Государственный кредит и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и его видов. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Государственный кредит.......................................................................4
1.1. Сущность и функции государственного кредита................................4
1.2. Формы государственного кредита классификация займов.................9
2. Управление государственным долгом...................................................13
2.1.Управление внутренним государственным долгом............................16
2.2. Управление внешним долгом..............................................................21
3. Проблемы в управлении государственным кредитом..........................25
Заключение.................................................................................................28
Список используемой литературы........................................................... 29

Вложенные файлы: 1 файл

государственный кредит и его виды.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

   Вместе с тем государственный  кредит оказывает определенное  воздействие на состояние бюджетных  средств, поскольку обслуживание  государственного долга является  традиционной статьей расходной  части бюджета. Государство в  данном случае отвлекает часть  бюджетных средств от производительного  использования и, кроме того, распределяет  бремя погашения долга между  всеми гражданами, а не только  между держателями обязательств  государства.

   Составной частью публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126 - ФЗ " О финансовых основах местного самоуправления", закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ. По основным признакам он совпадает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публичности и порядок формирования, распределения и использования; ответственность по данным обязательствам определяется местными органами власти.

   Кредитное финансирование части  расходов бюджета государства  и муниципальных органов представляет  собой один из самых гибких  инструментов регулирования макро-  и микроэкономических процессов,  увязки доходов и расходов  государства; позволяет равномерно и известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями; позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику; выступает важным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

   Регулирование границ государственного  кредита должно осуществляться  на основе развития рынка долговых  обязательств, стимулирования инвестиционной  деятельности юридических и физических  лиц, формирования эффективной  системы управления долгом. 

1.2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЙМОВ

   Государственный кредит на практике  реализуется посредством государственных  займов, которые приводят к появлению  государственного долга.

   Общее понятие государственного  долга Российской Федерации, его  состав, принципы управления и  порядок обслуживания сформированы  и законодательно закреплены  в Бюджетном кодексе Российской  Федерации. В зависимости от  заемщика государственный долг  подразделяется на государственный  долг Российской Федерации, государственный  долг субъекта Российской Федерации  и муниципальный долг. Под государственным  долгом Российской Федерации  понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими  лицами, иностранными государствами,  международными организациями и  иными субъектами международного  права. Государственный долг Российской  Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем  находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

   Под государственным долгом субъекта  Российской Федерации понимается  совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органами законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используются все полномочия.

   Долговые обязательства Российской  Федерации могут существовать  в форме:

- кредитных  соглашений и договоров (в качестве  заемщика);

- займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг;

- договоров  и соглашений о получении бюджетных  ссуд и бюджетных       кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров  о предоставлении гарантий;

- соглашений  и договоров о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств прошлых лет (данная  форма не предусмотрена для  муниципальных образований).

   Долговые обязательства Российской  Федерации могут быть: краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет.

   Государственные займы, составляющие  государственный долг, могут быть  классифицированы по ряду признаков.

1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние.

2. По способу обращения  займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы - это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

3. По сроку заимствования  средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения  возвратности кредитных  ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы - это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента  в трехуровневой  финансовой системе  России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

6. По форме выплаты  дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:

- процентные  займы, доход по которым устанавливается  в виде фиксированного процента  от номинала. Этот тип займа  является основным, так как именно  в процентных бумагах размещена  основная часть государственного  долга в промышленно развитых  странах;

- дисконтные  займы, доход по которым инвестор  получает за счет приобретения  долговых обязательств с дисконтом  и последующим их погашением  по номинальной стоимости по  окончании срока, на который  средства были предоставлены  заемщику;

- выигрышные  займы, доход по которым выплачивается  на основе тиражей выигрыша. Они  наименее привлекательны для  инвестора, поскольку не дают гарантированного дохода к определенному моменту времени;

- индексационные  займы, доход по которым выплачивается  по средствам индексирования  номинальной стоимости первоначально  приобретенных инвестором ценных  бумаг.

   Кроме того, в качестве меры, стимулирующей  инвестиции в государственные  ценные бумаги, органы власти  и управления государства могут  установить льготы по налогообложению  доходов, полученных от государственных  ценных бумаг.

7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

9. По способу определения  предлагаемого инвестору  дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту, - заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуация на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. "Страховкой" для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране.

10. По направлениям  использования заемных  средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления. 

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

   Управление государственным долгом - это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ. Непосредственно осуществляют эту деятельность Минфин России и ЦБ РФ.

   Управляя государственным долгом, государственные органы и органы  местного самоуправления определяют  соотношение между различными  видами долговой деятельности (государственными  и муниципальными заимствованиями,  гарантиями и кредитами), структуру  видов долговой деятельности  по срокам и доходности, механизм  построения конкретных займов, гарантий  и кредитов, порядок выпуска и  обращения займов, порядок предоставления  гарантий и кредитов и выполнения финансовых обязательств по ним. Соответствующие органы устанавливают и все другие необходимые аспекты функционирования государственного долга.

   В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

- удержание  величины внутреннего и внешнего  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны, выполнения органами власти  соответствующего уровня взятых  на себя долговых обязательств  без значительного ущерба финансированию  программ социально-экономического  развития;

- поддержание  репутации российского государства  как первоклассного заемщика  на основе безупречного выполнения  финансовых обязательств перед  инвесторами;

- минимизация  стоимости долга на основе  удлинения срока заимствований  и снижения доходности государственных  и муниципальных ценных бумаг;

Информация о работе Государственный кредит и его виды