Государственный внутренний долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть понятие и значение государственного долга;
Выявить состояние государственного внутреннего долга;
Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5
1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5
Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9
2.1 Состояние государственного долга………………………………….9
2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14
2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18
Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20
3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20
3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления
государственным долгом…………………………….......……………...22
3.3 Резервный фонд и его роль в управлении
государственным долгом……………………………………...………...25
Заключение……………………………………………….……………….28
Список литературы………………………………………………………30
Приложения………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Финансы


 

 

 

Студента(ки) Макрушиной Кристины Юрьевны

Группа № 2ФК2                                                         Курс № 2             

Тема: Государственный внутренний долг Российской Федерации                                         

 

 

 

 

Факультет    финансово-учетный

Специальность   финансы и кредит

Отделение  очно-заочное

Научный руководитель    Маковецкий М.Ю.

 

 

 

___________________     ____________________       ___________________

  Дата поступления                                   Допуск к защите                             Защита работы

   работы в деканат                              Подпись преподавателя                          Оценка

   Подпись  преподавателя

 

 

 

Омск – 2011/2012уч.год.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственный долг…………………….…………………….5

     1.1 Понятие и значение государственного долга……...………………..5

          Глава 2. Государственный долг………...…………..………………….....9

     2.1 Состояние государственного долга………………………………….9

     2.2 Реструктуризация государственного долга…………...…………...10

     2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………...…..14

     2.4 Государственная долговая книга………………………...…………18

Глава 3. Управление государственным долгом……………………….20

     3.1.Принципы управления государственным долгом……………...….20

     3.2. Государственные ценные бумаги как инструмент управления

     государственным долгом…………………………….......……………...22

     3.3 Резервный фонд и его роль в управлении

     государственным долгом……………………………………...………...25

Заключение……………………………………………….……………….28

Список литературы………………………………………………………30

Приложения………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное экономическое состояние уделяет  большое внимание проблемам государственного долга. Причиной тому, является стремительный  рост государств с огромными объемами государственного долга. Так случилось, что на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не  знакомого  с  этим явлением. Поэтому многие экономические  науки, кроме того, что исследует эти проблемы, они формирует методы и способы решения проблем на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.    Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем государственного долга.

Я выбрала  эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной  из самых актуальных для России.  Экономика России крепнет и находится  уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.

Государственный долг Российской Федерации (РФ) –это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Проблема  государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с  этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.

Поставленная цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

    • Раскрыть понятие и значение государственного долга;
    • Выявить состояние государственного внутреннего долга;
    • Рассмотреть управление государственным внутренним долгом.

При решении  поставленных задач применялись методы ситуационного анализа, метод статистических наблюдений, аналитический метод.

Предметом исследования курсовой работы является государственный внутренний долг РФ, а объектом – РФ.

Для раскрытия данной темы были использованы учебники, методические указания, официальный  сайт министерства финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный долг. 

1.1 Понятие и значение государственного  долга.

Основную  мaссу денежных ресурсов, преднaзнaченных для финaнсирования общегосудaрственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекaть для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами  — физические и юридические лица. В сфере международных отношений  государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком1.

Как один из видов кредита государственный  кредит предоставляется на началах  вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредитов.

Во — первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Целью  предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован  в эффективном использовании  ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует  возврат заимствованных ресурсов. Таким  образом, мобилизация временно свободных  ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во —  вторых, при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные  документы), ценные бумаги и др. При  заимствовании средств государством обеспечением кредита является все  имущество находящееся в его собственности.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию  государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты2. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных  условиях исполнительной власти для  покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка  РФ привел к  тому, что их место заняли займы  внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета  и  растущих заимствований существенно  возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный  банк РФ.

В федеральный  долг не включаются долговые обязательства  национально- государственных и  административно- территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ. Ответственность  по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях. когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать  к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная  цель выпуска  займов в сегодняшней  России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном  году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный  внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими  методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная  эмиссия и выпуск государственных  займов.

Различают внешний и внутренний государственный  долг.

В мировой  же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так  как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы  оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение  первых достаточно регламентированы и  включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих  законодательных актов.

Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения  в экономической жизни, последствия  которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение  государственного внутреннего долга  приводит к перераспределению доходов  внутри страны.

За последние  годы произошли кардинальные изменения  в объеме и структуре совокупного  национального долга России (государственный  внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный  долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее  надежного корпоративного долга  обусловливают необходимость анализа  его тенденции и динамики.

 

2. Государственный долг.

2.1 Состояние государственного долга.

Информация о работе Государственный внутренний долг Российской Федерации