Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:35, курс лекций
Эффек-ть анализа и план-я фин деяте-ти пред-я напрямую зависит от полноты и качества испол-ой инф-и. С кибернетических позиций информация – соотношение между данными и их получателем. Для информации, используемой для осуществления перспективного финансового анализа, важнейшим является параметр релевантности, то есть ее соответствие требованиям решения поставленной задачи.
3. Коэффициент устойчивости
экономического роста
Для более объективной оценки возможностей организации по генерированию доходов, рассчитываются следующие виды прибыли: 1.Величина операционной прибыли до вычета % уплаченных и расходов по налогу на прибыль EBIT = ПБух (стр. 140 Ф№2) + % уплаченные (стр. 070 Ф№2). На основании данного показателя рассчитывается экономическая рентабельность организации. Он еще называется коэффициент генерирования доходов. К генер = EBIT / (∑Активы нач г + ∑активы кон г.) * 0,5. 2. Прибыль до вычета амортизации, финансовых расходов и расходов по налогу на прибыль. EBITDA = ПБух + % уплаченные + Амортиз (стр. 740 Ф№5). Рассчитывается коэффициент степень покрытия прибылью капитала. То есть инвестиционные возможности компании. Анализ финансовых результатов деятельности включают: изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ); изучение динамики структуры финансовых результатов (вертикальный анализ); изучение динамики изменений показателей за ряд периодов (трендовый анализ); исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный
7.ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Управление формированием
прибыли начинается с
В основу операционного анализа положено разделение затрат на переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные). Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства (затраты на сырье, материалы, электроэнергию и топливо, технологические, сдельная заработная плата рабочих и другие прямые затраты). Условно-постоянные затраты не изменяются или незначительно изменяются при изменении объема производства продукции. К ним относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, управленческие расходы, повременная заработная плата, расходы на рекламу, представительские расходы и др. Некоторые элементы затрат состоят из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, плата за электроэнергию, расходы на оплату труда, на текущий ремонт оборудования и др.) и их называют смешанными. Операционный анализ называют также анализом безубыточности, поскольку он предполагает расчет суммы выручки от реализации или объема реализации (в количественном измерении), при которых обеспечивается покрытие всех затрат — и переменных, и условно-постоянных, т. е. безубыточность, но прибыль еще равна нулю. В операционном анализе используют расчет промежуточного финансового результата деятельности предприятия, т. е. результат от реализации после возмещения переменных затрат. Этот показатель называют валовой маржой (или маржинальным доходом). Рассчитывают его как разность между выручкой и переменными затратами. Валовая маржа — это источник получения прибыли и покрытия постоянных затрат. Задача финансового менеджера — увеличить валовую маржу. Наилучший вариант — сочетание низких условно-постоянных затрат с высокой валовой маржой.
8.Анализ уровня
и динамики финансовых
Общий финансовый результат отражается в отчетности в развернутом виде и является алгебраической суммой прибыли (убытка) от продаж, продажи иного имущества и результатов от прочей финансовой деятельности, а также прочих внереализационных операций. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия:
-уровень и динамика
финансовых результатов
-высокая степень
Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности предприятия, в общем и целом, можно судить на основании роста:
-доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста);
-доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается, в первую очередь, оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.).
-скорости оборота капитала и др.
Имущественное положение и финансовое состояние предприятия, деловая активность и эффективность деятельности:
-рост положительных
качественных сдвигов в
-нормативные или оптимальные
значения важнейших
Этап 2. Анализ динамики и структуры формирования прибыли до налогообложения.
ПБух = ПРр (стр. 050) + ФР от проч
Этап 3. Факторный анализ формирования прибыли.
Факторная модель:
ПБух = ПРр +% получ - % уплач +Дуч + ПД - ПР
Этап 4. Факторный анализ прибыли от продаж.
9. Качество формирования прибыли.
Внешнему пользователю фин отчетности для решения вопросов экон-го или фино характера часто необходимо знать – насколько устойчивый характер имеют источники получения дохода на том или ином предп-и. Поэтому для целей сравнения фин резул-в различных пред-й возникла необходимость оценки качества форм-я прибыли. В настоящее время, качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников фор-я прибыли орг-и.
Состояние качества прибыли интересует, прежде всего, инвесторов и собственников. Хотя понятие качества прибыли возникло в банках среди кредиторов. Инвесторы заинтересованы в устойчивости и надежности получения чистой (нераспределенной) прибыли организации. Собственников интересует прирост чистой прибыли как инструмента формирования экономической и фин базы приращении собственного капитала и как источник повышения доходности акций. Факторы влияющие на качество прибыли: 1.Обусловлена учетной политикой организации, т.е. теми методами и способами учета, оценки и списания затрат, которые определяет и величину, и качество форм-я прибыли. В настоящее время приказ по учетной политике создается на каждом предприятии, подписывается гавбухом, руководителем предприятия. 2.Вторая группа факторов. Она связана с образованием резервов, необходимых для обслуживания активов, а также поддержания или увеличения уровня рентабельности. Сюда включают расходы организации, которые могут создать условия для генерирования прибыли. Эти расходы носят название «дискреционные» (периодические). Они полностью зависят от руководителя организации, его отношения к данной группе расходов. К дискреционным относят следующие виды: Расходы на обслуживание и ремонт активов, в частности машин, оборудования, зданий…; Расходы на рекламу; Расходы на НИОКР. Это также расходы, связанные с повышением конкурентоспособности продукции, работ или услуг; Расходы на подготовку и переподготовку специалистов. Для оценки качества формирования прибыли в зарубежной экономической практике разработано несколько методик оценки. КРЕДИТОРЫ оценивают качество формирования общего финансового результата (ПБух). Оценка производится на основании расчета структуры формирования прибыли, т.е. определение Ув каждого элемента, участвующего в форми-и прибыли. Оценка делается по Ув прибыли от продаж (ПР) в составе прибыли бухгалтерской. Чем выше Ув ПР, тем выше качество формирования прибыли. Кредиторы оценивают также качество Чистой прибыли (ЧП). Методика оценки:
Чем выше Ув остаточной прибыли в составе чистой, тем выше качество этой прибыли. Качество ЧП оценивается ИНВЕСТОРАМИ. Оно оцени-я через коэф-т
К = Текущая рыночная цена одной акции / доход в расчете на одну акцию
Рассч-ся за предыдущие 12 месяцев. Если это соотношение меньше 3 – качество прибыли оценивается как низкое. Методика оценки качества формирования прибыли МЕНЕДЖЕРАМИ. Рассчитывается коэффициент, который характеризует Ув i–ого вида дискреционных расходов в Выручке от продаж. Кi = Расход i-ого вида / Выручка от продаж. Анал-ся динамика этих расходов за несколько отчетных периодов. Россе аналитики методику оценки качества прибыли не дают, но указывают сигнальные показатели качества прибыли. Показатели качества прибыли.
Сигнальные показатели |
Формула расчета |
Оценка качества |
1. Динамика рентабельности продаж, рассчитанная по ЧП (ROS) |
ЧП / N |
Низкий уровень рентабельности характеризует низкое качество прибыли |
2. Структура прибыли по видам товаров, работ, услуг |
N высокорентабельной продукции / N (Ув высокорентабельгной продукции) |
Если в отчетном году доля высокорентабельной продукции возрастает, то делается вывод о повышении качества прибыли |
3. % ставка по кредитам |
Совокупные издержки по кредитам / Общая сумма полученных кредитов |
Высокое значение % ставки по кредитам характеризует низкое качество прибыли. |
10. Анализ влияния
инфляции на финансовые
На формирование фин.результатов предприятия оказывает влияние большое число факторов. Все они делятся на: внешние и внутренние.
Внешние: общее состояние эк-ки страны, уровень инфляции, налоговая, политика, политика ЦБ РФ, конъюнктура рынка, спрос на товары, платежеспособность населения, цены на потребленные ресурсы, климат.условия и прочее.
Внутренние:
Классифицируются по разным признакам, но наиб. часто рапр-ся
По уровням соподчиненности. Различают факторы 1-го уровня, влияющие на общий фин. результат:
Пбух=Прибыль от продаж+% полученные+% уплаченные+Доходы от участия+ПД-ПР
Все элементы, входящие в расч. формулу являя-ся факторами 1-го порядка.
Факторы 2-го порядка (элементы, формирования факторов 1-го порядка)
Пр=N-Cпп-КР-УР
Факторы 3-го порядка: первичные факторы, зависящие от орг-технич-го уровня пр-ва
N= ∑ gi p i , Cпп.=М+V+Ам
Среди внешних факторов наиб. существенное влияние на фин. результат оказывает инфляция. Рост уровня инфляции отрицательно влияет на весь воспроизводственный процесс и рассматривается как осн. дестабилизирующий фактор развития пр-ва и устойчивости фин.состояния .
Влияние инфляции проявляется в том, что:
12. Факторный
анализ прибыли от продаж
Прибыль от продаж (Пр). Пр=ВП-КР-УР. Полная формула Пр= N – Спп – КР – УР. Последние 3 значит – это себестоимость полная.
Показатель |
Условное обознач |
ПГ |
ОГ |
АИ |
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
N |
N0 |
N1 |
∆N |
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
Спп |
Спп0 |
Спп1 |
∆Спп |
3. Коммерческие расходы |
КР |
Кр0 |
КР1 |
∆КР |
4. Управленческие расходы |
УР |
УР0 |
УР1 |
∆УР |
5. Прибыль от продаж (1-2-3-4) |
ПР |
ПР0 |
ПР1 |
∆ПР |
6. Средневзвешенный индекс изменения цен на продукцию отчетного года по сравнению к предыдущему году (Iц =Ц1сред/Ц0сред) |
Iц |
- |
Iц |
- |
7. Выручка отчетного года в сопоставимых ценах |
Nс |
- |
N = N0 / Iц |
- |
8. Рентабельность продаж (5/1) |
R |
R0 |
R1 |
∆К |
В учебной литературе излагается несколько методик проведения факторного анализа прибыли от продаж. Большинство излагаемых методик могут быть использованы непосредственно на предприятии, для внешнего пользователя экономической информации по предприятиям имеются данные только открытой бухгалтерской отчетности. На основании этих данных также можно провести факторный анализ прибыли от продаж и для проведения такого анализа необходимо знать величину индекса изменения цен на продукцию конкретного предприятия. В общем виде, абсолютное отклонение по прибыли от продаж