Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.
Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46
Российская делегация
на регулярной основе проводит консультации
по проблематике ВТО с представителями
стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС
на уровне глав государств в 2002-2005 годах
приняты решения о направлениях
совершенствования
В рамках работы Группы экспертов
высокого уровня по формированию Единого
экономического пространства (ЕЭП) России,
Белоруссии, Казахстана и Украины
регулярно проводится сравнительный
анализ позиций стран "четверки"
на переговорах по присоединению
к ВТО. Результаты этого анализа
используются как при реализации
Концепции формирования ЕЭП, так
и при координации процесса присоединения
к ВТО заинтересованными
Большая информационная работа
по обсуждению российской позиции на
переговорах по присоединению ВТО
проводится с представителями российских
деловых кругов. Начиная с 2000 года,
представители
С 2002 года проведено свыше
170 мероприятий (круглых столов, конференций,
семинаров) по проблематике ВТО, поддержке
экспорта, доступу российских товаров
на зарубежные рынки во всех федеральных
округах и в 50 субъектах Федерации.
Мероприятия были организованы Минэкономразвития
России при участии комитетов
Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных
администраций и деловых
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО.
Одной из важнейших задач
провозглашенного Россией стратегического
курса на ее интеграцию в мировую
экономику является вступление в
ВТО. Россия заинтересована в равноправном
участии в международных
Вместе с тем, присоединение к ВТО сопряжено с решением комплекса сложных проблем, охватывающих не только наши внешнеэкономические связи, но и экономику страны в целом.
Российские обязательства по открытию отечественного рынка должны быть жестко увязаны с обязательствами стран ВТО по признанию России страной с рыночной экономикой.
Сегодня Россия переживает такой исторический период, когда общество в состоянии наиболее разумно решать ключевые вопросы, определяя главное направление своего развития.
Существует мнение, что ключевой вопрос сегодняшнего дня — определить адекватную России степень открытости национальной экономики.
Россия уже заключила
с важнейшими торговыми партнерами
двусторонние торговые соглашения о
сотрудничестве, в которые включается
режим наибольшего
За 1993—1994 годы ЕС США и Канада, охватывающие более половины экспорта российских товаров, распространили на Россию положения Общей системы преференций, т.е. обеспечили беспошлинный доступ на свои рынки многих товаров российской обрабатывающей промышленности.
Следует отметить, что российский экспорт, как и прежде, состоит на 80% из поставок энергоносителей, сырья и материалов, т.е. такого вида товаров, на который не распространяются в большинстве случаев импортные пошлины, количественные ограничения и прочие нетарифные торговые барьеры.
На сегодняшний день цель торговой политики России — изменение экспортной структуры, постепенное сокращение доли сырья и основных материалов и увеличение доли товаров обрабатывающей промышленности.
В программах правительства предусматривается направление части государственных средств на стимулирование экспортного производства в качестве льготных кредитов или иных форм финансовой помощи, а также освобождение экспортно-ориентированных предприятий от налогов или их снижения. Все это потребует значительных бюджетных средств, изыскать которые пока что, видимо, невозможно при нынешнем напряженном финансовом положении.
Но сбыт готовой продукции вряд ли был бы более успешным и при достаточном объеме финансовых средств.
Торговые барьеры, на применяемые на сегодняшний день в международной торговле - большая помеха, и членство в ВТО вряд ли вряд ли дает такие положительные результаты в устранении их, как этого хотелось бы.
Ведущие компании развитых стран достигли наилучшего использования преимуществ международного разделения труда. Смогут ли производители России участвовать в конкуренции на мировом рынке, постепенно переходя к глобальной ориентации.
Россия могла бы воспользоваться
преимуществом режима наибольшего
благоприятствования, распространяющегося
на страны - члены ВТО, это означало
бы и снижение таможенных пошлин на
ее экспортные товары, что улучшит
инвестиционный климат в стране. Приток
инвестиций позволил бы расширить масштаб
производства, снизить его издержки
и получить возможность осуществления
экспортно-ориентированной
Потребители внутри страны тоже получили бы некоторые выгоды, т.к. снижение импортных пошлин снизило бы стоимость импортных товаров и увеличило бы емкость рынка за счет интенсивной составляющей.
Также, возможно, что снижение импортных пошлин на некоторые виды товаров позволило бы повысить конкурентную способность на внутреннем рынке (запчасти, различные материалы, технологии как первого, так и второго порядка, машины и оборудование), что очень важно и необходимо для отечественного производителя, который из-за высоких цен вышеуказанных товаров не может наладить эффективное в достаточной мере производство и повысить качество своей продукции.
Конечно же, и правовые условия внешней торговли, выработанные в рамках ГАТТ за полувековой период, также могли бы принести пользу России в развитии нормальных внешнеэкономических отношений.
Приобретая членство в ВТО, Россия становится и де-юре и де-факто равноправным партнером других стран.
Сейчас многие государства
применяют дискриминационные
В Министерстве торговли уже
с 1992 года отмечают, что внешнеторговых
санкций, принимаемых на Западе против
России, становится все больше и
больше. В начале 90-х годов их было
не более 10, сейчас — 123[14]. Общий ущерб,
по оценкам Министерства торговли,
— более 2,2 млрд. долл. в год. Общение
с Россией идет по особым правилам
— иначе ведутся
Но существует и более
серьезная угроза — Россия может
окончательно потерять свои позиции
на многих международных рынках. Заместитель
руководителя департамента по регулированию
внешнеэкономической
Также до сих пор в отношении России применяются барьеры и ограничения, введенные промышленно развитыми странами Запада в отношении СССР. Ранее это оправдывалось тем, что государство управляет своим промышленным производством и дотирует его. Это нарушало условия конкуренции в международной торговле. Ныне же, несмотря на то, что ситуация в корне изменилась, действие этих мер продолжается, и не дается каких-либо аргументированных объяснений по этому поводу.
Россия все еще не признана многими государствами страной с рыночной экономикой и считается находящейся на стадии перехода к рыночной экономике.
По оценкам российского
Министерства внешних экономических
связей (ныне Министерства торговли России)
в 1996 году более половины антидемпинговых
мер против российских экспортеров
неоправданны. Со стороны ЕС были запланированы
и введены 14 антидемпинговых мероприятий
— против экспорта удобрений, ферросплавов,
скрапа, магния и цинка. США вводили
меры, направленные против экспорта пористого
титана, урана, магния и цинка. Кроме
того, такие страны, как Филиппины,
Мексика, ЮАР и Южная Корея
тоже заявили о принятии антидемпинговых
мер против российских экспортеров.
Некоторые меры удалось нейтрализовать
благодаря заключенным
Доля России в мировом производстве в 90-е годы по некоторым видам товаров составляла:
Электроэнергия —9%, нефть — 15%, природный газ — 30%, уголь — 8%, сталь — 12%, минеральные удобрения — 11%, лесоматериалы — 16%, цемент — 7%, шерстяные ткани — 14%, зерно — 6%, сахарная свекла — 10%, картофель — 12%[16].
Но наряду с этими цифрами
необходимо показать, что доля России
в мировом экспорте товаров и
услуг составляет всего лишь 1,3% к
общему объему экспорта. Если же проследить
динамику российского экспорта и
импорта за 90-е годы, то в стоимостном
выражении они имели скорее понижательную
тенденцию, нежели повышательную. А
если рассматривать эти
Следует заметить, что превышение
в стоимостном выражении
Как известно, США на 90% зависят от импорта марганца и олова, хотя в общем объеме потребляемого сырья США из всех промышленно развитых стран — наименее зависимые от импорта, что видно из сокращения показателей объема как экспорта, так и импорта промышленного сырья и материалов за прошедшие 20—25 лет[17].
Россия же в 90-е годы через
экспорт реализовывала в
Вступив в ВТО, Россия оказалась бы под большей защитой, которая заключалась бы в сопоставимости экспортных цен на продукцию стран с аналогичным уровнем развития (например, Португалия и Испания).
Ежегодный ущерб из-за дискриминации российских экспортных товаров оценивается в 1,5 млрд. долларов[18]. Торгово-промышленная палата РФ дает данные в 3 млрд. долларов упущенной экспортной выручки ежегодно[19].
Но справедливости ради необходимо
сказать, что все эти дискриминационные
и антидемпинговые меры применяются
из-за неправильного поведения
Как член ВТО, Россия могла
бы использовать механизм урегулирования
международных торговых споров в
целях преодоления
Предусматриваются и консультационные пути решения споров с участием вступающих в спор сторон, и в случае их безрезультатности, создается орган, обязанный за установленный срок решить данный вопрос. Следует отметить, что многие спорные вопросы удалось решить консультационным путем на первой же стадии.
Создание в рамках ВТО
арбитража как высшей инстанции,
решения которой обязательны
для спорящих сторон, не всегда приносит
должный эффект. На примере споров
США с ЕС по поводу закона Хелина-Бертона
о введении санкций, в отношении
государств и их компаний, поддерживающих
экономические связи с Кубой,
находящейся под действием