Государство на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.
Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Содержание

1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
5
3.
1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг
6
4.
1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России
10
5.
1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг
22
6.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
30
7.
2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов
30
8.
2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе
33
9.
3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
45
10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Госудасртво на рынке ЦБ.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

Облигации федерального займа предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Осуществление права владельца облигаций на получение их номинальной стоимости и купонного дохода производится на основе записи по счету "депо" организации, выполняющей функции депозитария.

Выплата купонного дохода, погашение  и выкуп облигаций осуществляются Банком России по поручению эмитента за счет средств федерального бюджета.

ОФЗ – именные купонные ценные бумаги, они могут быть среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).  Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

Номинальная стоимость облигаций  федерального займа выражается в валюте Российской Федерации и составляет:

  • с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 1000 рублей;
  • с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) – 10 или 1000 рублей;
  • с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 1000 рублей.

Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Для ОФЗ-ФК величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

Погашение номинальной стоимости  ОФЗ-АД, в отличие от других облигаций  федерального займа, осуществляется частями  в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Облигации федеральных займов выпускаются  в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями  федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск. Глобальный сертификат хранится в депозитарии.

Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее  двадцати процентов облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Банк России является генеральным  агентом по обслуживанию выпусков облигаций, он регламентирует по согласованию с эмитентом порядок проведения операций, связанных с размещением, обращением, обслуживанием и погашением облигаций, не определенный «Условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов». Все операции по размещению и обращению облигаций, включая расчеты по ним и учет прав владельцев на облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации.

Государственные сберегательные облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют инвесторам, право на:

  • получение при погашении Облигаций их номинальной стоимости;
  • получение доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;
  • предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;
  • предъявление облигаций к выкупу в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Владельцами этих облигаций могут  быть юридические лица, резиденты  Российской Федерации, оговоренные  приказом Минфина России «Об утверждении  Условий эмиссии и обращения  государственных сберегательных облигаций»:

  • страховые организации,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • акционерные инвестиционные фонды,
  • Пенсионный фонд Российской Федерации,
  • иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае, если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации).

По срокам обращения различают  краткосрочные, среднесрочные или  долгосрочные государственные сберегательные облигации. Номинальная стоимость Облигации указана в валюте Российской Федерации и составляет 1000 рублей.

Процентные ставки и величина процентного  дохода определяются в решении о  выпуске облигаций. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными – ГСО-ППС (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными – ГСО-ФПС (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Для краткосрочных облигаций могут быть установлены нулевые процентные ставки купонного дохода.

Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций по дату его выплаты включительно. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.

Решение о выпуске принимается  эмитентом в виде приказа и  содержит условия выпуска в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об  особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Условия отдельного выпуска облигаций фиксируются в глобальном сертификате.

Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее  двадцати процентов облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска.

Погашение, выкуп, а также выплата  процентного дохода по облигациям осуществляются за счет средств федерального бюджета  путем перечисления указанных средств  на счета инвесторов, открытых у  агента.

Облигации на вторичном рынке не обращаются. Залог облигаций не допускается.

Денежные средства, не использованные на выплату процентного дохода, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Выкуп облигаций в установленные  даты осуществляется эмитентом по номинальной  стоимости. Порядок расчета цены выкупа облигаций в неустановленные даты определяется эмитентом.

Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. К марту 1994 г задолженность составила около 11 трлн руб., при этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2—3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему, не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые долговые ценные бумаги. Такими бумагами стали КО.

Казначейские обязательства выпускались  Минфином РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994г. № 906. Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой их серии. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам депо в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет депо их владельцев.

По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения. Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994г.

Документом, подтверждающим право  собственности владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномочен­ном  Минфином РФ депозитарии.

В зависимости от этапов обращения  определялись и возможности участия  КО в гражданском обороте. В частности, на первом этапе обращения КО, при их размещении держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода их на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога, обменивать на налоговые освобождения.

После прохождения оговоренного в глобальном сертификате количества операций КО могли быть использованы также в качестве предмета договора купли-продажи или представлены к погашению.

Рынок КО просуществовал недолго. Заменяя  в обращении наличные деньги, КО усиливали инфляцию. Поэтому их выпуск, в том числе по требованию МВФ, был прекращен и они исчезли из обращения.

Облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ). Эти облигации представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992г.

Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего  государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 15 марта 1993г. № 222, в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте.

Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ.

Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного  дохода, а также при погашении  самих облигаций, выплачиваются  в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках.

Кроме того, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в гражданском  обороте на территории Российской Федерации  в соответствии с действующим  законодательством и с учетом требований валютного законодательства РФ, поскольку они относятся к категории валютных ценностей. В Письме ЦБ РФ от 13 апреля 1994г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа» дополнительно разъяснены особенности их обращения на территории России.

Рассмотренные государственные ценные бумаги являются главными, но не единственными  бумагами подобного рода на российском фондовом рынке. Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР и Российского  внутреннего выигрышного займа 1992г. Рынок государственных ценных бумаг в России всегда будет подвижным, отражающим существующие в стране экономические и политические реалии.

1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг.

В мировой практике рынок государственных  ценных бумаг существует на протяжении более 200 лет. В конце XX в. он не только расширился, но приобрел много новых  особенностей. Особенно значителен этот рынок в странах с развитой рыночной экономикой, обладающих к тому же достаточной политической стабильностью.

В США рынок государственных  долговых обязательств является самым  значительным в мире. Развитие этого  рынка началось в период первой мировой  войны. До этого времени операции Федеральной резервной системы (ФРС) с государственными ценными бумагами носили ограниченный характер. Банки, входившие в ФРС, обычно покупали небольшое количество этих бумаг главным образом для накопления своих ликвидных ресурсов. В 20-е годы в операциях ФРС на открытом рынке стала преобладать продажа государственных ценных бумаг, с целью создания для инвесторов, искавших новые сферы для приложения капитала, возможности вложений в наиболее надежные и доходные бумаги. Государство, таким образом, стало получать дополнительный капитал для проведения своей экономической и социальной политики.

В 1933 году был принят закон Гласса - Стигола, разрешавший банкам предоставлять  в обеспечение своих заявок на федеральные резервные банкноты государственные долговые обязательства, что привело к значительному  увеличению операций ФРС по закупке  государственных ценных бумаг рынке с целью поддержания банковских ресурсов.

Вторая мировая война существенно  усилила деятельность ФРС по операциям  с государственными ценными бумагами. Помимо операций по размещению государственных  займов, ФРС стала проводить активную политику стабилизации рыночного курса государственных ценных бумаг.

В 40-е годы в связи с депрессией в экономике вопрос о поддержке  ФРС курса государственных ценных бумаг принял конфликтный характер и стал предметом разбирательства  в Конгрессе США. Министерство финансов считало приоритетной задачей ФРС поддержание курса государственных долговых обязательств. ФРС занимала иную позицию: она стремилась, прежде всего, выполнять ту свою функцию, которую считала основной - совершать операции с ценными бумагами (в т.ч. корпоративными) на открытом рынке, чтобы оказывать стабилизирующее воздействие на макроэкономику. В 1951г. ФРС взяла на себя обязательство продолжать поддерживать курс государственных ценных бумаг, но уже не на основе жесткого выкупа по паритету, а путем гибкого использования своих операций на открытом рынке.

Информация о работе Государство на рынке ценных бумаг