Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике; –рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; –практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством; –осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы  инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства  и крупного бизнеса, эффективнее  всего решают основную проблему конкурентоспособности  малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

Венчурное финансирование в  развитых зарубежных странах покрывает  до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании  со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и  разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных  фирм, помогает сдержать эмиграцию  специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней  можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

 

2.3 Применение  опыта зарубежных стран

В развитых зарубежных странах  поддержка малого и среднего бизнеса  стала важнейшей функцией государства. В Германии, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.

Зарубежный опыт позволяет  выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

– институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и  финансовое обеспечение;

– соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;

– дифференциацию налогообложения  с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

– промышленные зоны как  сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

– отказ от субсидий в  пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.

Следует выделить следующие  наиболее актуальные для России черты  опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

– функционирование администрации  малого бизнеса как мощной федеральной  организации, действующей по поручению  и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

– особую роль муниципальных  и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные  корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную  инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;

– особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области  социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

– специальные льготы для  предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);

– специальные квоты для  малого предпринимательства при  распределении государственных  заказов, в том числе военных  и космических заказов крупным  корпорациям;

– уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых  инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и  государственных научно-исследовательских институтах;

– финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным  фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.

Анализ опыта стран  Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд  актуальных для Российской Федерации  путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

– предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для  организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

 

– создание региональных центров  маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам  найти рынки сбыта, необходимые  технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

– компенсация из местных  бюджетов части средств, затраченных  малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

– создание параллельно  со службой занятости сети трехсторонних  органов из представителей профсоюзов, работодателей и правительства  для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

– уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е  годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

– стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп  населения (в ряде регионов Румынии  и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

– выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное  производство комплектующих изделий).

 

Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и  возможные пути их решения

В современной России сделаны  шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

• отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

• пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

• нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

• сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

• неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

• отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;

• доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

• правовая неграмотность самих предпринимателей;

• отсутствие явного развития производства;

• высокая планка единого социального налога;

• недостаточность кадрового потенциала;

• длительное оформление документации, особенно на землю.

А также проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д.  Но нельзя сказать что, в России всё очень плохо, многие проблемы решаются, принимаются различные программы по поддержанию малого и среднего бизнеса. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Государственная поддержка и регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности. Однако в одних сферах экономики государственного регулирования явно недостаточно, а в других оно является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности.

Хочется отметить, что сейчас  предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается  государственное регулирование  и поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, в 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП) включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. В качестве еще одного приоритета в 2010 году выделено развитие малых предприятий, расположенных на территории Северокавказского федерального округа и монопрофильных городов, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, установленный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 70% (ранее - 50 процентов). Для 60 регионов уровень софинансирования составляет 80 процентов. В 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, Федеральным законом от 2 декабря2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было выделено 9,97 млрд. рублей. В марте2010 г. Правительством российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 5 млрд. рублей по следующим направлениям:

- на реализацию мероприятий  по развитию и поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства  монопрофильных муниципальных образований, в размере 2 млрд. рублей;

- на реализацию мероприятий  по развитию и поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства,  осуществляющих инновационную деятельность, в размере 2 млрд. рублей;

- на реализацию мероприятий  по развитию и поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства,  действующих на территориях субъектов  Российской Федерации, входящих  в состав Северокавказского федерального  округа, в размере 1 млрд. рублей.

Таким образом, за 2010 год  общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку  малого и среднего предпринимательства  составил 17,82 млрд. рублей. Бюджетные  ассигнования перечислены в регионы  в полном объеме.

В рамках Программы государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  создание региональных гарантийных  фондов занимает одно из главных мест. В 2010 году на мероприятие выделено из федерального бюджета более 2,2 млрд. рублей - по итогам 2010 года в стране функционируют 80 региональных гарантийных фондов с капитализацией около 25 млрд. рублей (в 2009 году из федерального бюджета было выделено более 12 млрд. рублей, количество региональных гарантийных фондов увеличилось с 33 до 72, с одновременным ростом капитализации с 6 млрд. рублей до 21 млрд. рублей). Указанные фонды за 2010 год выдали около 7,4 тыс. поручительств, что позволило привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на сумму 32 млрд. рублей. По предварительным расчетам государственная поддержка гарантийных фондов для субъектов МСП обеспечит создание порядка 5 тысяч новых рабочих мест и сохранение порядка 31 тысячи рабочих мест.

Поддержка малых инновационных  компаний с 2010 года является одним из важнейших приоритетов Программы. На создание малой инновационной  компании субъектам МСП, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов  интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), предоставляются гранты, также гранты предоставляются малым компаниям, создаваемым при высших учебных  заведениях.

Значимым новшеством в 2010 году среди мероприятий поддержки  малых инновационных компаний стало  создание инфраструктуры поддержки  субъектов МСП в области инноваций  и промышленного производства.

По состоянию на 1 января2011 г. выполнены следующие мероприятия: организованы образовательные курсы  по основам предпринимательской  деятельности для 11867 человек, предоставлено 2134 гранта начинающим предпринимателям, выдано 281 поручительство и 313 микрозаймов субъектам МСП. В целом финансовую поддержку получили 4241 субъект малого и среднего предпринимательства, создано 10612 рабочих мест.  Наибольшее количество рабочих мест создано в следующих секторах экономики: обрабатывающие производства - 38%, бытовые услуги населению - 15%, добыча полезных ископаемых - 11%, оптовая и розничная торговля - 10%, строительство - 5 процентов.  Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям.  В целях стимулирования развития малых и средних предприятий-экспортеров Правительством Российской Федерации принято постановление «О дополнительных мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта», в соответствии с которым выделено дополнительно 2 млрд. рублей. Для вовлечения большего количества регионов в реализацию данных мероприятий установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и федерального бюджета в пропорциях 5/95 процентов соответственно.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса