Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный бюджет РФ
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Социальная политика РФ
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
2.3 Анализ социальной политики
Глава 3. Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 148.42 Кб (Скачать файл)

     Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В  соответствии со статьей 1 Конституции  РФ, Российская Федерация есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Бюджетное устройство определяется законом РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как  организация бюджетной системы  и принципы ее построения.

     Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:

     первый  уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     второй  уровень – бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     третий  уровень - местные бюджеты; 1

     Цели  бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:

  • федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то: содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое);
  • бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое);
  • местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально- производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и др.).

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований.2

     Государственные внебюджетные фонды государственные фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
     1. социальное обеспечение по возрасту;
     2.социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
     3.социальное обеспечение в случае безработицы;
     4.охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
  • Пенсионный  фонд Российской Федерации;

     Правовой  режим Пенсионного фонда определен  Положением «О пенсионном фонде РФ», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (Ведомости  СНД и ВС РФ. 1992. №5 Ст. 180). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству  РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным  органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет  осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

     К источникам образования Пенсионного  фонда относятся:

  • страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;
  • ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

     К основным задачам Пенсионного фонда  можно отнести следующие:

     1) целевой сбор и аккумуляция  средств для выплаты пенсий  и пособия для детей, а также  организация их финансирования;

     2) участие долговременной основы в финансовых: федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

     3) расширенное воспроизводство средств  фонда на основе принципов  самофинансирования и др.

  • Фонд социального  страхования Российской Федерации;

     Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его  источниками являются: страховые  взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом  средства направляются на выплату пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

     В соответствии с Законом РФ «О медицинском  страховании граждан в РФ»  созданы федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

     Деятельность  названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  граждан как составной части  государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными  исполнительными органами власти республик  в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основными источниками  образования федерального и территориальных  фондов являются страховые взносы хозяйствующих  субъектов на обязательное медицинское  страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного  медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования и отчет  о его исполнении ежегодно рассматривается  Государственной Думой.

     В целях обеспечения профессионального  переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения в РФ» (ВВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; 1992. №34. Ст. 1974) создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

     В соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд.

     Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней.

     Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

     1) установление и распределение  регулирующих источников доходов  бюджета;

     2) перераспределение самих бюджетных  источников;

     3) безвозмездная помощь, оказываемая  нижестоящим бюджетам за счет  средств вышестоящего бюджета;

     4) ссуды, выделяемые одним бюджетам  из средств других бюджетов.

     Основным  методом бюджетного регулирования  является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

     Закрепленные  доходы – это доходы, которые  в соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий  бюджет.

     Регулирующие  доходы бюджетов– это доходы, которые  передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и  других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий  финансовый год. 3

     Если  названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются  методы оказания прямой финансовой поддержки  из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или  субсидии.

     Дотация–бюджетные средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов.

     Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов.

     В отличие от дотации субвенция  предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение  определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или  использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

     Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Трансферт – наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты  нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. 
 
 
 

1.2 Социальная политика РФ

 

     Во  всех странах для решения социальных проблем формируются фонды общественного  потребления. Одним из направлений  использования общественных фондов потребления бюджетных средств  является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам  населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и  др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования государственных фондов, из которых  финансируются мероприятия по соцзащите  населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение  через бюджетную систему и  внебюджетные фонды.

Информация о работе Государственный бюджет РФ