Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике; –рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; –практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством; –осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

Основные направления  поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить  на три основные группы.

1. Меры поддержки «прямого»  действия, т.е. меры, прямо определенные  самим законом, для использования  которых нужно просто ссылаться  на Закон. Они заключаются в  том, что субъекты малого предпринимательства  при государственной регистрации  своей деятельности получают  полное право не выполнять  устанавливаемые субъектами Российской  Федерации и органами местного  самоуправления дополнительные  требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

К данной категории мер  поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия  субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных нужд. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

2.2. Учреждение государственных  и муниципальных, в том числе  специализированных, фондов поддержки  малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки  в участии субъектов малого  предпринимательства в экспортно-импортных  операциях, а также осуществление  поддержки по участию этих  субъектов в реализации программ  и проектов в области внешнеэкономической  деятельности, содействию их участию  в международных выставках и  ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление  комплекса мероприятий по содействию  в обеспечении субъектов малого  предпринимательства современным  оборудованием и технологиями, в  создании сети технопарков, лизинговых  фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер  по созданию соответствующей  информационной инфраструктуры  в целях получения субъектами  малого предпринимательства экономической,  правовой, статистической, производственно-технологической  и иной информации, необходимой  для их эффективного развития, и в целях обмена между ними  указанной информацией органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки  в организации и обеспечении  деятельности союзов (ассоциаций) субъектов  малого предпринимательства;

2.9. Создание советов по  развитию малого предпринимательства  в регионе.

3. Меры поддержки, которые  отнесены Законом к предмету  иных Федеральных законов, законов  субъектов Российской Федерации  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации.

3.1. Законами Российской  Федерации и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации утверждаются льготы  для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В частности, субъектами малого предпринимательства могут применяться:

а) система налогообложения  на основе единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности. Использование такой  системы предполагает некоторые  ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности, подпадающий  под ее действие. Кроме того, возможность  применения системы налогообложения  на основе единого налога на вмененный  доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации  не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют  законы, вводящие систему налогообложения  субъектов малого предпринимательства  на основе единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

б) упрощенная система налогообложения: применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций  и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В качестве объекта налогообложения  субъект малого предпринимательства  самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

3.2. Правительство Российской  Федерации утверждает порядок  представления малыми предприятиями  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности, предусматривающий  упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67 субъектам малого предпринимательства рекомендуется:

а) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с  законодательством Российской Федерации  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным  проводить независимую аудиторскую  проверку, не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам  статей бухгалтерского баланса (форма  № 1) и статьям «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2);

б) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с  законодательством Российской Федерации  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанным  проводить независимую аудиторскую  проверку, не представлять в составе  годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма  № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют  соответствующие данные.

Субъекты малого предпринимательства, использующие на предприятии систему  налогообложения на основе единого  налога на вмененный доход, представляют налоговым органам налоговую  декларацию по единому налогу на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода  представляют налоговым органам  утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Р.Ф. налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Глава 2. Меры государственной  поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах

2.1 Прямая поддержка  малого бизнеса

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные  субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг. Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги. Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, потому что способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели выделяют примерно лишь 28 миллиардов рублей. Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств.

Кредитование малого бизнеса  осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент  на основании бизнес-плана. После  заключения независимых экспертов  заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической  квалификацией и собственным  капиталом в размере 15 % потребности  по бизнес-плану, может получить в  виде кредита до 75 % инвестиций без  залога. По другой программе кредиты  выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу  в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего  оставляют свои активы в тени и  не имеют на своем балансе основных фондов для залога. Необходимо также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе. Существенную роль в развитии российского малого бизнеса начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади. Упрощенная система налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности. Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

2.2 Косвенная поддержка  малого бизнеса

Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной  внешней среды для его развития.  Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса