Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2009 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2008 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации
1.1. Бюджет и его назначение Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Федеральный бюджет на 2009 г
2.1. Бюджетная политика в области доходов
2.2. Бюджетная политика в области расходов
2.3 межбюджетные отношения
3. перспективы и стратегия развития государственного бюджета
3.1. итоги бюджетной политики 2000-2007г.
3.2. Условия развития экономики в период до 2023 года
3.3 приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года
3.4 Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет России структура, назначение и перспективы развития.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят  Федеральный закон № 19-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный  закон "О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий  в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

2008

Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

2009

Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

2010

Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был  принят Федеральный закон №  204-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие три года:

2009

Доходы — 10 927,1 млрд руб. (рост на 25,5% по сравнению с последними плановыми цифрами, установленными в марте 2008 года)

Расходы — 9 024,7 млрд руб. (рост на 7%)

2010

Доходы — 11 733,6 млрд руб. (рост на 24,7%)

Расходы — 10 320,3 млрд руб. (рост на 14,2%)

2011

Доходы — 12 839,0 млрд руб.

Расходы — 11 317,7 млрд руб.

Как всегда, в Законе о  бюджете содержатся нормы, затрагивающие  налоговые правоотношения. Во-первых, установлены нормативы распределения  налогов по бюджетам различных уровней. Более всего налогоплательщиков интересует налог на добавленную стоимость - он в 2009 г., как и в 2008 г., будет полностью зачисляться в федеральный бюджет. Поэтому, вероятнее всего, организации смогут продолжать уплачивать НДС централизованно по месту нахождения головного подразделения. Во-вторых, проиндексирован размер ставок некоторых видов обязательных платежей:

- ставки земельного  налога и арендной платы, действовавшие  в 2007 г., применяются в 2009 г. с коэффициентом 1.13 для всех категорий земель;

- плата за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ  в окружающую природную среду  и размещение отходов, действовавшая  в 2003 г.и в 2005г, применяется в 2009 г. с коэффициентом 1,62 и 1.32 соответственно

- минимальные ставки  платы за древесину, отпускаемую  на корню, действовавшие в 2007 г., применяются в 2009 г. с коэффициентом 1,30.

Расходная часть бюджета Российской Федерации на 2009 год утверждена в сумме 9 024 654 998,3 тысячи рублей, доходная - в сумме 10 927 137 733,0 тысячи рублей. При этом объем валового внутреннего продукта прогнозируется в размере 51 475,0 миллиардов рублей, а уровень инфляции – 8,5%.

Превышение доходов над расходами  в 2009 году планируется направить на на образование финансового резерва - 71119698500 рублей. На обслуживание государственного и муниципального долга выделяется 203970072300 рублей, на национальную оборону - 1344230287600 рублей, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - 1092696291900 рублей, на образование - 436135245900 рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство 100351979700 рублей, на охрану окружающей среды 14291478800 рублей, на культуру и средства массовой информации 118907461600 рублей, на здравоохранение и спорт 380069601900 рублей, на социальную политику 32058141900 рублей.

Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2009-2011гг. являются:

Сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом.

Усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики  и повышении уровня жизни населения. Повышение устойчивости бюджета  в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике.

Создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования, здравоохранения, ускорение инновационного развития страны.

Повышение эффективности  налоговой системы. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономики  требуют интеграции российской налоговой  системы в международные налоговые отношения.

Кардинальное повышение  эффективности бюджетных расходов. Реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Реализация мер по повышению  качества государственных услуг, росту  производительности труда в госсекторе.

Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

Реализация механизма  частно-государственного партнерства. Обеспечение максимальной эффективности  созданных институтов развития. Улучшение  финансовой прозрачности деятельности всего государственного сектора.

Наряду с мягкой денежно-кредитной  политикой ключевым фактором роста  совокупного спроса является ослабление бюджетной политики. Средний темп роста расходов федерального бюджета в 2005-2007гг. в реальном выражении составил 18% с учетом корпораций и 14,2% без учета госкорпораций, в то время как экономика росла по 7,3 процентов в год. В 2008 году к 2007 году без учета госкорпораций расходы увеличатся еще на 16,9% в реальном выражении. А среднегодовой темп роста расходов по бюджету в 2009-2011гг. составит 7,7 процентов или 5,9% по ожидаемому кассовому исполнению, при том, что рост средний темп роста ВВП - 6,4%. Если взять среднее значение прироста расходов за период с 2005 по 2011гг., то оно составит 12%, в то время как рост ВВП - 7%.

Следующим немаловажным источником роста  совокупного спроса является заработная плата, которая растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда -разрыв примерно в два раза в последнее время. Расходы на оплату труда федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов в 2004-2007гг. увеличивались ежегодно на 29,7 процентов в номинальном выражении. Фонд заработной платы в целом по экономике за эти же годы увеличивался на 35,1 процентов ежегодно. При этом доля фонда заработной платы в экономике в ВВП увеличилась с 23% в 2004 г. до 24% в 2007 г., а в 2011 г. она составит 27%.

 Совокупное действие всех  вышеперечисленных факторов приводит  к наращиванию внутреннего спроса  в экономике высокими темпами,  что приводит к росту цен  и импорта.

По состоянию на 16 июня т.г. индекс потребительских цен составил 8,3% против 5,1% за аналогичный период предыдущего  года. Наряду с ростом цен на импортируемое  продовольствие, усиливается вклад  монетарных факторов'. За пять месяцев  т.г. их вклад оценивается в размере 2,7 п.п. против 2,3 п.п. за аналогичный период предыдущего года, в 2007г. - 7,5 п.п. против 6,2 п.п. в 2006г.

За 5 месяцев инфляция была выше, чем  в России (7.7%) в Латвии (8.5%), на Украине (14.6%). Для замедления роста цен  Банком России в т.г. были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. С начала года три раза повышалась ставка рефинансирования (общее повышение составило 0,75%), дважды принималось решение об увеличении нормативов отчислений коммерческих банков в фонд обязательного регулирования, а также коэффициента усреднения величины обязательных резервов. С учетом последнего решения, которое вступит в силу с 1 июля т.г., увеличение нормативов резервирования составит 1-2,5 % по различным позициям.

Прогноз инфляции на текущий год составляет 10,5%. С учетом фактической динамики цен с начала года этот ориентир представляется труднодостижимым. В последующие годы для обеспечения целей по инфляции в размере 7,5% в 2009; 7% в 2010 и 6,8% в 2011г. необходимо ужесточить денежно-кредитную политику и не допускать дальнейшего наращивания расходов бюджета, поскольку поступающие дополнительные ненефтегазовые доходы бюджета в большей степени связаны с более высокой инфляцией и если они направляются на расходы (в форме индексации действующих обязательств или в качестве принимаемых обязательств) начинает раскручиваться "инфляционная спираль".

В настоящий момент перед Правительством Российской Федерации и Банком России стоит задача переломить тенденцию  ускоряющейся инфляции, привести ситуацию с денежным предложением в соответствие с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики.

В этих условиях бюджетная политика должна стать важным инструментом восстановления сбалансированного развития, играя  тем самым важную роль в снижении инфляции.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета и усиления его роли в  развитии экономики требуется удлинение  горизонта бюджетного планирования.

 

 

федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2011 года.

Расчеты бюджетных проектировок на 2009-2011 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс" с 92 долл.США/бар. в текущем году до 72 долл.США/бар. в 2011 году. Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 п.п. (из 7,2% прироста ВВП) в 2004 году и 2,6 п.п. в 2005 году до 1 п.п. в 2009 году. В 2009-2011гг. ежегодные темпы роста ВВП составят 6,2-6,6% в год против прогнозируемых 7,6% в текущем году

Инвестиции в основной капитал  в среднесрочной перспективе  будут возрастать ежегодно на 10-15%. Высокими темпами в 2009-2011гг. будут продолжать увеличиваться доходы населения - на 7,9-10,0% в год.

Средняя заработная плата по экономике  в 2009-2011 годах будет возрастать в  среднем за год на 11,2% в реальном выражении, пенсии - на 12,1%.

Это будет способствовать сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц  с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократится с 12,3% в 2008 году до 10,0% в 2011 году.

Низкие темпы роста физических объемов экспорта, а также прогнозируемое снижение мировых цен на энергоресурсы  приведет к снижению стоимостных объемов экспорта с 459 млрд. долл. США в 2008 году до 451 млрд. долл. США в 2011 году. Вместе с тем, дальнейшее повышение уровня жизни населения и доходов предприятий будет способствовать росту импорта - за 2009-2011 годы он увеличится на 56,7% до 468,1 млрд. долл. США. В результате такой динамики внешней торговли значительно сократится ежегодный прирост золотовалютных резервов - со 125 млрд. долл. США в текущем году до 0-10 млрд. долл. США в 2011 году. При этом произойдет усиление счета операций с капиталом и финансовыми инструментами - увеличится положительное сальдо трансграничного движения частного капитала. Чистый приток частного капитала в 2011 году может составить от 95 до 105 млрд. долл. США против 30 млрд. долл. США в 2008 году.

Обменный курс рубля к доллару США прогнозируется в 2009 году в размере 24,9 руб./долл., в 2010 г. - 26,2 руб./долл., в 2011 - 27,5 руб./долл.

Целевые параметры инфляции определены на 2009 год в размере 6-7,5%, 2010 год- 5,0-7,0%, 2011 год- 5,0-6,8%. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (по сценарным условиям 4,1% в 2009 году и 3,9% в 2010-2011 годах) в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка.

Увеличение разницы между ростом потребительских цен и уровнем  базовой инфляции связано прежде всего со значительным ростом цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий  и услуги ЖКХ. Так, среднегодовой  прирост тарифов для населения на услуги ЖКХ в 2009-2011 годах составит 19,7% в том числе на электроэнергию 25%, на газ природный - 31,7%о, на пассажирские железнодорожные перевозки - 13,3%.

 

На основе этих параметров прогноза социально-экономического развития подготовлены параметры федерального бюджета на 2009-2011гг.

Объем доходов федерального бюджета  в 2008 г. составит почти 9 трлн.руб. (21,2% ВВП), расходов - 7 трлн.руб. (16,6% ВВП), профицит - 2 трлн.руб. (4,6% ВВП). В соответствии с ожидаемой оценкой исполнения федерального бюджета в 2008 году с учетом переходящих остатков расходы составят 17,6% ВВП. Кроме того, в текущем году в банковскую систему поступают средства корпорации нанотехнологий и фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 0,8% ВВП. Такое существенное расхождение планируемых и фактических расходов бюджета оказывает значимое влияние на денежно-кредитную политику и экономику в целом.

В последующие годы доходы в относительном  выражении будут уменьшаться (19,6% ВВП, 18,7% ВВП и 18% ВВП в 2009, 2010, 2011 гг. соответственно).

Расходы в 2009 г. составят 18,1% ВВП, далее  ожидается их снижение до 17,6% ВВП  и 16,9% ВВП в 2010 и 2011 гг. соответственно. Результатом такой динамики доходов  и расходов станет снижение профицита  федерального бюджета с 4,6% ВВП в 2008 г. до 1,1 % ВВП в 2011 г.

На начало июня текущего года совокупный объем средств Резервного фонда  составил 3069,94 млрд.руб. Ожидается, что  к концу года он составит 3500,0 млрд.руб. (8,3% ВВП). По прогнозам, его объем  на конец 2009 г. составит 4499,8 млрд.руб. (9,3% ВВП), на конец 2010 г. - 5569,0 млрд.руб. (10,0% ВВП).

Объем средств Фонда национального  благосостояния на начало июня текущего года составил 773,93 млрд.руб., к концу  года он существенно увеличится и  превысит 2 трлн.руб. (5,8% ВВП). На конец  2009 г. объем средств Фонда составит 2466,8 млрд.руб. (5,1% ВВП), на конец 2010 г. -2663,2 млрд.руб. (4,8% ВВП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Бюджетная политика в  области доходов 

Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9518,3 млрд.рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период).

По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 21,2 % в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0%) в 2011 году. Это  связано, в основном, с сокращением  нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся с 10,1% ВВП в 2008 году до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году.

Сокращение нефтегазовых доходов  происходит в результате снижения удельного  веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов.

Информация о работе Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития