снижение предложения денег в экономике привело к повышению средневзвешенных процентных ставок как по привлекаемым депозитам, так и по кредитам банков.
Одной из ключевых проблем взаимодействия банковского и реального секторов экономики является процентная политика. В так называемый докризисный период львиная доля финансирования экономики осуществлялась банками на выгодных для них условиях. Привлекая тенговые депозиты в среднем под 9,5% годовых, банки кредитовали предприятия реального сектора экономики под 14%, а население – под 17-20%, в то время как фондовый рынок, организуя первичное размещение облигаций, обеспечивает кредитование на уровне 8-10%. Однако анализ динамики средневзвешенных ставок вознаграждения по кредитам за период 2004-2008 гг. свидетельствует о том, что уровень ставки вознаграждения по кредитам юридических лиц имеет тенденцию к росту (на 2,1% и 3,5% в тенге и СКВ соответственно), составив на конец 2008 г. 16,1% и 13,1% в тенге и СКВ. В значительной степени возросли ставки по кредитам, выданным банками в тенге до 1 месяца – до 17,4%, а в СКВ на срок от 1 до 5 лет – до 15,5%. Практика формирования процентных ставок в таких системообразующих банках, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк Казахстана» и АО «БТА Банк», также подтверждает значительно более высокий уровень процентных ставок по кредитам: по краткосрочным – от 13,0% до 15,0%, по долгосрочным – от 17-22%.
Главным внешним фактором, влияющим на уровень процентных ставок коммерческого банка, является денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан, один из инструментов которой – официальные ставки вознаграждения Национального банка. Если в докризисный период Национальный банк страны повышал ставку рефинансирования с целью минимизации инфляции до 11% (на 01.01.08 г.), то с учетом некоторого снижения инфляционных процессов в 2008 г. и необходимости оказания финансовой поддержки предприятиям реального сектора ставка рефинансирования была снижена до уровня 9,5% (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика среднегодовых ставок вознаграждения по кредитам выданным, ссудной задолженности, депозитам в увязке со ставкой рефинансирования по Карагандинской области за период 2004-2008 гг.
Официальная ставка |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Ставка рефинансирования |
7,0 |
8,5 |
9,0 |
11,0 |
9,5 |
Ставка по фактической ссудной задолженности |
17,2 |
16,5 |
15,8 |
17,2 |
17,4 |
Ставка по срочным депозитам |
5,8 |
6,95 |
7,55 |
8,75 |
8,5 |
Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК. |
По мере снижения ставки рефинансирования до 9,5% ставки по банковским кредитам должны иметь тенденцию к снижению. Однако, как видно из данных таблицы 2, снижение ставки рефинансирования за 2007-2008 гг. на 1,5% не отразилось на размере ставки по фактической ссудной задолженности, которая за этот же период имеет тенденцию к росту. Такое повышение связано с процентной политикой банков по привлеченным банками депозитам, размер которых за весь период увеличился на 2,7%, составив 8,5%. Значительное влияние на изменение процентных ставок оказывает инфляция. Процентные ставки, применяемые банками, должны быть установлены ими на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего периода вложения средств, и обеспечивать реальную отдачу (сохранение качества ссуженной стоимости). Рыночная процентная ставка отражает инфляционные ожидания, наблюдаемые в обществе, и характеризует уровень процентной ставки, необходимой для пробуждения у потребителя банковских услуг интереса сберечь часть дохода. Для банков второго уровня, пассивы которых формируются в тенге, а не за счет значительных зарубежных займов, повышающийся уровень инфляции напрямую влияет на процентную ставку в сторону ее увеличения. И это, конечно же, невыгодно в первую очередь предприятиям реального сектора экономики.
Не менее важной проблемой во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики является наличие высокого уровня рисков, в частности, кредитных. Сегодня многие коммерческие банки стали уделять значительное внимание организации управления рисками практически с момента ввода в действие Инструкции о требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня от 2004 года. В то же время взаимоотношения банка с клиентами подвергают высокому уровню риска не только банки, но и их контрагентов, т.е. предприятия. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно решить проблему высоких рисков путем внедрения и совершенствования системы управления рисками и методов оценки рисков банков, предприятий и их взаимодействия. Банковские риски в системе взаимодействия банков и предприятий можно охарактеризовать по результатам анализа регулярного обследования «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка», проведенного Нацбанком. В 2008 году произошло заметное ужесточение кредитной политики банков. Наиболее рискованными отраслями экономики подавляющим числом банков были отмечены отрасль строительства и операции с недвижимостью.
Несмотря на сохранение значений показателей ликвидности, прибыльности и достаточности активов в иностранной валюте, банки склонны считать, что у заемщиков возникнут некоторые затруднения с обслуживанием займов в первой половине 2009 года вследствие дальнейшего ужесточения ценовых и неценовых условий кредитования. В частности, ожидается рост пролонгаций, сроков просрочки платежей по кредитам и снижение рейтингов заемщиков, что отражается на качестве активов банков (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика активов и условных обязательств банков второго уровня за период 2006-2008 гг. (тыс. тенге)
Активы банков |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Стандартные |
8 121 697 233 |
7 695 018 908 |
8 305 027 442 |
Сомнительные: |
3 026 521 796 |
5 542 476 572 |
4 993 345 200 |
- сомнительные 1 категории |
2 587 254 671 |
4 253 747 822 |
2 334 919 100 |
- сомнительные 2 категории |
114 348 725 |
581 282 518 |
604 543 743 |
- сомнительные 3 категории |
239 129 634 |
539 453 541 |
1 594 219 730 |
- сомнительные 4 категории |
38 018 670 |
59 205 566 |
210 837 467 |
- сомнительные 5 категории |
47 770 096 |
108 787 125 |
248 825 160 |
Безнадежные |
97 200 819 |
140 233 882 |
413 102 305 |
Всего |
11 245 419 848 |
13 377 729 362 |
13 711 474 947 |
Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК. |
Как видно из таблицы 3, в структуре активов и условных обязательств объем сомнительных и безнадежных за весь период увеличился на 1 966 823 404 тыс. тенге и на 315 901 486 тыс. тенге соответственно, составив на конец 2008г. 4 993 345 200 тыс. тенге и 413 102 305 тыс. тенге.
В структуре сомнительных активов и обязательств наибольший удельный вес занимают сомнительные 1 категории (46,7%). На втором и третьем местах по преобладанию находятся активы и обязательства 3 категории и 2 категории, удельный вес которых возрос за весь период на 24% и 8%, составив на конец 2008 г. 32% и 12% соответственно.
Оценку риска промышленного предприятия, риска банка или риска взаимодействия можно рассчитать на основе показателя фактического группового риска, определяемого по формуле:
В результате расчета рисков предприятия, банка и взаимодействия по вышеуказанной формуле мы получили следующие значения (таблица 4).
Таблица 4 – Результаты оценки рисков предприятия и банка
№ |
Наименование риска |
Нормативный уровень риска |
Уровень риска |
1 |
Риск предприятия |
≤ 0,5 |
0,6 |
2 |
Риск банка |
≤ 0,5 |
0,5 |
3 |
Риск взаимодействия |
≤ 0,5 |
0,6 |
Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК. |
Как показали результаты оценки рисков предприятий, банков и риска взаимодействия, наибольший риск в системе взаимодействия банков и предприятий Карагандинской области представляет риск финансовой несостоятельности предприятий реального сектора. Решение задачи по минимизации выявленного уровня риска, на наш взгляд, напрямую сопряжено с качеством и доступностью информации, на основании анализа которой банки как потенциальные кредиторы выносят свое окончательное решение о выдаче (или отказе в выдаче) кредита предприятию.
Для того чтобы определить, насколько уровень предлагаемых банками услуг соответствует реальным потребностям предприятий реального сектора экономики, было проведено маркетинговое исследование среди представителей реального сектора экономики в виде анкетного опроса с достаточным уровнем репрезентативности выборки клиентов банков. Как свидетельствуют результаты опроса представителей реального сектора экономики (рисунок 9), наибольший удельный вес использованных предприятиями услуг имеют услуги по размещению депозитов и услуг и по долгосрочному кредитованию – соответственно 87% и 82% от числа опрошенных представителей реального сектора. 77% опрошенных клиентов во взаимоотношениях с банками используют услугу по обмену валют.
Рисунок 9 – Объемы потребления предприятиями реального сектора Карагандинской области банковских услуг за 2008 г. (%)
Примечание – Составлено автором.
Стремительное распространение банками услуги, связанной с предоставлением дебетовых платежных карт, в области подтверждают 67% предприятий, использующих эти услуги банков, которые, по мнению предприятий, позволяют им экономить денежные средства на выплату заработной платы кассирам, а также экономят время работников предприятий, которое они бы потратили, стоя в очереди в кассу. Из общего числа опрошенных предприятий реального сектора 67% пользуются услугами банков по краткосрочному кредитованию. В последнее время, несмотря на преобладание доли долгосрочного кредитования, банки активно предоставляют «короткие» деньги преимущественно предприятиям, относящимся к торговой отрасли, число кредитов которых в общей структуре ссудного портфеля занимает львиную долю.
Услуги по овердрафту и аккредитивам использовали 43% и 38% респондентов. В данных видах услуг, как отмечают руководителя предприятий реального сектора, они испытывают с каждым годом все большую потребность.
Сравнительно в меньшей степени предприятия реального сектора, как свидетельствуют проведенные нами исследования в рамках региона, используют так называемые «нетрадиционные» услуги коммерческих банков – лизинг, консалтинговые услуги, операции с ценными бумагами и факторинг (форфейтинг).
Причем услуги по доверительному управлению денежными средствами (трастовые услуги) среди предприятий реального сектора практически не пользуются спросом. Так, из «нетрадиционных» услуг наибольший интерес у предприятий вызвали консультации по налоговому планированию (45% клиентов); консультации по финансовому управлению предприятием (23% клиентов), по оценке рисков и бизнеса (35% клиентов).
Консультационные услуги банков второго уровня использовали только 14% всех предприятий. Как отмечалось, несмотря на то, что этот вид услуги особо востребован со стороны предприятий реального сектора, он не развит с точки зрения предложения такой услуги со стороны банков, поскольку для того, чтобы данный вид услуги был предоставлен эффективно, банки должны обладать высококвалифицированными специалистами в области финансового менеджмента, налогообложения и бухгалтерского учета на предприятии. Актуальность данного вида услуги банков возрастает в условиях влияния мирового кризиса на положение промышленных предприятий.
Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что в области наблюдается асимметрия в потреблении банковских услуг в сторону «традиционного» спектра банковских операций. В данном случае под понятием «асимметрия» мы подразумеваем смещение центра максимальной частоты потребления услуг. Имея данные о реальных потребностях в услугах банков со стороны предприятий реального сектора, мы имеем возможность, сопоставить интересы экономических секторов. Такое сопоставление обеспечит выявление тех причин, которые приводят к возникновению «асимметрии» или «асинхронности» развития банковского и реального секторов экономики.
Информация о работе Взаимодействие реального и банковского секторов экономики: анализ и оценка