Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является денежно-кредитная политика.
«Денежно-кредитная политика как часть экономической политики представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса».[1] Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной денежно-кредитной политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение ………………………………………………………………………
3
1 Денежно-кредитная политика как элемент регулирования
экономики …………………………………………………………………….
5
1.1 Основные цели, разработка и реализация денежно-кредитной политики ………………………………………………………………………
5
1.2 Типы денежно-кредитной политики …………………………………
8
1.3 Методы денежно-кредитной политики ……………………………...
10
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики ……………………….
12
2 Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году ……………………..
21
2.1 Реализация денежно-кредитной политики …………………………
21
2.2 Процентная политика как ключевой инструмент денежно-кредитной политики в 2010 году ………………………………………….
21
3 Меры, направленные на инновационное развитие денежно-кредитной политики России ……………………………………………………………
24
Заключение …………………………………………………………………..
26
Список использованных источников………………………………………
28
Приложения ………………………………………………………………….
30
\
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Факультет мировой экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Деньги, кредит, банки»
на тему:
«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ»
Исполнитель | Никифорова В.В., ФКО-09 |
Научный руководитель | Заборовская А.Е. |
Екатеринбург
2010
Введение ……………………………………………………………………… | 3 |
1 Денежно-кредитная политика как элемент регулирования | 5 |
1.1 Основные цели, разработка и реализация денежно-кредитной политики ……………………………………………………………………… | 5 |
1.2 Типы денежно-кредитной политики ………………………………… | 8 |
1.3 Методы денежно-кредитной политики ……………………………... | 10 |
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики ………………………. | 12 |
2 Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году …………………….. | 21 |
2.1 Реализация денежно-кредитной политики ………………………… | 21 |
2.2 Процентная политика как ключевой инструмент денежно-кредитной политики в 2010 году …………………………………………. | 21 |
3 Меры, направленные на инновационное развитие денежно-кредитной политики России …………………………………………………………… | 24 |
Заключение ………………………………………………………………….. | 26 |
Список использованных источников……………………………………… | 28 |
Приложения …………………………………………………………………. | 30 |
\
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является денежно-кредитная политика.
«Денежно-кредитная политика как часть экономической политики представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса».[1] Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной денежно-кредитной политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
От эффективности проведения денежно-кредитной политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть денежно-кредитную политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики государства, а именно: ее сущность, основные цели, инструменты и методы
дать характеристику и анализ денежно-кредитной политики России на современном этапе, а в частности, выделить основные задачи и ориентиры денежно-кредитной политики в разрезе ее элементов: рассмотреть денежную программу, инструменты денежно-кредитной политики, а также проследить их использование и оценить уровень эффективности ее реализации;
рассмотреть и дать характеристику денежно-кредитной политики России в среднесрочной перспективе – 2008-2010 гг.
Теоретической и методической основой послужили постановления Правительства РФ (Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ
«О Центральном банке Российской Федерации»), Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, бюллетень банковской статистики, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008-2010 гг.), периодические журналы, а также литература по экономической теории и национальной экономике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Ее объем - 49 страниц машинописного текста. Содержит 2 таблицы и приложение.
В первом разделе курсового проекта освещены теоретические вопросы по денежно-кредитной политике и денежно-кредитному регулированию. Рассмотрены основные цели, разработка и реализация денежно-кредитной политики. Особое место уделено инструментам и методам денежно-кредитной политики. Во втором разделе рассматриваются и анализируются современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ, а также состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России.
1 Денежно-кредитная политика как элемент регулирования экономики
1.1 Основные цели, разработка и реализация денежно-кредитной политики
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Однако следует выделять первичные, тактические и промежуточные цели.
Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические цели – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется Центральный банк в своей повседневной деятельности. Наглядно эти цели отражены в табл. 1.
Таблица 1 – Виды целей
Первичные цели |
| Стабильность цен |
Полная занятость | ||
Соразмерный и стабильный экономический рост | ||
Внешнеэкономическая стабильность | ||
Тактическая цель |
| Форма кривой предложения денег |
Промежуточные цели |
| Темпы роста денежной массы |
Ставка процента | ||
Номинальный объем производства | ||
Уровень цен |
Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:
стабилизация уровня цен (процент инфляции);
достижение полной занятости (процент безработицы);
равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).
Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.
Смысл тактических целей заключается в том, что если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Промежуточная цель денежно-кредитной политики – это экономическая переменная, которую Центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.[2]
Промежуточная цель должна удовлетворять следующим условиям:
согласованность с основными целями Центрального банка. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей денежно-кредитной политики;
измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить;
своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в Центральный банк своевременно;
контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели
Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Центральный банк РФ (Банк России). Этот процесс организован следующим образом. Разработанный Банком России проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передаётся на рассмотрение Национальному банковскому совету, который даёт по нему заключение; далее уточнённый по рекомендациям Совета проект представляется Президенту и Правительству РФ; не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Они содержат анализ состояния и прогноз развития экономики России, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает их и принимает решение. Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчёт, в котором содержится перечень мероприятий единой государственной денежно-кредитной политике, проведённых Банком России.
Реализация утверждённой денежно-кредитной политики также целиком возложена на Банк России. Закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться при этом Банк России.[3]
1.2 Типы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика должна вызывать увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивать предложение денег для ограничения расходов.
В условиях оживления конъюнктуры, роста занятости и
объемов производства, сопряженных с растущим спросом на деньги, Центральный банк прибегает к политике “дешевых денег“, или экспансионистской денежно-кредитной политике, которая сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля
над приростом количества денег в обращении, сокращением
налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.[4]
Для того чтобы увеличить предложение денег, Центральный банк должен позаботиться о росте избыточных резервов в коммерческих банках. Какие конкретные меры должны быть приняты в этом случае?
Во-первых, следует расширить операции на открытом рынке по покупке ценных бумаг. Во-вторых, нужно понизить норму резервирования, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора. И, в-третьих, важно уменьшить учетную ставку с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка.
Такой набор политических решений, принимаемых Центральным банком, называется политикой дешевых денег. Цель проведения этой политики - сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить
объем совокупных расходов и занятость.
Напротив, в условиях нарастания инфляции и диспропорций в экономике, расширения спекуляции Центральный банк стремится предотвратить “перегрев” конъюнктуры при помощи ограничения денежной массы. При этом Центральным банком предпринимаются следующие меры:
• расширяются операции на открытом рынке по продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению для того, чтобы сократить денежную массу путем урезания резервов коммерческих банков;
• увеличивается норма резервирования с целью автоматического освобождения коммерческих банков от избыточных резервов и
уменьшения денежного мультипликатора;
• поднимается учетная ставка с целью снижения интересов коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у Центрального банка.
Совокупность мер, предпринимаемых Центральным банком, называется политикой “дорогих денег”, или рестрикционным типом денежно-кредитной политики. Рестрикционный тип направлен на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. Его проведение предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев на
оздоровление платежного баланса. Рестрикционный тип денежно-кредитной политики может быть использован в целях борьбы с инфляцией и направлен на сглаживание циклических колебаний деловой активности.[5]
Денежно-кредитная политика как рестрикционного, так и экспансионистского типа может иметь тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты, либо на их группы или на определенные виды банковской деятельности.
Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т.д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление предельного уровня маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков.
Выбор типа проводимого денежно-кредитного регулирования, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков ведется Центральным банком в каждом конкретном случае с учетом состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики обязательно утверждаются законодательным органом. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного обращения вызвана “чисто” монетарными, а не общеэкономическими или политическими факторами.