Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:44, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание финансовых отношений предприятий
1.2 Функции финансов предприятий
1.3 Принципы организации финансов предприятий
1.4 Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности
1.5 Финансовый механизм предприятия
1.6 Функции финансовой службы на предприятии
1.7 Денежные фонды и резервы предприятий
1.8 Финансовые ресурсы предприятий
1.9 Источники финансирования деятельности предприятий
5
5
7
8
9
12
13
14
15
17
2. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
2.1 Классификация денежных затрат предприятий
2.2 Себестоимость продукции
2.3 Планирование затрат на производство и реализацию продукции
19
19
20
25
3. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 Понятие выручки от реализации продукции
3.2 Планирование выручки от реализации продукции
3.3 Факторы формирования выручки от реализации продукции
3.4 Использование выручки от реализации продукции
27
27
29
30
30
4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Понятие, функции и классификация прибыли
4.2 Понятие и состав валовой (балансовой) прибыли
4.3 Экономические факторы, определяющие величину прибыли
4.4 Распределение и использование прибыли
4.5 Формирование и расчет показателей прибыли
4.6 Планирование прибыли
31
31
32
33
34
36
37
5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
42
6. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
6.1 Экономическая природа, состав и методы оценки основного капитала
6.2 Амортизация и ее роль в обновлении основного капитала
48
48
50
7. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1 Экономическое содержание, сущность, состав и структура оборотного капитала организации
7.2 Определение потребности в оборотных средствах и их нормирование
7.3 Источники формирования оборотных средств
7.4 Оценка и показатели эффективности использования оборотного капитала
53
53
58
60
53
8. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗРАБОТКИ
8.1 Финансовая стратегия предприятия
8.2 Основные направления разработки финансовой стратегии предприятия
65
65
69
9. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1 Общие принципы финансового планирования
9.2 Особенности финансового прогнозирования на предприятии
9.3 Бюджетирование – метод управления ресурсами предприятия
73
73
75
76
10. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
10.1 Понятие и виды инвестиций
10.2 Принципы инвестиционной деятельности
10.3 Приемы и методы анализа инвестиционных вложений
10.4 Капитальные вложения
78
78
79
80
83
83
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
11.1 Организация налично-денежного оборота на предприятии
11.2 Основы организации безналичных расчетов на предприятии
83
83
85
12. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
92
Поэтому для определения прибыли, возможно и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных
работ и оказанных услуг
Существуют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле:
В = Р*Ц
где Р — объем сопоставимой реализованной продукции;
Ц — цена единицы реализованной продукции.
2. Расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:
В = Он + Т - Ок
где Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
3.3 Факторы
формирования выручки от
Выручка от реализации продукции характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств организации в денежную форму и начало нового цикла оборота всех средств. Различного рода изменения оказывают влияние на финансовые результаты деятельности организации.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы:
1. Непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
• в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;
• в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
2. Факторы, не зависящих
от деятельности предприятия,
к которым можно отнести:
3.4 Использование
выручки от реализации
Если поступление выручки на денежные счета предприятия — завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.
4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1 Понятие,
функции и классификация
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса — одна из главных внутренних причин банкротства.
Классификация прибыли представлена на рисунке:
Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде, то есть:
• обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
• обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
• обеспечение высокого качества формируемой прибыли;
• обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
• обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
• обеспечение роста рыночной стоимости организации;
• обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:
1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
3. Прибыль является
одним из источников
4.2 Понятие и состав валовой (балансовой) прибыли
Валовая (балансовая) прибыль — сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Валовая (балансовая) прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
Валовая (балансовая) прибыль включает три элемента:
* прибыль (убыток) от
реализации продукции,
* прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
* финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
1 Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.
2 Прибыль (убыток)
от реализации основных
3 Финансовые
результаты от
4.3 Экономические
факторы, определяющие
Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы — внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внешним относятся:
• рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
• хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).
Под внутренними факторами понимают:
• материально-технические
(использование прогрессивных
• организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
• экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
• социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
• изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
• изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
• изменения в структуре реализации продукции;
• экономия от снижения себестоимости продукции;
• изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
• изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
• изменение цен на 1 руб. продукции.
На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.
Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.
Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности организации при этом возрастает.
4.4 Распределение и использование прибыли
Объектом распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия.
Прибыль распределяется
между государством, собственниками
предприятия и самим
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
* прибыль, получаемая
предприятием в результате
* прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;