Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
При продаже вещи комиссионер выписывает товарный чек, в котором указываются номер ценника продаваемой вещи, ее наименование и цена реализации. Чек вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты вещи. Кассир, получив от покупателя деньги, выбивает на ККМ кассовый чек и передает его покупателю вместе с товарным чеком, на котором ставит штамп «Оплачено». Товарные чеки со штампом «Оплачено» фиксируются в реестре договоров и перечней. Если вещи, принятые на комиссию, проданы частично, для расчетов с комитентом составляется справка о продаже вещей, принятых на комиссию, где указываются номер договора, наименование проданных товаров, их количество и сумма к оплате. Реестр (опись) и справка составляются в двух экземплярах, их итоги сверяются с показателями ККМ и кассовым отчетом. Товарные чеки с их реестром (описью) и справкой прикладываются к товарному отчету и передаются в бухгалтерию. После продажи вещей договоры и перечни (вторые экземпляры), справки, заполненные и подписанные бухгалтером, по реестрам, составленным в двух экземплярах, с распоряжением комиссионера о выплате денег передаются в кассу под расписку кассира на втором экземпляре реестра. До расчета с комитентом договоры, перечни и справки хранятся в картотеке кассы.
Деньги комитенту за проданную вещь выплачивают не позднее чем на третий день после ее продажи. Для получения денег комитент предъявляет кассиру договор, перечень и паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. При этом комитент расписывается в договоре (на втором экземпляре) и расходном кассовом ордере. По желанию комитента деньги могут быть переведены комиссионером на банковские счета комитента. Договор, перечень, справка, расходный кассовый ордер сдаются с кассовым отчетом в бухгалтерию. Бухгалтер после проверки кассового отчета проставляет на договоре и справке штамп «Погашено».
Для учета продажи в розницу принятых на комиссию товаров и расчетов с комитентами бухгалтерия ведет оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров и учетных карточек.
Ежедневно материально ответственные лица составляют товарный отчет в двух экземплярах, один из которых сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре. К товарному отчету, сдаваемому в бухгалтерию, прикладываются договоры и перечни на принятые вещи с их реестром (описью); реестр (опись) на возврат вещей комитентам; ценники; товарные чеки со штампом кассы «Оплачено» на проданные вещи с их реестром (описью); справки; акты на уценку и снятие с продажи вещей.
К договору комиссии прилагается перечень товаров, принятых на комиссию, с указанием их цены. Первый экземпляр договора и перечня вручается комитенту, а второй вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию комиссионера.
Бухгалтерский учет товаров, принятых на комиссию, ведется на за балансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». Расчеты с комитентами учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому открывается отдельный субсчет «Расчеты с комитентами»:
Дт 004 «Товары, принятые на комиссию» — принятие товаров по договору комиссии
КТ 004 списание реализованных или возвращенных комитенту товаров;
Дт 50 «Касса»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами» — поступление денег в кассу комиссионера за проданные покупателям товары;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»
Кт 50 «Касса» — возврат покупателю обусловленной договором стоимости за проданные товары;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — отражена сумма комиссионного вознаграждения, причитающегося комиссионеру.
При оптовой продаже по договору комиссии комиссионер может исполнить поручение без участия в расчетах и с участием в расчетах. При исполнении поручения без участия в расчетах денежные средства по сделке, заключенной комиссионером, поступают непосредственно на расчетный счет (в кассу) комитента без зачисления на расчетный счет (в кассу) комиссионера. На счет (в кассу) комиссионера поступает только причитающееся по договору комиссии вознаграждение. Схема отражения в учете комиссионера операций по продаже товаров без его участия в расчетах такова:
Дт 004 «Товары, принятые на комиссию» — получен товар по договору комиссии
Кт 004 «Товары, принятые на комиссию» — отгружен товар покупателю;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — начислена сумма причитающегося комиссионного вознаграждения;
Дт 90 «Продажи», субсчет «НДС
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» — отражен НДС, начисленный от суммы комиссионного вознаграждения и причитающийся к уплате в бюджет;
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами» — получено комиссионное вознаграждение. При исполнении поручения по договору комиссии с участием комиссионера в расчетах денежные средства по сделке, заключенной комиссионером, поступают первоначально на его счет, а затем осуществляются расчеты с комитентом. При этом причитающееся комиссионеру по договору комиссии вознаграждение, как правило, остается на счете комиссионера. Схема отражения в учете комиссионера операций по продаже товаров с его участием в расчетах такова:
Дт 004 «Товары, принятые на комиссию» — получен товар по договору комиссии
Кт 004 «Товары, принятые на комиссию» — отгружен товар покупателю;
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами» — отражается реализация товара покупателю;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — начислено вознаграждение комиссионера, предусмотренное договором;
Дт 90 «Продажи», субсчет «НДС»
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС» — отражен НДС, подлежащий уплате в бюджет от суммы комиссионного вознаграждения;
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — получены денежные средства (оплата) от покупателя;
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с комитентами»
Кт 51 «Расчетные счета» — погашена задолженность перед комитентом за минусом суммы причитающегося комиссионеру вознаграждения;
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы»
Кт «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» — списаны издержки обращения торгового предприятия за отчетный период;
Дт 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки» — отражена прибыль, полученная от осуществления посреднической операции;
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 90-9 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — отражен убыток, полученный от осуществления посреднической операции.
3.5. РАСЧЕТ И УЧЕТ РЕАЛИЗОВАННОЙ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденным письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, валовой доход от реализации товаров исчисляется по :общему товарообороту;
ассортименту товарооборота:
ассортименту остатка товаров;
среднему проценту.
Как правило, в организациях розничной торговли не ведется количественно-суммовой учет реализованных товаров, поэтому нет возможности определить точный ассортимент проданных товаров и сумму наценки, приходящейся на эти товары. В связи с этим возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем: в конце каждого месяца торговая наценка, относящаяся к реализованным товарам, определяется специальным расчетом по среднему проценту.
Порядок расчета реализованной наценки состоит в следующем. Сначала находят сумму торговой наценки за отчетный месяц: к величине начального (кредитового) сальдо счета 42 «Торговая наценка» прибавляют кредитовый оборот по этому счету за месяц и вычитают дебетовый оборот. Кредитовый оборот отражает величину наценки, приходящейся на полученные за месяц товары, включая НДС и налог с продаж, а дебетовый — отражает величину наценки, приходящейся на выбывшие за месяц товары, кроме реализации (это могут быть потери от порчи и недостач, выявленные при инвентаризации).
Затем находят сумму товаров, на которые приходится сумма найденной наценки. Для этого к стоимости реализованных за месяц товаров по продажным ценам прибавляют остаток товаров в этой же оценке на конец месяца.
Следующий этап — определение среднего процента торговой наценки, приходящейся на все товары, реализованные в течение месяца и оставшиеся нереализованными. Для этого сумму торговой наценки делят на сумму товаров и умножают на 100, чтобы выразить результат в процентах.
Наконец, по среднему проценту определяют сумму торговой наценки, приходящейся на реализованные за месяц товары: средний процент торговой наценки умножают на величину реализованных товаров и делят на 100, чтобы результат выразить в рублях.
Обычно расчет реализованной торговой наценки оформляют в виде таблицы (табл. 3.1).
Как уже было отмечено, реализованная торговая наценка списывается методом «красного сторно» проводкой:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 42 «Торговая наценка».
Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета по учету продажи товаров отражается их стоимость в одной и той же оценке — по продажным ценам. Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 до фактической цены их приобретения позволяет определить доход от реализации товаров (валовой доход). После списания реализованной торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как и при учетеТ
Таблица 3.1 Расчет суммы реализованной торговой наценки за отчетный месяц
по покупным ценам) предварительное кредитовое сальдо, показывающее сумму валового дохода от реализации товаров. Приведенный способ расчета валового дохода прост, но неточен: сумма торговой набавки получается больше или меньше ее действительной величины. Если, например, среди реализованных товаров преобладают товары с большим, по сравнению со средним, процентом надбавки, а в остатке — товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена. Сумма реализованной торговой надбавки может быть уточнена при проведении инвентаризации. На основании данных инвентаризационных описей против каждого наименования товара проставляют размер торговой надбавки в процентах. Умножив размер торговой надбавки на суммы остатков по каждому наименованию товаров, подсчитывают общую сумму торговой надбавки, приходящейся на остатки товаров, которую сравнивают с величиной кредитового сальдо, отраженной в учете на счете 42 «Торговая наценка». При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учете, то на сумму разницы составляют сторнировочную запись (методом «красного сторно»):
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 42 «Торговая наценка».
Если же фактическая сумма по описи больше, то сумму превышения торговой надбавки отражают обычной записью:
Дт 42 «Торговая наценка»
Кт 99 «Прибыли и убытки».
Торговая наценка как объект бухгалтерского учета представляет собой основной источник покрытия расходов торговых предприятий и образования прибыли. Следовательно, счет 42 «Торговая наценка» по отношению к балансу является пассивным. Отражение торговой наценки на поступившие товары осуществляется по кредиту этого счета в корреспонденции с дебетом счета 41 «Товары». По дебету счета 42 отражается наценка, приходящаяся на такие товары, которые не могут быть проданы (например, по причине их порчи или недостачи), т.е. торговая наценка по таким товарам никогда не станет валовым доходом торгового предприятия — это потерянная для предприятия прибыль. Торговая наценка, приходящаяся на реализованные товары, превратившаяся в валовой доход или реализованная, отражается по кредиту счета 42 методом красного сторно, т.е. уменьшает имеющийся у торгового предприятия источник получения прибыли. Торговая наценка становится валовым доходом только в том случае, когда товары проданы и сумма денежных средств, равная их стоимости, попала в кассу предприятия. Именно о такой сумме торговой наценки говорят, что она «реализовалась». Сальдо по счету 42 может быть только кредитовым; оно отражает величину торговой наценки, приходящейся на остаток товаров.
Инструкция по использованию Плана счетов бухгалтерского учета предлагает отражать методом «красного сторно» по кредиту Счета 42 торговую наценку, приходящуюся на выбывающие товары, независимо от причины их выбытия. Иначе говоря, не делается никакого различия между потерянными и реализованными товарами, что, конечно, некорректно, так как искажается содержание записей на счете, формирующих кредитовый оборот. Надо сказать, что в любом случае . величина сальдо по счету 42 будет одинаковой. Однако пренебрегать экономическим смыслом отраженных на счете операций не следует. По всей вероятности, такие рекомендации нового Плана счетов — результат влияния правил ведения учета, принятых в США, где главным считается не содержание операций и оборотов по счетам, а величина сальдо. В отечественных же традициях бухгалтерского учета — придавать значение любым записям на счетах и анализировать их.
3.6. ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО
ДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ
Документы, составленные при получении и реализации товаров, отражаются в товарном отчете по форме № ТОРГ-29, обобщающей совершенные товарные операции по складу (секции) за отчетный период, который определяется главным бухгалтером в зависимости от объемов товарных операций. Отчетность может составляться ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц. На основании товарных отчетов и приложенных к ним первичных документов бухгалтер формирует проводки по отражению в учете товарных операций.