Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность функции и роль финансов
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования
5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц финансы 2013.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Формы финансовых отношений  и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим  субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой  систему государственного и общественного  аппарата управления финансами и  является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной  работой в процессе организации  и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев  финансовых отношений, совместим с  другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Наряду с понятием финансовой системы, есть еще обобщенное понятие  финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.

3. Принципы организации финансовой  системы 

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

1. Сочетание централизма  и демократизма в организации  финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

Демократическое начало в  управлении отраслевыми финансами  проявляется в закреплении за хозорганами капитала (основных и  оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

В предпринимательском  секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

2. Соблюдение национальных  и региональных интересов. Требования  этого принципа призваны обеспечить  национальное равноправие в финансовых  отношениях, равно как и социально  приемлемый уровень развития  регионов. Выражением его в построении  финансовой   системы   является   соответствие    структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

3. Принцип единства финансовой  системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во 
взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями  для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки   финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

4. Принцип функционального назначения  отдельных составных 
элементов финансовой системы  выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по   формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государственных доходов.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим  аппаратом или передаются в ведение  определенного министерства или  правительства. Вертикальный принцип  управления национальным хозяйством обусловливает  соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными, смешанными, кооперативными, а также общественными предприятиями и организациями.

Финансовая система должна постоянно  совершенствоваться. Главной задачей  этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее  социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

 

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм

  1. Содержание, задачи,  цели и принципы финансовой политики
  2. Содержание  структура финансового механизма

 

1. Содержание, задачи, цели  и принципы финансовой политики.

Содержанием финансовой политики государства  является планомерная организация  финансов с учетом действия экономических  законов и в соответствии с  задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

  1. разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
  2. формулировка стратегических и тактических мероприятий 
    финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач 
    экономической политики;
  3. практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой   в   зависимости   от   радикальности   экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

    1. обеспечение условий для создания наиболее возможного 
      объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
    2. рациональное распределение и использование финансовых 
      ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
    3. выработка соответствующего финансового механизма для 
      выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики и  углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому  оздоровлению экономики и активизации  денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими программами  финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов  всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

сбалансированность  доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

2.Содержание и структура  финансового механизма. 

Каждая экономическая категория  имеет свою специфику, проявляется  через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия -виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

Термин «механизм» имеет техническое  происхождение и в экономическом  понимании означает средство, которым  можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.

Финансы органически связаны со всей системой хозяйствования и его такими составляющими, как планирование, прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы общественных отношений.

Финансовый механизм, как и хозяйственный  механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие  понятия системного анализа, как  подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема (часть) финансового механизма   представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную  структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим  образом проявляются интересы участников общественного производства.

Диалектика финансов   в общественной жизни проявляется через взаимодействие форм выражения и методов действия.

В реальной жизни, хозяйственном и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкретизируются и выступают как конкретные формы.

Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут  планироваться, видоизменяться, учитываться  людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) - бюджет, доходы, расходы происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.

Метод - это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия оказываются  на различные формы проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.).

Формы проявления финансовых отношений  могут конкретизироваться более  детально в зависимости от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений.

Информация о работе Лекции по "Финансам"