Государство на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Содержание

1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Госудасртво на рынке ЦБ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

- отказ от государственного  регулирования цен на услуги  профессиональных участников рынка  (кроме компаний-реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следование установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

Государственное регулирование рынка  ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его  функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства  относятся:

  • законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
  • постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
  • меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.).

Государственное регулирование рынка  ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39), Федеральным законом «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 № 208) и другими приказами, постановлениями, указами и распоряжениями. Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению;

- устанавливаются обязательные требования ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- проводится регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензируется профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

- обеспечивается гласность и равная информированность всех участников рынка.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся  в его распоряжении экономические  рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки  налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные  ставки, минимальный размер заработной  платы и др.);

- государственные капиталы (государственный  бюджет, внебюджетные фонды финансовых  ресурсов и др.);

- государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

В Российской Федерации к основным органам государственного регулирования  рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная служба по финансовым рынкам,

Министерство финансов РФ,

Центральный банк РФ.

Кроме того, к таким органам относятся Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка  ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Таким образом, можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг.

1.2. Характеристика государственных   ценных бумаг в России

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные  структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местных бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

Государство, как правило, выпускает  ценные бумаги с целью привлечения  средств для:

  • финансирования текущего бюджетного дефицита;
  • погашения ранее размещенных займов;
  • обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
  • сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
  • обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
  • финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
  • поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Ценные бумаги государства должны иметь, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами: во-первых, самый высокий относительный уровень надежности для вложения средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ (открыта в 1992 году. В декабре 2011 года объединилась с РТС в ММВБ-РТС. C 1 августа 2012 носит название "Московская биржа"1) обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены государственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) и облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Кроме того, в соответствии с «Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральный ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг», на рынке обращаются облигации Банка России (ОБР), а также несколько выпусков еврооблигаций Российской Федерации, субфедеральные облигации г. Москвы и Московской области, облигации Республики Башкортостан, облигации Самарской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт», АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др.

За последние 10 лет  внутренний рынок государственных  ценных бумаг продемонстрировал  устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны: по объему обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля – 37% – всего долгового рынка России (Рис.1).

Рис. 1 «Структура российского облигационного рынка»

 

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

- через центральные банки или  министерства финансов. Основными  инвесторами в зависимости от  вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые  компании и фонды, банки, инвестиционные  компании и фонды;

- в бумажной (бланковой) или безбумажной  формах (в виде записей на счетах  в уполномоченных депозитариях;

- разнообразными методами: аукционные  торги, открытая продажа всем  желающим по установленным ценам,  закрытое распространение среди  определенного крута инвесторов и т. д.

В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок государственных ценных бумаг.

По виду эмитента:

  • ценные бумаги центрального правительства;
  • муниципальные ценные бумаги;
  • ценные бумаги государственных учреждений;
  • ценные бумаги, которым придан статус государственных.

 По форме  обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

  • краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5-10 лет;
  • долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10--15 лет.

 По способу  выплаты (получения) доходов:

  • процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей; ступенчатой).
  • дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
  • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
  • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
  • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
  •    купонные — выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход. В большинстве случаев это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. В России — облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа.

По цели выпуска ценные бумаги делятся на:

  • долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета,  переходящего из года в год.  Как правило, среднесрочные и долгосрочные  ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;
  • ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, затем перекрывающийся за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов;
  • целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации ОАО «Высокоскоростные магистрали», выпущенные под гарантию правительства РФ; средства от продажи данных облигаций идут на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург;
  • ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко распространены в России. Например, казначейские обязательства, которыми Минфин РФ в 1994—1996 гг. рассчитывался с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Ценные бумаги государства  имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:

  • во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
  • во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов  состояния всей экономики, а с  другой - одна из болевых точек, воздействие  на которую может замедлить или  ускорить процессы рыночных преобразований. А разнообразие видов государственных ценных бумаг позволяет применять их для решения широкого спектра проблем.

Государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО)

Начиная с 1993г. на территории Российской Федерации выпускаются государственные  краткосрочные бескупонные облигации, эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 8 февраля 1993г. № 107 и постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994г. № 1105, Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, а также другими нормативными актами.

ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн. руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

Владельцами ГКО могут быть любые  юридические и физические лица. При  этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска. Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц — профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.

Предприятия имеют право приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве залога. Никаких  иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе.

ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО  владельцам перечисляется в безналичной  форме номинальная стоимость  на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки.

Информация о работе Государство на рынке ценных бумаг