Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения.

Содержание

Введение. 3
Основная часть. 4
Глава 1. ВТО. 4
1.1.Краткая история и структура ВТО. 4
1.1.1.История ВТО. 4
1.1.2.Структура и функции ВТО. 5
1.2.Основные цели и принципы ВТО. 6
1.3. Направления и содержание работы ВТО. 7
1.4. Преимущества торговой системы ВТО. 10
Глава 2. Россия и ВТО. 16
2.1. Цели вступления России в ВТО. 16
2.1.1. Предпосылки вступления. 16
2.1.2. Конкретные цели. 19
2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Протекционизм или либерализация торговли?). 20
2.3. Процесс вступления России в ВТО. 22
2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. 22
2.4. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. 30
Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление в ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами данной организации. 30
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления России в ВТО. 39
2.5.1. Анализ аргументов «за» и «против». 39
Заключение. 44
Список использованной литературы. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Вступление России в вто выгоды и потери.docx

— 94.72 Кб (Скачать файл)

 

Российская делегация  на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями  стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС  на уровне глав государств в 2002-2005 годах  приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах  по присоединению к ВТО. Данные вопросы  регулярно обсуждаются на сессиях  Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.

 

В рамках работы Группы экспертов  высокого уровня по формированию Единого  экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины  регулярно проводится сравнительный  анализ позиций стран "четверки" на переговорах по присоединению  к ВТО. Результаты этого анализа  используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так  и при координации процесса присоединения  к ВТО заинтересованными сторонами  “четверки”.

 

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО  проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития  России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

 

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке  экспорта, доступу российских товаров  на зарубежные рынки во всех федеральных  округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития  России при участии комитетов  Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых  опросов общественного мнения, к  середине 2005 года более половины россиян  высказывались за присоединение  России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).

 

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах  российская делегация вышла на завершающую  стадию присоединения, в ходе которой  предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

2.4. Проблемы и перспективы  вступления России в ВТО.

Одной из важнейших задач  провозглашенного Россией стратегического  курса на ее интеграцию в мировую  экономику является вступление в  ВТО. Россия заинтересована в равноправном участии в международных экономических  отношениях, которые в значительной мере регулируются нормами и правилами  данной организации.

 

Вместе с тем, присоединение  к ВТО сопряжено с решением комплекса сложных проблем, охватывающих не только наши внешнеэкономические  связи, но и экономику страны в  целом.

 

Российские обязательства  по открытию отечественного рынка должны быть жестко увязаны с обязательствами  стран ВТО по признанию России страной с рыночной экономикой.

 

Сегодня Россия переживает такой  исторический период, когда общество в состоянии наиболее разумно  решать ключевые вопросы, определяя  главное направление своего развития.

 

Существует мнение, что  ключевой вопрос сегодняшнего дня —  определить адекватную России степень  открытости национальной экономики.

 

Россия уже заключила  с важнейшими торговыми партнерами двусторонние торговые соглашения о  сотрудничестве, в которые включается режим наибольшего благоприятствования.

 

За 1993—1994 годы ЕС США и  Канада, охватывающие более половины экспорта российских товаров, распространили на Россию положения Общей системы  преференций, т.е. обеспечили беспошлинный доступ на свои рынки многих товаров  российской обрабатывающей промышленности.

 

Следует отметить, что российский экспорт, как и прежде, состоит  на 80% из поставок энергоносителей, сырья  и материалов, т.е. такого вида товаров, на который не распространяются в большинстве случаев импортные пошлины, количественные ограничения и прочие нетарифные торговые барьеры.

 

На сегодняшний день цель торговой политики России — изменение  экспортной структуры, постепенное  сокращение доли сырья и основных материалов и увеличение доли товаров  обрабатывающей промышленности.

 

В программах правительства  предусматривается направление  части государственных средств  на стимулирование экспортного производства в качестве льготных кредитов или  иных форм финансовой помощи, а также  освобождение экспортно-ориентированных  предприятий от налогов или их снижения. Все это потребует значительных бюджетных средств, изыскать которые  пока что, видимо, невозможно при нынешнем напряженном финансовом положении.

 

Но сбыт готовой продукции  вряд ли был бы более успешным и  при достаточном объеме финансовых средств.

 

Торговые барьеры, на применяемые  на сегодняшний день в международной  торговле - большая помеха, и членство в ВТО вряд ли вряд ли дает такие  положительные результаты в устранении их, как этого хотелось бы.

 

Ведущие компании развитых стран  достигли наилучшего использования  преимуществ международного разделения труда. Смогут ли производители России участвовать в конкуренции на мировом рынке, постепенно переходя к глобальной ориентации.

 

Россия могла бы воспользоваться  преимуществом режима наибольшего  благоприятствования, распространяющегося  на страны - члены ВТО, это означало бы и снижение таможенных пошлин на ее экспортные товары, что улучшит  инвестиционный климат в стране. Приток инвестиций позволил бы расширить масштаб  производства, снизить его издержки и получить возможность осуществления  экспортно-ориентированной стратегии  развития, успешной на примере других стран, преодолевших экономическую  отсталость.

 

Потребители внутри страны тоже получили бы некоторые выгоды, т.к. снижение импортных пошлин снизило бы стоимость  импортных товаров и увеличило  бы емкость рынка за счет интенсивной  составляющей.

 

Также, возможно, что снижение импортных пошлин на некоторые виды товаров позволило бы повысить конкурентную способность на внутреннем рынке (запчасти, различные материалы, технологии как  первого, так и второго порядка, машины и оборудование), что очень  важно и необходимо для отечественного производителя, который из-за высоких  цен вышеуказанных товаров не может наладить эффективное в  достаточной мере производство и  повысить качество своей продукции.

 

Конечно же, и правовые условия  внешней торговли, выработанные в  рамках ГАТТ за полувековой период, также могли бы принести пользу России в развитии нормальных внешнеэкономических  отношений.

 

Приобретая членство в  ВТО, Россия становится и де-юре и  де-факто равноправным партнером  других стран.

 

Сейчас многие государства  применяют дискриминационные ограничительные  меры в своих торговых отношениях с Россией.

 

В Министерстве торговли уже  с 1992 года отмечают, что внешнеторговых санкций, принимаемых на Западе против России, становится все больше и  больше. В начале 90-х годов их было не более 10, сейчас — 123[14]. Общий ущерб, по оценкам Министерства торговли, — более 2,2 млрд. долл. в год. Общение  с Россией идет по особым правилам — иначе ведутся антидемпинговые  расследования, по-своему рассчитываются цены и таможенные пошлины. Начисление таможенных пошлин доходит до 300% (как, например, по нитрату аммония) или 177% (как по холоднокатаной стали). Министерство торговли старается регулировать торговые споры, с тем, чтобы минимизировать потери от этих санкций.

 

Но существует и более  серьезная угроза — Россия может  окончательно потерять свои позиции  на многих международных рынках. Заместитель  руководителя департамента по регулированию  внешнеэкономической деятельности говорит, что «страны Запада действуют  в соответствии со своими законами, в которых четко прописано, какие  правила применяются по отношению  к странам с рыночной экономикой, какие — к нерыночным, т.е. таким, как Россия. И чтобы Россия была признана «страной с рыночной экономикой»  необходимо пройти определенную жесткую  процедуру в соответствии с законодательством  конкретного торгового партнера», тем не менее, как сказал А. Ружин, «вызывает удивление решение  по странам Прибалтики о признании  их странами с рыночной экономикой, хотя вроде бы все они вышли  из одного Советского Союза с его  плановой экономикой»[15]. Также в  статье указано, что Совет Европы постановил заморозить значительную часть  помощи, предоставляемой России Европейским  банком реконструкции и развития. Кроме того, России не дадут добрать 30 млн. евро из кредитов, недоиспользованных Россией в прошлом году. Эксперты называют это самым острым кризисом в отношениях России с Западом со времен окончания «холодной войны» и связывают его со второй чеченской кампанией, однако началось все значительно раньше, с 1992 года.

 

Также до сих пор в отношении  России применяются барьеры и  ограничения, введенные промышленно  развитыми странами Запада в отношении  СССР. Ранее это оправдывалось  тем, что государство управляет  своим промышленным производством  и дотирует его. Это нарушало условия  конкуренции в международной  торговле. Ныне же, несмотря на то, что  ситуация в корне изменилась, действие этих мер продолжается, и не дается каких-либо аргументированных объяснений по этому поводу.

 

Россия все еще не признана многими государствами страной  с рыночной экономикой и считается  находящейся на стадии перехода к  рыночной экономике.

 

По оценкам российского  Министерства внешних экономических  связей (ныне Министерства торговли России) в 1996 году более половины антидемпинговых  мер против российских экспортеров  неоправданны. Со стороны ЕС были запланированы  и введены 14 антидемпинговых мероприятий  — против экспорта удобрений, ферросплавов, скрапа, магния и цинка. США вводили  меры, направленные против экспорта пористого  титана, урана, магния и цинка. Кроме  того, такие страны, как Филиппины, Мексика, ЮАР и Южная Корея  тоже заявили о принятии антидемпинговых  мер против российских экспортеров. Некоторые меры удалось нейтрализовать благодаря заключенным двусторонним соглашениям. Но в двусторонних договорах  были также закреплены объемы российского  экспорта трансформаторной стали вплоть до 2001 года. Успешно были проведены  переговоры России с США по экспорту магния, магниевых сплавов, ванадия  и нитрида ванадия.

 

Доля России в мировом  производстве в 90-е годы по некоторым  видам товаров составляла:

 

Электроэнергия —9%, нефть  — 15%, природный газ — 30%, уголь  — 8%, сталь — 12%, минеральные удобрения  — 11%, лесоматериалы — 16%, цемент — 7%, шерстяные ткани — 14%, зерно — 6%, сахарная свекла — 10%, картофель — 12%[16].

 

Но наряду с этими цифрами  необходимо показать, что доля России в мировом экспорте товаров и  услуг составляет всего лишь 1,3% к  общему объему экспорта. Если же проследить динамику российского экспорта и  импорта за 90-е годы, то в стоимостном  выражении они имели скорее понижательную  тенденцию, нежели повышательную. А  если рассматривать эти внешнеэкономические  показатели в плане товарной структуры, то выявляется, что в основных статьях  экспорта наблюдалось сокращение как  в стоимостном, так и в объемном выражении. Что же касается импорта, то здесь наблюдалось относительно значимое повышение в таких статьях, как «Продукция химической промышленности, каучук» и «Машины, оборудование и транспортные средства». Хотя, если рассматривать более подробно по товарной структуре эти статьи импорта, то скорее всего большая часть из них придется на товары потребительского назначения, а не производственного, которые при сегодняшнем экономическом состоянии были бы более актуальны.

 

Следует заметить, что превышение в стоимостном выражении экспорта над импортом довольно устойчиво, хоть и наблюдалось некоторое снижение в 1998 году по сравнению с 1997 годом.

 

Как известно, США на 90% зависят  от импорта марганца и олова, хотя в общем объеме потребляемого  сырья США из всех промышленно  развитых стран — наименее зависимые  от импорта, что видно из сокращения показателей объема как экспорта, так и импорта промышленного  сырья и материалов за прошедшие 20—25 лет[17].

 

Россия же в 90-е годы через  экспорт реализовывала в среднем  около 7% от общего объема промышленного  сырья и материалов в США.

 

Вступив в ВТО, Россия оказалась  бы под большей защитой, которая  заключалась бы в сопоставимости экспортных цен на продукцию стран  с аналогичным уровнем развития (например, Португалия и Испания).

 

Ежегодный ущерб из-за дискриминации  российских экспортных товаров оценивается  в 1,5 млрд. долларов[18]. Торгово-промышленная палата РФ дает данные в 3 млрд. долларов упущенной экспортной выручки ежегодно[19].

 

Но справедливости ради необходимо сказать, что все эти дискриминационные  и антидемпинговые меры применяются  из-за неправильного поведения российских экспортеров и их упущений, которые  бы все равно приводили бы к  подобным же последствиям даже при  условии наличия статуса членства в ВТО у России. Часто российские экспортеры занимали выжидательную  позицию, не отвечая на запросы Комиссии ЕС и Министерства торговли США. Отказывались принимать участие в предстоящих  переговорах, нарушали согласованность  в установлении объемов экспорта (как в случае поставки нитрата  аммония в Великобританию).

 

Как член ВТО, Россия могла  бы использовать механизм урегулирования международных торговых споров в  целях преодоления несправедливых торговых барьеров, тем более что  со времен ГАТТ-46 этот механизм значительно  усовершенствован, особенно в части  жесткого соблюдения сроков их рассмотрения. Установлены временные границы  для обязательных консультаций, создания органа по расследованию, созыва арбитража  и вынесения им решений.

 

Предусматриваются и консультационные пути решения споров с участием вступающих в спор сторон, и в случае их безрезультатности, создается орган, обязанный за установленный  срок решить данный вопрос. Следует  отметить, что многие спорные вопросы  удалось решить консультационным путем  на первой же стадии.

 

Создание в рамках ВТО  арбитража как высшей инстанции, решения которой обязательны  для спорящих сторон, не всегда приносит должный эффект. На примере споров США с ЕС по поводу закона Хелина-Бертона  о введении санкций, в отношении  государств и их компаний, поддерживающих экономические связи с Кубой, находящейся под действием торгового  эмбарго со стороны США, спорящие стороны не выразили готовность безоговорочно  подчиниться процедуре рассмотрения споров в арбитражном суде. Американская администрация оспаривала компетентность ВТО как организации в вопросах национальной безопасности страны, поскольку  правовые нормы ВТО определенно  допускают введение торговых ограничений  для защиты этой безопасности.

Информация о работе Вступление России в ВТО