Корпоративные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Содержание

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание финансовых отношений предприятий
1.2 Функции финансов предприятий
1.3 Принципы организации финансов предприятий
1.4 Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности
1.5 Финансовый механизм предприятия
1.6 Функции финансовой службы на предприятии
1.7 Денежные фонды и резервы предприятий
1.8 Финансовые ресурсы предприятий
1.9 Источники финансирования деятельности предприятий

5
5
7
8

9
12
13
14
15
17
2. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Классификация денежных затрат предприятий
2.2 Себестоимость продукции
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции

19
19
20
25
3. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Понятие выручки от реализации продукции
3.2 Планирование выручки от реализации продукции
3.3 Факторы формирования выручки от реализации продукции
3.4 Использование выручки от реализации продукции

27
27
29
30
30
4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Понятие, функции и классификация прибыли
4.2 Понятие и состав валовой (балансовой) прибыли
4.3 Экономические факторы, определяющие величину прибыли
4.4 Распределение и использование прибыли
4.5 Формирование и расчет показателей прибыли
4.6 Планирование прибыли

31
31
32
33
34
36
37
5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

42
6. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1 Экономическая природа, состав и методы оценки основного капитала
6.2 Амортизация и ее роль в обновлении основного капитала

48
48
50
7. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1 Экономическое содержание, сущность, состав и структура оборотного капитала организации
7.2 Определение потребности в оборотных средствах и их нормирование
7.3 Источники формирования оборотных средств
7.4 Оценка и показатели эффективности использования оборотного капитала

53

53

58
60

53
8. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗРАБОТКИ
8.1 Финансовая стратегия предприятия
8.2 Основные направления разработки финансовой стратегии предприятия

65

65

69
9. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1 Общие принципы финансового планирования
9.2 Особенности финансового прогнозирования на предприятии
9.3 Бюджетирование – метод управления ресурсами предприятия

73
73
75
76
10. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
10.1 Понятие и виды инвестиций
10.2 Принципы инвестиционной деятельности
10.3 Приемы и методы анализа инвестиционных вложений
10.4 Капитальные вложения

78
78
79
80
83
83
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Организация налично-денежного оборота на предприятии
11.2 Основы организации безналичных расчетов на предприятии

83
83
85
12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

92

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Смета затрат на производство и реализацию продукции 

 

Элемент затрат

Сумма, руб

Материальные  затраты

Заработная  плата

Отчисления  на социальные нужды

Суммы амортизационных начислений

Прочие расходы

ИТОГО затрат на производство

Затраты на работы и услуги непроизводственного характера

Изменение остатков расходов будущих периодов (уменьшение

« - », увеличение «+»)

ИТОГО себестоимость  валовой продукции

Изменение себестоимости остатков незавершенного производства (прирост «-», уменьшение «+»)

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  себестоимость продукции

Внепроизводственные расходы

ПОЛНАЯ себестоимость  продукции

Объем товарной продукции в ценах реализации

Прибыль (+), убытки (-) от производства продукции

Изменение себестоимости  остатков нереализованной продукции (увеличение «-», уменьшение «+»)

Себестоимость реализованной продукции

Объем реализуемой  продукции в ценах реализации

Прибыль (+), убытки (-) от реализуемой продукции

 

Для определения производственной себестоимости из общей суммы затрат на производство прежде всего исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т. п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение — увеличивает. Рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму внепроизводственных расходов для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде.

Внепроизводственные расходы  включают расходы на упаковку изделий  на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции.

Планируемые в смете  затраты обеспечивают все потребности  предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. В смете планируется результат от производства и реализации продукции – прибыль или убыток. Смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой.

Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции  по себестоимости, прибыль от реализации продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию.

2.2.4 Группировка затрат по статьям  калькуляции

При группировке по статьям  калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения.

Типовая группировка  затрат по статьям калькуляции имеет  следующий вид:

  1. Сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов)
  2. Вспомогательные материалы
  3. Топливо на технологические цели
  4. Энергия на технологические цели
  5. Основная заработная плата производственных рабочих
  6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих
  7. Отчисления на социальные нужды
  8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
  9. Расходы на подготовку и освоение нового производства
  10. Цеховые расходы

Цеховая себестоимость

  1. Общепроизводственные расходы
  2. Потери от брака

Производственная  себестоимость

  1. Внепроизводственные расходы

Полная себестоимость

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет  определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виды работ, выявить резервы снижения затрат.

2.3 Планирование  затрат на производство и реализацию  продукции

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

• по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;

• по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установление нормы  переменных затрат на единицу выпускаемой  продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

С = Н*В

где С — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н — норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В — плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические  данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

где Сф — фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл — плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф — фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

Если в отчетном периоде  соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.

Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

* Определение необходимого  объема выпуска и реализации  продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат.

* Расчет необходимой  величины постоянных затрат и  сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:

В отечественной практике все затраты на производство и  реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

3. ВЫРУЧКА ОТ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

3.1 Понятие  выручки от реализации продукции

Выручка от реализации продукции — денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу предприятии за продукцию, отгруженную покупателю. Выручка является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:

• основному;

• инвестиционному;

• финансовому.

1. Выручка от основной  деятельности выступает в виде  выручки от реализации продукции  (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Выручка от инвестиционной  деятельности выражается в виде  финансового результата от продажи  внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

3. Выручка от финансовой  деятельности включает в себя  результат от размещения среди  инвесторов облигаций и акций  предприятия20.

К доходам  предприятия относятся:

1) доходы от  реализации товаров (работ, услуг)  и имущественных прав

2) внереализационные  доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы  от реализации

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные  товары (работы, услуги) или имущественные  права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационные доходы

Внереализационными доходами признаются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы21.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:

1. По отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов — метод начислений. Моментом реализации и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т. е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки.

Используя данный метод  определения выручки, товарный баланс будет иметь следующий вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк

РП = ГПн + ТП –  ГПк

2. По мере оплаты — кассовый метод. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но даже и не произведена.

При использовании кассового  метода определения выручки, товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк

РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк

где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода

ТП – стоимость выпуска товарной продукции

РП – объем реализации продукции за отчетный период

ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, не оплаченные покупателями.

Организации имеют право  на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал22.

В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки.

Выручка от реализации продукции  не является доходом в полном смысле этого слова, т.к. из нее необходимо возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату и налоги. Оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода предприятия – прибыли.

3.2 Планирование  выручки от реализации продукции  (работ, услуг)

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции, в зависимости от целей ее можно планировать на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Информация о работе Корпоративные финансы