Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Государственный долг РФ……………………………………………3
1.1 Содержание и основные формы государственного долга………………..3
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике……………………5
1.3 Динамика государственного внутреннего долга в 2007-2009 гг………..12
1.4 Динамика государственного внешнего долга в 2007-2009 гг……….…..14
Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15
2.1 Методы управления государственным долгом…………………………..15
2.2 Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом
…………………………………………………………………………………..21
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных материалов…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 82.70 Кб (Скачать файл)

В 1996 г. Министерство финансов РФ должно выпустить облигаций государственных  нерыночных займов на сумму 15 трлн., руб. Обычно подобные облигации выпускаются  для вовлечения средств крупных инвесторов типа пенсионных видов или страховых компаний. Они в максимальной степени отвечают интересам тех институтов, для которых выпущены.

Тяжелое финансовое положение  РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г, на который  пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам заключить соглашение о реструктуризации платежей, т. с. пересмотреть сроки и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризированы все  платежи за 1992 - 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно.

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.

Систематический рост налогов  обостряет внутренние противоречия капиталистического хозяйства, усиливая разрыв между покупательной способностью трудящихся и расширяющимися под  влиянием научно-технического прогресса  производственными возможностями.

Вторым по своему финансовому  значению доходом являются государственные  займы. Если до общего кризиса капитализма  займы выступали в качестве чрезвычайного  источника доходов, к которому буржуазные правительства прибегали при  необходимости покрытия возникающих  при исполнении государственного бюджета  дефицитов, то ныне они превратились в обычный доход. За счет займов покрываются  различные капитальные затраты. Кроме того, во многих странах бюджетные дефициты стали планироваться при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. [2]

 

1.3 Динамика  государственного внутреннего долга  в 2007-2009 гг.

 

Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все  страны мира, где финансовая сфера  присутствует в более или менее  оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного  по размерам рынка государственных  ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими  рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего  долга было непосредственно связано  с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как  в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто  рыночных преобразований.

В результате структура совокупного  денежного предложения стала  менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

 

Таблица 1. Государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ГКО-ОФЗ-ГСО), млрд. рублей на 2007-2009 года.

 

Вид долгового обязательства

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

ГКО

0,000

0,000

0,000

ОФЗ-ПК

0,000

0,000

0,000

ОФЗ-ПД

205,623

288,415

328,170

ОФЗ-ФК

94,834

51,428

33,828

ОФЗ-АД

675,164

807,590

882,026

ГСО-ППС

0,415

10,415

45,415

ГСО-ФПС

52,000

91,000

132,000

Итого внутренний долг

1028,036

1288,848

1421,439


Таким образом, внутренний долг растет, причем довольно быстрыми темпами. С одной стороны, это может  свидетельствовать о повышении  долговой нагрузки по его обслуживанию на государственный бюджет, но, с  другой стороны, внутренние государственные  долговые обязательства выполняют  очень важные функции: во-первых, операции на внутреннем рынке являются очень  важным инструментом государственной  политики макроэкономического регулирования. В связи с этим обслуживание внутреннего долга - своего рода "плата" за пользование этим инструментом; во-вторых, государственные долговые обязательства во всем мире считаются наиболее важным средством вложения денег (хотя и малодоходным). Поэтому наличие возможности такого вложения позволяет инвесторам более эффективно контролировать свои финансовые риски.

1.4 Динамика  государственного внешнего долга  в 2007-2009 гг.

 

Внешние долги России - в  основном наследие бывшего Советского Союза. В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в $108 млрд), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР ($165 млрд. за вычетом безнадежных долгов третьих стран СССР). За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения, в соответствии с которым Советский Союз официально прекратил свое существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписав с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР, стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности. (От подписания соглашения отказалась Украина). Подобное решение стоило дорого, но позволило РФ сохранить позиции на внешних финансовых рынках и обеспечило доверие потенциальных партнеров.

В конце 1991 года государственный  внешний долг составлял 795 млрд. долларов. Далее он увеличивался до 2000 года. Пик  российского государственного долга  пришелся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний  и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП).

Долг бывшего СССР перед  Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией  полностью погашен по цене 100% от номинала. Также по номиналу погашена задолженность перед Финляндией, за исключением той, погашение которой предусмотрено производить товарными поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией погашен по ценам, превышающим номинал.

За период с 1 января 2003 года до настоящего времени объем задолженности  России по основному долгу перед  странами-членами Парижского клуба  сократился более чем на 90%. Сокращение произошло в основном за счет осуществленных в 2005-2006 годах досрочных погашений  обязательств РФ по долгу бывшего СССР. Напомним, в феврале 2007 года счетная палата сообщала, что российскому бюджету удалось сэкономить 6,6 млрд. долларов за счет досрочного погашения внешнего долга Парижскому клубу кредиторов.

Что касается общих перспектив российского госдолга, то в трехлетнем бюджете, принятом на 2008-2010 гг., записано, что в будущем государственный  долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу  специальных ценных бумаг. Доля же внешнего государственного долга в общей  структуре государственной задолженности  будет сокращаться. Через 3 года она  снизится до 2,5% от ВВП.

 

 

Таблица 2. Структура государственного внешнего* долга на 2007-2009 года

 

Категория долга

млн. долларов США

млн. евро

Удельный вес, %

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

39 135,2

27 945,7

100

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

1 190,7

850,2

3,04

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 867,6

1 333,6

4,77

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 339,0

956,2

3,42

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

1 214,4

867,1

3,1

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4 136,3

2 953,7

10,57

Задолженность по еврооблигационным займам

26 992,0

19274,5

68,97

внешний облигационный займ 2010 года

656,3

468,7

1,67

внешний облигационный займ 2030 года

20 369,4

14 545,4

52,05

внешний облигационный займ 2018 года

3 466,4

2 475,3

8,86

внешний облигационный займ 2028 года

2 499,9

1 785,1

6,39

Задолженность по ОВГВЗ

1 778,9

1 270,3

4,55

в том числе: ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 249,6

4,47

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной  валюте

616,3

440,1

1,57

       

В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Под  ним понимаются долговые обязательства  Правительства РФ перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным  РФ (ст. 97 БК).

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный кодекс РФ делит их на две группы: внутренние и внешние.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают  физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может  приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в  национальной валюте. Для привлечения  средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются интересы инвесторов страны размещения.

 

 

Глава 2. Проблемы управления государственным  долгом РФ

2.1 Методы  управления государственным долгом

 

Использование своповых операций. Наряду с предложениями реальных свопов "долг-акции", которые при разрешении их использования на приватизационных конкурсах могут поднять цену приватизируемых объектов в 1,5-2 раза, необходимо расширить применение свопов "долг-недвижимость", "долг-аренда земли или лизинг оборудования", "долг-рубли" (для пополнения оборотных средств, уплаты налогов и таможенных платежей), "долг-охрана окружающей среды".

В связи с расширением  своповых операций необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует, в основном, вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению операций по конверсии долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы.

Выкуп рыночного долга  с привлечением корпоративных структур. Для стимулирования заинтересованности корпоративных структур по участию в данных операциях может быть использована практика зачета их задолженности перед бюджетом по налогам, штрафам и пени. Необходимо разработать соответствующую методику оценки зачета суверенных долговых обязательств за задолженность перед бюджетом корпоративных структур и региональных органов власти. Сейчас в связи с ростом цены российских долговых обязательств на внешнем и внутреннем рынках заинтересованность в выкупе валютных обязательств значительно снизилась. Однако в условиях существенных колебаний цен на эти долговые бумаги такие операции снова могут стать эффективными. Оценки возможных эффектов для бюджета от подобных операций должны проводиться в каждом случае при подготовке очередных решений.

Осуществление операций по снижению стоимости обслуживания долга (секьюритизация ценных бумаг, выкуп или досрочное погашение самых дорогих долгов). В последнее время средняя стоимость новых заимствований снизилась для России до 5-6%, в то время как в обращении находятся еврооблигации, стоимость обслуживания которых составляет 11-12,75% годовых.

Необходимо также внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и разработать  специальные нормативные акты, регулирующие операции по выкупу и досрочному погашению  долга.

Замещение внешних заимствований  внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и стоимость обслуживания долга. Внутренним долгом легче управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в настоящее время дешевле.

Расширение рыночного  сектора во внешнем долге. Только с помощью новых рыночных инструментов можно сделать более привлекательными инвестиции в Россию. Необходима существенная диверсификация российских долговых бумаг (по валюте номинирования, доходности, срокам погашения).

Важно также создавать  условия для российских граждан  осуществлять инвестиции в валютные ценные бумаги, что предложит реальную альтернативу банковским депозитам. Необходимо разработать программу привлечения  средств населения в государственные  долговые обязательства. Кроме того, необходимо внести изменения в закон  о валютном регулировании и валютном контроле, которые позволили бы снять  оставшиеся ограничения на приобретение российских еврооблигаций физическими  лицами. В настоящее время резиденты  могут приобретать их только на биржевом рынке, что делает этот инструмент практически  недоступным для мелких инвесторов.

Повышение эффективности  использования зарубежных финансовых активов. Хотя Россия является членом Парижского клуба кредиторов и подчиняется его правилам, наряду с чисто финансовыми методами необходимо шире использовать те меры по урегулированию задолженности, которые основаны на расширении взаимного сотрудничества.

Во многих странах - должниках  России имеется благоприятный инвестиционный климат, там - меньшая конкуренция, чем  на западных рынках, богатые природные  и трудовые ресурсы, успешно развиваются  многие современные технологичные  производства. Все это вызывает интерес  у усиливших свой потенциал российских корпоративных структур, которые  все активнее проникают в развивающиеся  страны. Эти корпоративные структуры  могли бы быть использованы для реализации государственных зарубежных долговых активов.

Принятие мер по возврату задолженности по гарантированным  государством валютным кредитам, которые  получили предприятия и региональные органы власти. При проведении контрольных мероприятий по вопросам предоставления государственных внешних гарантий Российской Федерации и расчетов конечных заемщиков по привлеченным кредитным ресурсам неоднократно отмечалась низкая степень контроля и мер по взысканию просроченной задолженности принципалов.

Информация о работе Государственный долг РФ