Государственное финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Сочетание различных налогово-бюджетных  методов стимулирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и др.

Источником финансирования научных грантов, размещаемых на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями (например, Российский фонд технологического развития, фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-контрукторских работ), при этом добровольные взносы коммерческих организаций в такие фонды полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций (ст. 262 НК РФ).

Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. В США принципиально важной мерой, усилившей влияние государства на инновационные процессы, стало принятие в 1981 г. закона об инновационных исследованиях малого бизнеса. Рассматривая науку в качестве основы прогресса промышленности и национальной экономики, закон наделил малый бизнес правами в получении бюджетных субсидий на разработку инноваций.

Обязательной составной  частью финансового механизма НТП  является система материального  стимулирования научно-технических  достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой  степени определяется размерами назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов. 

 

 

 

 

 

Источники финансирования социальных трансфертов и льгот.

Одной из основных целей экономической  политики современного государства  является полноценное финансовое обеспечение  жизнеспособной системы социальной поддержки населения, ориентированной  на всестороннее развитие граждан и  социальное выравнивание. Эффективное  финансовое обеспечение системы  социальной поддержки требует разработки научно обоснованной методологии и  встроенных в рыночную экономику  финансовых механизмов в рамках четко  определенных приоритетов социальной политики.

Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся  пенсии, пособия, стипендии, дотации  и другие выплаты по социальному  обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной  форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

  • обеспечение населения социально значимыми услугами;
  • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
  • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;
  • обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов  представляет собой одну из предпосылок  обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания  политической стабильности.

Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизненным стандартам.

При помощи социальных трансфертов  происходит перераспределение налоговых  доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов  в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.

В широком смысле социальное вспомоществование  включает также разнообразные формы  добровольно-общественной благотворительности  в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общественные организации.

Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий.

Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер.

Трансферты, осуществляемые через  систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыдущих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты определенных средств при наступлении страхового случая.

В России действует более 1 тыс. нормативных  актов, предусматривающих те или  иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения  — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д.

Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации  — пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях.

Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия  по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.

Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам  можно отнести финансирование текущих  затрат в здравоохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих  услуги социально незащищенным слоям  населения, например субсидии жилищно-коммунальному  хозяйству и общественному транспорту.

Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях —  федеральном, региональном и местном  — с четким определением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает и определение источников их ресурсного обеспечения.

Рыночной экономике свойственна  тенденция к децентрализованному  размещению ресурсов общественного  сектора, центр тяжести решения  многих социальных вопросов переносится  в регионы. Поэтому уже на первых этапах перехода к рынку бюджетные  права территорий расширяются. Прежде всего это касается источников доходов. Вместе с тем развитие самостоятельности регионов на основе углубления бюджетной децентрализации происходит постепенно, поскольку оно зависит не только от изменений законодательства, но и от социально-экономических факторов.

Специфика экономических, национально-демографических, природно-климатических особенностей России требует формирования целостной и гибкой системы социальных трансфертов. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федеральный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общегосударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, взаимные расчеты, трансферты и налоговые льготы республикам и регионам.

Участие федеральных органов в  формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом  справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый  минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ. Единство государства и общества оказалось  бы подорванным, если бы, например, переезд из одной части страны в другую приводил к существенным изменениям социальных гарантий, на которые вправе рассчитывать гражданин.

Основные гарантии, а значит, и  ключевые параметры системы социальных трансфертов определяются централизованно  и находят выражение в федеральном  законодательстве. Ряд важнейших  гарантий, таких, как право на социальное обеспечение, бесплатную медицинскую  помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ.

В то же время ресурсные возможности  регионов неодинаковы, что может  вызвать чрезмерные различия в доступности  этих благ для населения. Поэтому  для справедливого распределения  благ между потребителями — индивидами и их группами — необходимо перераспределять ресурсы между регионами.

В переходной экономике сказывается  неравномерность адаптации территорий к переменам и сложившиеся  в прошлом различия в доходной базе бюджетов одного уровня. Зачастую они обусловлены не столько дифференциацией  экономического поведения жителей  регионов, сколько макроэкономической политикой прошлых лет, формировавшей  территориальные пропорции на основе централизованных решений.

Принцип справедливости требует, чтобы  регионы, в которых эта политика привела к отставанию, получали помощь от других регионов и из центра. Поэтому  в переходный период особенно велика потребность в бюджетных трансфертах.

Следовательно, в переходной экономике  существуют огромные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной стороны, от центра к регионам идут социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру — налоги.

Региональные  источники ресурсов

Ресурсная база социальных трансфертов  на региональном уровне формируется  за счет следующих доходов. Во-первых, это налоги, самостоятельно устанавливаемые  и собираемые территориальными органами власти. Во-вторых, осуществляются долевые  отчисления в бюджет территории от налогов, поступающих на более высокий  уровень бюджетной системы. Из них  существенную роль в формировании бюджетов субъектов Федерации играет налог  на добавленную стоимость. В-третьих, в нижнее звено бюджетной системы  из верхнего обычно поступают различного рода трансферты — субсидии, дотации, субвенции, представляющие собой формы  помощи в покрытии расходов.

Долевые отчисления предполагают нормативное  закрепление за территориальным  бюджетом стабильного источника  дохода, тогда как трансферты зависят  от частных решений органов, распоряжающихся  бюджетным источником трансфертов. Зависимость от трансфертов ограничивает самостоятельность территории в  разработке и реализации бюджетной  политики.

При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах  территориального бюджета была невысокой. Территориальные налоги и долевые  отчисления от федеральных налогов  имеют свои преимущества. Преобладание собственных налогов в доходной базе территориального бюджета обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность  социальной политики региона. Высокой  доле отчислений от федеральных налогов  в территориальных бюджетах соответствует  относительно большее единство бюджетной  политики в масштабе страны и заинтересованность региональных властей в полном сборе  этих налогов.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики