Курс лекций по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:35, курс лекций

Краткое описание

Эффек-ть анализа и план-я фин деяте-ти пред-я напрямую зависит от полноты и качества испол-ой инф-и. С кибернетических позиций информация – соотношение между данными и их получателем. Для информации, используемой для осуществления перспективного финансового анализа, важнейшим является параметр релевантности, то есть ее соответствие требованиям решения поставленной задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

ek_analiz.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

3.с\с-ть продаж/проданной  продукции

4.затраты на рубль  продукции

Zр=Спп./Nтп (коп., руб.)

5.с\с-ть отдельных видов  продукции

Sj- единица продукции

Sj=∑Нрi*Цi

Статьи калькуляции (КР,сырье  и материалы, основная з/п рабочим, общехоз.расходы и тд)

1,2-прямые затраты,  все остальные косвенные

Кроме перечисленных  показателей с/с-ть является одним  из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления  ресурсов.

Данный пок-ль служит основой соизмерения произведенных расходов и полученных доходов. И  т.о. характеризует самоокупаемость орг-ции.

В общем виде формирования с/с-ти продукции можно представить  в виде след.формулы:

Sтп=Мз+V+Ам+прочие расходы

Мз-мат.затраты-затраты  на приобретение сырья и материалов, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией ОС, технолог.потери при пр-ве и транспортировке, потери от недосдачи или порчи при хранении и транспортировке ТМЦ.

V=расходы на оплыту труда с начислениями, любые начисления работникам в ден.или натуральной форме, начисления на соц.нужды. (ПФ,ФСС,мед.фонды)

Ам.-суммы начислений по ам.по ОС и НМА

Пр расходы – налоги, сборы, отчсления расходы по командировкам, рекламу на подготовку кадров, расходы  по управлению про-вом.

По данным фин.отчетености (т.е. Ф5) можно рассчитать след.пок-ли с/с-ти:

Пок-ль

Формула расчета

Где искать

с\с-ть проданной продукции, товаров, работ, услуг

Спп=Мз+V+Ам+прочие расходы

Спп=∑Нрi*Цi*qi

Ф2,стр020

Ком.расходы

КР

Ф2,030

Управленческие расходы  Общехоз-ые

УР

Ф2,040

Итого полная с/с-ть

Sр= Спп+кр+ур

020+030+040

Полная с/стьтоварной  продукции

Sтп= Sр+прирост гот.продукции+прирост товаров отгруженных

Sр+прирост214 ф1+прирост215ф1

Полная с\сть произведенной  продукции

Sппр= Sтп+прирост НЗП

Sтп+прирост213ф1


Анализ начинается с изучения снижения с/сти продукции и оценка производится по показателю затраты на 1р.продукции

Фактическое снижение с/сти  товарного выпуска изучается  в 2-хоценках:

1. в  ценах фактически действовавших  в отчетном году

2. в  среденгодовых ценах пред.года 

Рост затрат по сравнению  с пред.годом в ден.ценах произошел  на 1,41% в тоже время при сравнении  в сопост.ценах наблюдается снижение на 0,58%

 

 

 

 

 

 

21.  Анализ поведения  затрат и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли.

Zобщ.(Sп)=∑(N общ.*Дi*VCi)+FC

В данной модели дополняется, что все  затраты (переменные и постоянные) изменяются прямо  пропорционально объему пр-ва.

Мы выделяем 3 группы фак-ов, влияющих на величину Z:

1. изменение N

2. изменение структуры продукции

3. изменение самих Z

Более детальный анализ всех расходов, включенных в с/с-ть выявил, что Z-ты меняются по разному с изменением N.

Все Z по их связи с объемом выпуска и продаж делят на переменные и постоянные. Переменные-те, которые меняются с изменением  N.

Можно рассчитать К. реагирования Zна изменение N (коэффициент эластичности).

Кэл.= ∆Z/∆g=1 – пр.пр.изменение затрат с изменением объема

Кэл.>1 затраты растут быстрее  объема (прогресс-е затрат)

Кэл.<1 затраты снижаются медленнее  объема (дегресс-е затрат)

Различно поведение в расчете на ед.продукции и в расчете на весь выпуск

на ед.продукции

на ед.=8000/10=800руб.

Si факт.=800+10

на ед.=8000/1000+10=18руб.=

= Si факт

Пост.затраты распр-ся м/д количеством  произведенной продукции и влияют на факт.с\с-ть 1 изделия.

на весь выпуск (Zi*gi)

                                                                                         факт.=∑Vi*gi+FC/ цена общ.

На основе деления затрат на посто-е и переем-е разработана методика маржинального(предельного)анализа, кот-я базируется на изучении соотношения 3-х основных показателей деятельности организации.

(издержки, объем, прибыль)-Метод SVP

Затраты=∑( N общ.*Дi*VCi)+FC

Усеченная с\с-ть (метод  директ-костинг)

20. Анализ затрат на 1 рубль произведенной (реализованной) продукции, работ, услуг

 Важным является проведение факторного анализа затрат на 1 рубль ТП, кот. Выгоден тем, что, во-первых, очень универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает связь м\д с/с-тью  и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.:

Zp=полная с\с-ть ТП/стоимость Тп=∑Siqi/∑Рiqi

Т.о. на величину затрат на 1 р. ТП влияют следующие факторы:

1. объем и структура  произведенной продукции

2. с\с-ть отдельных  видов продукции

3. цены и тарифы  на потребленные ресурсы

4. отпускная цена на  ед.продукции

Расчет влияние факторов производится методом цепных подстановок.

В процессе анализа следует  изучить динамику затрат на рубль  ТП и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Далее изучается выполнение плана и определяется влияние  факторов на изменение уровня данного  показателя.

Затраты на рубль ТП непосредственно  зависят от изменения общей суммы  затрат на производство и реализацию продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться  за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость ТП зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Операционный  рычаг (ОР) и его оценка

Разделение затрат на постоянные и переменные позволила  разд-ть механизм управления прибыли  от продаж – операционный рычаг (операционный леверидж).

В экономике под рычагом  понимается один из факторов, который  существенно усиливает влияние  другого фактора.

FC – постоянные расходы

VC – переменные расходы

Sп.= FC+ VC

Деление затрат управления прибылью (ОР) основано на том, что наличие себестоимости продаж любой суммы пост. затрат, приводит к тому, что с изменением кол-ва проданных товаров сумма прибыли от продаж изменяется более высокими темпами.

Уд. вес постоянных затрат в себестоимости продукции в  данном контексте – опер. рычаг (коэф.-т ОР)

 Коэф. ОР(К.ор)= FC/ Sп., в %

Чем выше К. ор, тем больше различаются темпы прироста прибыли  от продаж и выручки от продаж.

Чем выше уд. вес пост. затрат в себестоимости, тем в  большей степени изменяется сумма  прибыли по сравнению с темпами изменения объема продаж. Контретное соотношение суммы прироста прибыли от продаж и суммы выручки от продаж, при определенном уровне К. ор, характеризуется эффектом ОР.

ПР+ FC=gp - gi VCi

ПР= gp - gi VCi – FC

Эффект ОР можно рассчитать 2 способами:

1. Эффект ОР=МД/ПР от  продаж 

2. Эффект ОР= прирост  ПР от продаж (в %) / Прирост  g (в%) – пользуются в момент планирования прибыли)

Производственный рычаг  по Ковалеву:

L=FC/VC

Если L>0,5 –предпочтительнее

При низком g быстрее попадают в зону убытков (если выше постоянные затраты)

Производственный леверидж-это  потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем  изменения структуры продукции  и объемов реализации.

 

 

 

 

 

 

22. Расчет порога рентабельности (точка безубыточности) продаж и запаса финансовой прочности)

На основе  деления  затрат на переменные и постоянные рассчитывается точка безубыточности производства (точка самоокупаемости). В данной точке величина объема продукции  получила название «критический объем  выпуска (продаж)», min объем, предельный объем, порог рентабельности.

Точка безубыточности показывает объем, обеспечивает полное покрытие всех затрат (Z).

Для расчета N, соответственного точки безуб.рассчитывется величина маржинального дохода.

МД=выручка от продаж(ст-ть выпуска  по оптовым ценам)-переменные расходы

Цена= FCi+VCi+Прi

МД=FC+прибыль

FC+Пр= N-VC

МД МД

Расчет МД позволяет определить объем выпуска (продаж), соответственный  точки беззуб.

Критический объем продукции может  быть рассчитан несколькими методами:

- графический (путем построения диаграмм безубыточности)

В точке беззуб.S полная= выручке

Пр=0

Рентабельность=0

gф<gкрит.-уб.

qф> gкрит-пр.

- аналитически

FC+прибыль= qiрi- VCiqi=qi(рi- VCi)

↓ ↓

0уд.вес МД на ед.продукции

 

1) gкрит= FC/ рi- VCi, шт.

2) gкрит= FC/ 1-L, где L-уд.вес пременных расходов в с\с-ти изделия

3)по данным ф.2 или  данным, имеющиеся только в стоимостной  оценке

Nпр.= FC*N/N-VC, тыс.руб.

Nпр= FC/Умд*100

 

24. Рентабельность  коммерческой организации и ее  роль в оценке эффективности  ФХД организации: понятие, показатели, методы их расчета

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности, предприятие получает доходы и производит расходы. Соотношение  доходов и расходов оказывает  решающее влияние на формирование всех финансовых показателей.

Доходы и расходы  организации регулируются нормативными положениями по бухгалтерскому учету.

2Показатели рентабельности. Это относительная характеристика  эффективности деятельности организации.  Рентабельность (прибыльность) показывает  сколько копеек прибыли зарабатывает  предприятие в расчете на 1 рубль выручки или на 1 рубль затрат или на 1 рубль капитала.

Главная цель анализа  финансовых результатов – оценка способности предприятия получать прибыль на вложенные в текущую  деятельность средства и оценка эффективности  деятельности организации. Для этого мы анализируем динамику изменения прибыли.

Задачи анализа финансовой деятельности:

  1. Оценка уровня и динамики финансовых результатов
  2. Выявление причин изменения прибыли
  3. Оценка уровня показателей рентабельности
  4. Выявление факторов, влияющих на изменение рентабельности
  5. Выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности.

С позиции функционально-стоимостного анализа. Главная цель управления прибылью – улучшать рентабельность. При  анализ доходов и финансовых результатов  выделяются следующие процессы:

  1. процесс формирования финансовых результатов
  2. процесс распределения полученной прибыли
  3. Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

 

 

 

 

 

25. Система  показателей рентабельности продаж: понятие, методы их расчета  и анализа

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов. Они характеризуют доходность предприятия с различных позиций и позволяют соизмерить, соотнести полученный финансовый результат с величиной примененных и использованных ресурсов и величиной произведенных затрат. Общая формула расчета показателей рентабельности имеет следующий вид:

Р = Прибыль / Оборот, капитал, затраты

Под оборотом понимается выручка от продаж.

По данным Ф№2 можно рассчитать группу показателей рентабельности, характеризующую прибыльность или выгодность финансово-хозяйственной деятельности.

В Ф№2 приведены 4 основных показателя прибыли:

  1. Валовая прибыль (стр. 029) Рентабельность продаж по валовой прибыли. Rпродаж (ROS) = Валовая прибыль / Выручка от продаж; ВП / N * 100. Данный показатель позволяет дать оценку выгодности произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. (Сколько копеек валовой прибыли приходится на рубль выручки)
  2. Прибыль от продаж (стр. 050). Рантабельность продаж по обычным видам деятельности. ROS = Прибыль от продаж / N * 100. Сколько прибыли от продаж предприятие зарабатывает с одного рубля оборота.
  3. Прибыль до налогообложения (стр. 140). Рентабельность продаж по прибыли бухгалтерской (общая). ROSобщ = ПБух / N * 100. Сколько прибыли заработало предприятие от всех видов деятельности на 1 рубль оборота.
  4. Чистая прибыль (стр. 190). Рентабельность продаж по чистой прибыли. ROS чист (норма прибыли от продаж) = ЧП / N * 100. Сколько копеек прибыли с рубля оборота остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов (налога на прибыль)

Рентабельность продукции, работ услуг по затратам

R прод = Прибыль от продаж / СП,

Где СП – Полная себестоимость  проданной продукции , СП = Спп + КР + УР.

Общая схема анализа  показателей рентабельности. Показателей рентабельности в бухгалтерской отчетности нет. Это все расчетные показатели, поэтому:

  1. Производится расчет уровня каждого показателя рентабельности за 2 отчетных периода.
  2. Оценивается динамика каждого показателя рассчитываются абсолютные отклонения и темпы роста
  3. Факторный анализ с использованием методов илиминирования или интегрального и выявляются и оцениваются влияние отдельных факторов на изменение уровня рентабельности.

 

Таблица – Анализ уровня и динамики показателей рентабельности

Для проведения факторного анализа рентабельности продаж могут использоваться различные факторные модели. Например, рассчитываются показатели ресурсоемкости продукции. Рассчитываются показатели ресурсоемкости по материалам. ЗП, амортизации, прочим расходам.

ПР = N – S

ROS = 100% - МЕ% - ЗПЕ% - АмЕ% - РЕпроч%.

Влияние на уровень рентабельности каждого элемента  будет определяться как абсолютное изменение показателей  ресурсоемкости, входящих в эту модель. Фаторая факторная модель. Это  общая рентабельность по отношению  к себестоимости либо к производственным фондам

Информация о работе Курс лекций по "Финансам"