Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.

Содержание

Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Вступление России в вто выгоды и потери.docx

— 94.72 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

им. А. М. Горького

 

Экономический факультет

 

Кафедра мировой экономики

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО.

 

 

Курсовая работа

 

студентки II курса

 

 

 

Научный руководитель:

 

к. э. н.,

 

доцент кафедры

 

мировой экономики,

 

 

Екатеринбург

 

2006

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение. 3

 

Основная часть. 4

 

Глава 1. ВТО. 4

 

1.1.Краткая история и  структура ВТО. 4

 

1.1.1.История ВТО. 4

 

1.1.2.Структура и функции  ВТО. 5

 

1.2.Основные цели и принципы  ВТО. 6

 

1.3. Направления и содержание  работы ВТО. 7

 

1.4. Преимущества торговой  системы ВТО. 10

 

Глава 2. Россия и ВТО. 16

 

2.1. Цели вступления России  в ВТО. 16

 

2.1.1. Предпосылки вступления. 16

 

2.1.2. Конкретные цели. 19

 

2.2. Влияние вступления  в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация  торговли?). 20

 

2.3. Процесс вступления  России в ВТО. 22

 

2.3.1. О ходе переговоров  по присоединению России к  ВТО. 22

 

2.4. Проблемы и перспективы  вступления России в ВТО. 30

 

Одной из важнейших задач  провозглашенного Россией стратегического  курса на ее интеграцию в мировую  экономику является вступление в  ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических  отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами  данной организации. 30

 

2.5. Аргументы «за» и  «против» вступления России в  ВТО. 39

 

2.5.1. Анализ аргументов  «за» и «против». 39

 

Заключение. 44

 

Список использованной литературы. 46

 

Приложения. 47

 

Введение.

 

Присоединение России к ВТО  – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование  экономического сотрудничества России со странами мира.

 

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических  отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в  процессе формирования стратегии внешнеэкономической  деятельности России, ее децентрализации  и либерализации, политического  и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных  отношений, основанной, прежде всего,  на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной  торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России от участия  в этом процессе способно лишь усугубить  ее и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы  одной из важнейших задач является присоединение России к системе  ГАТТ/ВТО.

 

Основные цели работы - общий  анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме  ВТО, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением  в ВТО.

 

Очевидно, что при решении  вопроса о вступлении в ВТО  недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации  других стран. В связи с этим в  работе рассматриваются цели вступления России в ВТО, механизм вступления в  систему ВТО, а также прогресс России в этом направлении.

 

Основная часть.

Глава 1. ВТО.

 

1.1.Краткая история и  структура ВТО.

 

1.1.1.История ВТО.

 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся продолжателем  действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. Система развивалась  в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались  вопросы сокращения тарифов, но позднее  переговоры охватили другие области, такие  как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к  созданию ВТО, которая значительно  расширила сферу действия ГАТТ, распространив  ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был  усовершенствован и адаптирован  к современному этапу развития торговли. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда. Эти документы являются правовым базисом современной международной  торговли.

 

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно  действующего форума стран-членов для  урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля по реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений (включая  торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

С 1947г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализация мировой  торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

 

Местопребывание ВТО –  Женева (Швейцария). На сегодняшний  день в организацию входят 149 государств; еще более двадцати стран, включая  Россию, имеют статус наблюдателя  и ведут переговоры о присоединении.

 

1.1.2.Структура и функции  ВТО.

 

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное  соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное  соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.

 

Решения принимаются всеми  государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

 

Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается как минимум  один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится  Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций  стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных  органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Также Генеральному совету подчиняются комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Как  было сказано выше, существует четыре соглашения ВТО, обязательные только для  заинтересованных стран: о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных  закупках по молочным продуктам и  говядине. Они привели к созданию особых органов управления, подотчетных  Генеральному совету.

 

Генеральный совет делегирует функции трем основным органам, находящимся  на следующем уровне в структуре  ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

 

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением  и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В деятельности ему оказывает помощь ряд специализированных комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми  аспектами инвестиций, вопросами  субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет осуществляет контроль за соблюдением  принципов ВТО и выполнением  соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

 

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением  соглашения ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Совет сосредотачивает  усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

 

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением  соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных  с международной торговлей поддельными  товарами.

 

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

 

Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Секретариат ВТО  несет ответственность за обеспечение  деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным  советам и комитетам, а также  Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО  общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО.

 

1.2.Основные цели и принципы  ВТО.

 

Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа  на рынки, предсказуемости условий  деятельности предпринимателей на иностранных  рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической  сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:

 

- рост торгового обмена  товарами и услугами;

 

- сокращение тарифных  и нетарифных ограничений в  мировой торговле (использование  преимущественно тарифных средств  защиты национального рынка, а  не количественных ограничений  или аналогичных мер);

 

- деятельность на основе  принципа наибольшего благоприятствования,  т.е. торговля без дискриминации,  которая обеспечивается взаимным  предоставлением, с одной стороны,  режима наибольшего благоприятствования[1] в отношении экспортных, импортных  и транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов, а с другой - национального  режима, т.е. равного подхода к  импортным и отечественным товарам  в отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих  внутреннюю торговлю;

 

      - прогрессивное  снижение таможенных тарифов  в ходе периодически проводимых  раундов многосторонних торговых  переговоров (МТП) и их юридически  оформляемое закрепление на согласованном  уровне;

 

- взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

 

- прозрачность торговой  политики;

 

- разрешение торговых  споров путем проведения консультаций  и переговоров, а в случае  невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в  специально создаваемых органах.

 

Главная цель ВТО заключается  в либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования  торговых правил. Важнейшая задача ВТО в области регулирования  связанных с внешней торговлей  инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в  рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).

 

"Главные задачи ВТО  - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей. Страны-члены ВТО, которых  на май 2005г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля  за выполнением многосторонних  соглашений, проведения торговых  переговоров, урегулирования торговых  в соответствии с механизмом  ВТО, а также оказания помощи  развивающимся странам и проведения  обзора национальной экономической  политики государств"[2].

1.3. Направления и содержание  работы ВТО.

 

Направления деятельности ВТО  во многом определяются постоянными  представителями при ВТО стран-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие  же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая  гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты  прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Информация о работе Вступление России в ВТО