Лекции по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций

Краткое описание

Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по торговле.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы или структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.

В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении начальный остаток товаров (конечный остаток из предыдущего товарного отчета) и поступление товаров на основании сопроводительных документов в хронологическом порядке. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, общая сумма поступивших товаров) записывается отдельно по каждому поставщику. Здесь же, в приходной части, подсчитывают общую сумму принятых к учету товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало. В расходной части товарного отчета отражается сумма выручки, поступившей в кассу, за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке, перечисляются первичные документы, на основании которых происходило прочее выбытие товаров (списание недостач, внутренняя передача и т.п.). Затем суммируется расход (выручка и прочее выбытие) товаров по организации и рассчитывается остаток товаров на дату составления товарного отчета (на конец отчетного периода).

Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах: первый экземпляр вместе с документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров (кроме сумм выручки, которые сверяются с данными, записанными в кассовых отчетах, поступивших в бухгалтерию от кассира), представляется в бухгалтерию, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица. Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.

Нумеруются товарные отчеты последовательно с начала до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные (выполненные не по правилам) исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются одной чертой, затем надписывается правильный текст или правильные цифровые данные. Исправление ошибки в товарном отчете оговаривается надписью «Исправлено» и подтверждается подписью материально ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления..

Если дата проведения инвентаризации в торговой организации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один — с начала установленного периода до начала инвентаризации, а другой — от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета. Например, если установленный период отчетности — с 1 по 10-е число месяца, а инвентаризация проведена 7-го числа, один товарный отчет составляется с 1 по 7-е число, а второй — с 8 по 10-е число. В товарный отчет, составленный после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи-акта результатов.

Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в учетных регистрах по счетам 41 «Товары», 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

 

 

                                                          

                                                         ТЕМА  4

 

                                    УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

                   4.1. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

                                       ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия торговли и общественного питания устанавливают экономические связи с поставщиками ТМЦ и покупателями. Отношения между сторонами оформляются договорами. Четкое выполнение договорных обязательств и правильная организация расчетов между предприятиями способствуют своевременному поступлению денежных средств. Вместе с тем торговое предприятие в процессе деятельности производит денежные расчеты с работниками предприятия, органами социального обеспечения и другими организациями и лицами.

Расчеты между предприятиями осуществляются в безналичном порядке через банки, а также наличными через кассу предприятия в пределах установленных в законодательном порядке лимитов.

Предприятие торговли, как любое юридическое лицо, само выбирает банк для кредитно-расчетного обслуживания. Кроме расчетных счетов в банках могут быть открыты текущие и специальные счета для хранения средств специального назначения (аккредитивы и чековые книжки). Кредитные отношения предприятия с банками оформляются кредитными договорами.

Основные задачи организации учета денежных средств и расчетов:

своевременное, полное и точное отражение операций по учету денежных средств и расчетов;

постоянный контроль наличия и сохранности денежных средств в кассе, на расчетном и других счетах в банках;

контроль использования денежных средств;

контроль правильности и своевременности расчетов с поставщиками и покупателями;

контроль своевременности и правильности расчетов с бюджетом, банками, работниками;

контроль расчетных операций с целью предупреждения образования просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

контроль правильного использования банковского кредита и сроков его возврата.

Особое место в операциях торгового предприятия занимают кассовые операции, так как значительная часть выручки у данных организаций поступает через кассы (вероятность злоупотреблений на данном участке максимальна, поэтому данный участок в первую очередь подвергается различным видам проверок со стороны как налоговых органов, так и других органов контроля).

Торговое предприятие для приема, хранения, выдачи денежных средств должно иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств на предприятиях регламентирован письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Для приема наличных денег от покупателей предприятия торговли обязательно должны применять ККМ. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков денежных средств в кассе пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. При этом наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров. Вместе с тем предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками, могут расходовать ее на оплату труда, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Следует отметить, что предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе и на оплату труда.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения их в банке. Накопление наличных средств в кассах предприятий сверх установленных лимитов должны контролировать обслуживающие предприятия банки, которые, используя Рекомендации по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций, направляют сведения о соответствующих нарушениях в налоговые органы для привлечения руководителей предприятий к финансовой и административной ответственности. За накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 (в ред. от 25 июля 2000 г.) взимается штраф в трехкратном размере обнаруженной сверхлимитной кассовой наличности. Банки при проверках выявляют также факты расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных размеров, которые в настоящее время составляют 60 000 руб. по одной сделке. За нарушение установленного лимита взыскивается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа.  Неоприходование или неполное оприходование денежной наличности наказывается штрафом в трехкратном размере неоприходованной суммы. Кроме того, на руководителей организации, допустивших соответствующие нарушения Порядка ведения кассовых операций, налагается административный штраф в размере 50-кратного МРОТ, установленного законодательством.

 

4.2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

 

Предприятия торговли обязаны проводить расчеты с населением, а также с юридическими лицами через кассы, как того требует упомянутый ранее Федеральный закон. При этом торговые предприятия обязаны:

регистрировать ККМ;

использовать исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с населением;

выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный ККМ чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к контрольно кассовым машинам;

вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Регистрация и перерегистрация кассовых аппаратов осуществляется путем подачи предприятиями в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующего заявления с приложением паспорта аппарата и производится в течение пяти дней; при этом предприятие получает карточку регистрации.

Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения правил использования ККМ, за нарушение которых применяют штрафные санкции. Расчеты с населением в торговых предприятиях осуществляют кассиры-операционисты через операционные кассы, т.е. на торговых предприятиях, как правило, функционируют как операционные кассы, так и главная касса.

После издания приказа о принятии кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ. Затем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности

рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию в результате как умышленных действий, так и небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника в соответствии с письменным приказом руководителя предприятия (решением, постановлением). С этим работником заключается договор о материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (по причине болезни и т.п.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

                            

 

 

                           4.3.ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Прием наличных денег кассами организаций (главными кассами) оформляется приходными кассовыми ордерами, подписанными главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. При этом вносителю денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. При поступлении наличных денег из банка в кассу предприятия также оформляется приходный кассовый ордер. При этом квитанция подкладывается к соответствующей выписке банка из расчетного счета. Нумерация приходных ордеров ведется по порядку, начиная с 1 января и до конца года; проставляется также дата оформления ордера. В графе «Корреспондирующий счет, субсчет» проставляется кредитуемый в данной операции счет, т.е. фиксируется бухгалтерская проводка; ниже указывается наименование юридического лица или физического лица, от которого получены средства. В строке «Основание» дается ссылка либо на приказ руководителя, либо на заявление работника, либо на другой документ.

Кассовые ордера составляются на основании первичных документов, оформляющих хозяйственную операцию, название которых в кассовом ордере указывается в строке «Приложения».Выдача наличных денег из кассы предприятий проводится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и др.). Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. Сдача денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными. При выдаче денег отдельному лицу по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Получатель собственноручно указывает полученную сумму прописью. При получении денег по платежной ведомости сумма прописью не указывается. Деньги кассир может выдать только лицу, поименованному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если деньги выдают по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег кассир указывает фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Доверенность остается в кассовых документах за соответствующий день как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Информация о работе Лекции по "Товароведению"