Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 02:15, реферат
Важным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает дефицит бюджета, требующий не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.
Целью написания данного реферата является рассмотрение внебюджетных фондов и их влияния на экономику России.
Введение 3
Обзорная часть 4
1. Понятие и состав внебюджетных фондов 6
2. Особенности формирования внебюджетных фондов в РФ 13
3. Формирование доходов внебюджетных фондов РФ 15
4. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в РФ 23
Заключение 29
Литература 30
Приложение 31
Т.о., значительное количество внебюджетных фондов образовано в рамках субъектов РФ - это так называемые региональные или территориальные, а также фонды, образуемые органами власти на местах. Кроме того, существует большое количество отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.
Порядок образования и использования государственных (федеральных, территориальных, муниципальных) внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь.
Такие внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные
фонды создаются двумя путями.
Один путь - это выделение из бюджета
определенных расходов, имеющих особо
важное значение, другой - формирование
внебюджетного фонда с
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных, местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. (Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет займы федеральному бюджету).
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
2.
Особенности формирования
внебюджетных
фондов в РФ
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и занятости населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был - и по форме, и по сути - страховым фондом под патронажем профсоюзов.
Область
перераспределения бюджетных
За
исключением Фонда занятости, все
внебюджетные социальные фонды в
законодательном порядке
Страховая
природа средств внебюджетных социальных
фондов является решающей причиной выделения
их из бюджета и принципиальным отличием
от целевых бюджетных фондов.
3.
Формирование доходов
внебюджетных
фондов РФ
Современная
отечественная система
Основные
недостатки российской системы социального
страхования следует искать в
неэффективной системе
Вопросы формирования доходной базы внебюджетных фондов России активно рассматриваются в отечественной экономической литературе. Так, к.э.н. М.И. Дубова истоки проблем в социальной сфере видит в невысоком объеме поступлений единого социального налога, и на страницах журнала «Финансы» она раскрывает эту проблему через анализ механизма уплаты данного налога: «недостаток средств практически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей»2. Но по нашему мнению, предлагаемый автором способ решения имеющихся проблем посредством установления единых ставок по ЕСН при параллельном снижении их общего размера на 5 пунктов - до 30,6%, не должно существенно сказаться на повышении качества формирования доходов внебюджетных фондов России. Это видно из того, что в данном случае М.И. Дубова некорректно рассматривает единый социальный налог, как и любой другой налог, с позиций налогового бремени для предприятия, чье сокращение обязательно сопровождается улучшением экономического климата в стране. Но на самом деле, данный комплекс мероприятий не влечет за собой позитивных последствий, так как, с одной стороны, регрессивная шкала ставок ЕСН, применяемая по сверхдоходам, не имеет значительного распространения и ее отмена не даст существенного увеличения поступлений, а с другой стороны, предлагаемое сокращение ставок существенно подорвет доходную базу внебюджетных фондов. В то же время, единый социальный налог по своей экономической природе, являясь материальной основой системы социального страхования, не может быть в полной мере включен в понятие «корпоративное налоговое бремя». И все-таки главная проблема всех российских налогов, в том числе и единого социального налога, верно отмечена М.И. Дубовой - это «теневая экономика, которая достигает 35-40% ВВП и самым серьезным образом влияет не только на макроэкономические процессы развития страны в целом, но является главным тормозом на пути проводимых реформ»3, но данная проблема не решается тем способом, который предлагает автор, и она не решится при сохранении действующих механизмов формирования доходов внебюджетных фондов.
Предпосылками создания скудной доходной базы системы социального страхования России является неверно выбранное направление налоговых преобразований в части формирования доходной базы внебюджетных фондов, вылившееся в переходе в 2001 г. со страховых на налоговые механизмы мобилизации обязательных платежей во внебюджетные фонды России. Данная реформа подорвала страховую природу системы социального страхования России и сделала бесперспективным дальнейшее развитие социальных процессов в рамках законов экономических отношений. Это обуславливается тем, что по общим правилам экономических отношений основным финансовым источником системы социального страхования являются страховые взносы, чем и отличается система социального страхования от бюджетной системы страны, формируемой на налоговой основе, так как страховые взносы по своей экономической природе отличаются от налогов, и носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страховых случаев. В связи с этим, страховые взносы должны уплачивать не налогоплательщики, а страхователи из числа работодателей и индивидуально работающих граждан. Несмотря на это, в нашей стране, совершенно не обоснованно, в качестве налоговой базы определен налог (единый социальный налог).
Информация о работе Внебюджетные фонды и их влияние на экономику РФ