Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:54, курсовая работа
С развитием рыночных отношений возрастают финансовые потоки. Эти потоки различны как по величине, так и по направленности. При этом важна грамотная организация этих потоков, а также пресечение противоправных действий при их осуществлении.
Государства, предприятия, граждане связаны многочисленными финансовыми отношениями, посредниками в которых выступают государственные, а иногда и негосударственные органы. Система финансового контроля является частным случаем таких отношений.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля........................4
1.1. Содержание, объекты и значение финансового контроля…….……....4
1.2 Основные принципы финансового контроля……………………………9
1.3 Международные и национальные стандарты финансового контроля………………………………………………………………………….10
Глава 2. Виды и методы финансового контроля…………………….…12
2.1.Классификация видов и форм финансового контроля...........................16
2.2 Методы финансового контроля. ….……………………….…………….16
Глава 3. Организация финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…….18
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции……19
3.3 Органы финансов го контроля во Владимирской области……………27
Глава 4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................28
4.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.........................................................................................28
Заключение............................................................................................................34
Список литературы...............................................................................................37
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
В1995 году Счетная палата Российской Федерации стала членом одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля ИНТОСАИ (Международная организация высших органов финансового контроля), которая была основана в 1953 году. Генеральный секретариат ИНТОСАИ находится в Вене, Австрии, управляющий совет состоит из 18 членов с правом голоса. С 2007 года Счетная палата Российской Федерации является членом Управляющего совета ИНТОСАИ. Одновременно Счетная палата Российской Федерации принимает активное участие в работе основных подкомитетов и рабочих групп ИНТОСАИ, функционирующих в составе постоянно действующих комитетов ИНТОСАИ, в том числе возглавляет деятельность Рабочей группы по ключевым национальным показателям, созданной в соответствии с решением очередного Конгресса ИНТОСАИ, состоявшего в Мексике в 2007 году.
Законодательство многих стран в области государственного финансового контроля ориентируется на принципы и методы этой организации.
В том же 1995 году Счетная палата Российской Федерации стала членом региональной организации ЕВРОСАИ (Европейской организации высших органов финансового контроля), членами которой являются высшие контрольные органы европейских стран. А в 1996 году Счетная палата стала членом другой региональной организации АЗОСАИ и принимает участие в проведении семинаров, симпозиумов и разработке исследовательских проектов.
Лимская декларация руководящих принципов контроля была принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля [4] «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».
Также
в декларации описаны формы, методы
государственного финансового контроля,
важное значение придается независимости
органов государственного финансового
контроля. Высшие контрольные органы
могут выполнять возложенные
на них задачи объективно и эффективно
только в том случае, когда они
независимы от проверяемых ими организаций,
и защищены от постороннего влияния.
Хотя государственные органы не могут
быть абсолютно независимы, так как
они являются частью государства
в целом, высший контрольный орган
должен иметь функциональную и организационную
независимость, необходимую для
выполнения возложенных на него задач.
ГЛАВА 2. ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Классификации видов и форм финансового контроля
Виды финансового контроля [13]:
I. По времени осуществления:
1.
Предварительный –
2. Текущий – осуществляемый в процессе движения финансовых ресурсов. Это – самая эффективная форма контроля, поскольку нарушения пресекаются на месте.
3. Последующий – проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Он предполагает тщательное выяснение законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявления внутрихозяйственных резервов, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.
Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов.
Документальная ревизия устанавливает обеспеченность сохранности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. По степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные.
В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
Проверка проводится экономистами финансовых органов на закрепленном за ними участке работы. Проверке подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям – составление и исполнение их сметы расходов.
Анализ отчетов ведомств, управлений, организаций и учреждений.
II. По форме проведения:
1. Обязательный – контроль, необходимый в силу требований законодательства либо в силу решения компетентного органа. Такой контроль строго регламентирован – организации контролируются в обязательном порядке, но органы имеют строго ограниченную компетенцию.
2. Инициативный – контроль по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Добросовестно работающие хозяйственные субъекты сами заинтересованы в обнародовании результатов такого контроля. Положительный результаты становятся дополнительным конкурентным преимуществом.
III. В зависимости от наличия у субъекта властных полномочий:
1.
Государственно –
2.
Общественный, в компетенции которого
только сообщить о результатах
проверки: профсоюзный, депутатский,
аудиторский, контроль
Таблица 1. Виды финансового контроля
Вид финансового контроля | Определение, основные принципы |
Государственный | проводится органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и ведомствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств; |
Негосударственный | включает внутрифирменный
(корпоративный) и аудиторский (внешний)
контроль. Основная цель - повышение
эффективности использования |
Ведомственный контроль | проводится
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств. При этом
проверяется расходование бюджетных
средств, выделенных по ведомственному
признаку бюджетной классификации,
а также использование |
Общественный | осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. |
Внутрихозяйственный | ведется
экономическими и финансовыми службами организаций. Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность. |
Правовой | проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы. |
Гражданский | осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов; |
IV. В зависимости от характера и объема полномочий государства: