Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:54, курсовая работа
С развитием рыночных отношений возрастают финансовые потоки. Эти потоки различны как по величине, так и по направленности. При этом важна грамотная организация этих потоков, а также пресечение противоправных действий при их осуществлении.
Государства, предприятия, граждане связаны многочисленными финансовыми отношениями, посредниками в которых выступают государственные, а иногда и негосударственные органы. Система финансового контроля является частным случаем таких отношений.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля........................4
1.1. Содержание, объекты и значение финансового контроля…….……....4
1.2 Основные принципы финансового контроля……………………………9
1.3 Международные и национальные стандарты финансового контроля………………………………………………………………………….10
Глава 2. Виды и методы финансового контроля…………………….…12
2.1.Классификация видов и форм финансового контроля...........................16
2.2 Методы финансового контроля. ….……………………….…………….16
Глава 3. Организация финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…….18
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции……19
3.3 Органы финансов го контроля во Владимирской области……………27
Глава 4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................28
4.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.........................................................................................28
Заключение............................................................................................................34
Список литературы...............................................................................................37
1. Общий государственный контроль – осуществление государственными органами общей компетенции текущего финансового контроля. Такие органы создают законодательные основы финансового контроля, получают общие сводки о результатах финансового контроля и работают над принятием мер по совершенствованию системы финансового контроля.
2. Специальный государственный контроль – осуществляется органами, созданными для контроля в специфической сфере.
V. По виду материалов контроля:
1.
Документальный – формальная
и арифметическая проверка
2.
Фактический контроль
2.2 Методы финансового контроля
Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.
Таблица 2. Методы финансового контроля
Метод финансового контроля | Определение, основные принципы |
Проверка | проводится
по отельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчетных, балансовых
и расходных документов. В процессе
проверки выявляются нарушения финансовой
дисциплины и намечаются мероприятия
по их устранению. Документальные
проверки – проводимые непосредственно
на предприятии в присутствии должностных
лиц предприятий. Источниками информации
служат первичные документы, регистры
бухгалтерского учета, отчетность, сметы
расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам,
другая документация. Изъятие документов
для проверки вне предприятия запрещено
законом. В то же время контрольным органам
предоставлено право изымать у юридических
лиц документы, свидетельствующие о нарушениях
нормальной деятельности предприятия.
Камеральная проверка – проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятием. Контролю подвергаются имеющиеся у субъекта документы и сведения о субъектах. |
Обследование | охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию. |
Надзор | Проводится
гражданами, контролирующими органами,
получившими специальные |
Экономический анализ | Как разновидность
финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. |
Наблюдение (мониторинг) | это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия. |
Ревизия | взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. |
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ
Деятельность
органов финансового контроля в
РФ осуществляется в соответствии с
установленными нормами права, основными
источниками которого являются: Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные
законы и законы субъектов РФ, законодательные
акты органов местного самоуправления,
подзаконные нормативные
Система органов финансового контроля включает следующие элементы:
Таблица 3. Элементы системы органов финансового контроля
Элементы системы органов финансового контроля | Цель |
Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением парламенту или президенту страны | Общий контроль за расходованием государственных средств |
Налоговое
ведомство с подчинением |
Контроль за поступлением налогов |
Контролирующие структуры в составе ведомств | Осуществление проверок и ревизий подведомственных учреждений |
Негосударственные
контролирующие службы |
Осуществление на коммерческой основе проверок достоверности отчетной документации и законности финансовых операций |
Службы внутреннего контроля | Поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли |
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции
Государственный финансовый контроль заключается в контролировании составления и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежного обращения, внутреннего и внешнего государственного и региональных долгов и др. В соответствии с российским законодательством осуществление государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России.
Государственный
финансовый контроль в Российской Федерации
реализуется в форме
Таблица 4. Формы государственного финансового контроля
Форма государственного финансового контроля | Основные направления | |
Общегосударственный финансовый контроль | Контроль направлен
на все хозяйствующие субъекты независимо
от формы собственности или | |
Ведомственный финансовый контроль | Внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений. | |
Бюджетно-финансовый контроль | Контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. |
Общее управление государственными финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем:
Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.
На
основании Конституции
Оперативный и последующий финансовый контроль в рамках Министерства Финансов Российской Федерации осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и Главное управление федерального казначейства.
Т.О., предметом государственного контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.