Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, курс лекций
Тема 1. Сущность функции и роль финансов
1. Сущность финансов
2. Функции финансов
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4. Финансовые ресурсы и источники их формирования
5. Влияние финансов на воспроизводственный процесс
2. Налоговая система РК
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.
Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам: от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства; по использованию; от органа, взимающего налог; по экономическому признаку.
По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым относятся налоги, которые
устанавливаются
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются нереальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.
В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное, положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.
Косвенные налоги взимаются опосредственно — через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.
По признаку использования налоги
подразделяются на общие и специальные.
Общие налоги поступают государству
и при использовании
В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.
Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту.
Согласно кадастровому способу учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности.
В декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты исчисляет и уплачивает сумму налога.
У источника получения дохода налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик.
На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.
Используются два метода налогового учета:
Согласно кассовому методу доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты.
По методу начислений доходы и вычеты
учитываются с момента
Второй метод для налоговых служб является более приемлемым и он принят к применению всеми плательщиками Казахстана. Его недостаток для плательщиков - налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.
Налоговая система Республики Казахстан
включает виды налогов, сборов и пошлин,
правовые нормы, регулирующие налоговые
отношения и органы налоговой
службы (Министерство финансов Республики
Казахстан и его местные
3.Организация взимания налогов
Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий из взаимосвязанных элементов. К элементам налогообложения относятся: субъект, носитель, источник налога, единица обложения; налоговая ставка, квота, налоговый оклад, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, контроль за уплатой налогов, санкции за нарушение налогового законодательства.
Субъект налога (налогоплательщик) - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Носители налогов - физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя, то есть граждане государства.
Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (товарно-материальные ценности), которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Объектом обложения является также передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и.т.д.
Номенклатура налогов (их виды и перечень) берет свое начало от объектов обложения. Источником налога является доход, из которого уплачивается налог; по некоторым налогам (например налог на прибыль) объект и источники совпадают; в некоторых случаях источником налога может быть часть имущества, которую продает плательщик, чтобы выплатить налог.
В налоговом законодательстве Казахстан а разделены понятия объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением. При этом выделено понятие «налоговая база», которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением.
Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета (1 тенге, 1 гектар, 1 метр, единица измерения товара и др.)
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; она характеризует норму налогового обложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.
По методу построения ставки налогов бывают твердые и процентные.
Твердые ставки устанавливаются в
абсолютной сумме к единице обложения,
независимо от размеров доходов (применяются
при обложении реальными
Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога; прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.
Имеется два вида прогрессии - простая и сложная; при простой прогрессии ставка налога возрастает по мере увеличения дохода или стоимости имущества; при сложной - доход делится на части, для каждой из которой устанавливается повышающаяся налоговая ставка. Причем при сложной ступенчатой шкале ставки устанавливаются для каждой последующей суммы ступени доходов (например, с дохода до 1000 денежных единиц ставка установлена в 10%, с 1001 до 2000 - 15% и т.д.); в этом случае налог увеличивается в большей степени, чем доход, что приводит к неравномерности в обложении. При сложной скользящей шкале ставок достигается более плавное возрастание налога по мере увеличения дохода: в каждой части дохода устанавливается ставка в проценте и абсолютной сумме.
Недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает отрицательное воздействие на экономическую и трудовую деятельность: чем выше прогрессия обложения, тем слабее дифференциация в располагаемых доходах субъектов обложения, но тем ниже эффективность экономики.
Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта (например при уменьшении фонда заработной платы: чем меньше этот фонд, тем больше налог, или чем больше фонд, тем меньше налог, тем самым поддерживается приемлемый уровень средней заработной платы). Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем, что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным предоставляются бесплатно.
В условиях рыночной экономики те или иные ставки и используются с учетом платежеспособности налогоплательщиков и обеспечения общегосударственных потребностей. Ставки устанавливаются законодательным путем и могут корректироваться при утверждении государственного бюджета на каждый год.
Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством. К налоговым льготам относятся:
необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения скидки с исчисленной суммы дохода (на иждивенцев, инвалидов - по подоходному налогу с населения; суммы затрат на капитальные вложения, содержание социальных объектов, природоохранные мероприятия, по налогу на прибыль и т.д.); суммы, не включаемые в состав облагаемого дохода (например суммы выходных пособий при увольнении, компенсационных выплат по подоходному налогу с населения); понижение ставки налога для отдельных субъектов обложения и категорий плательщиков.
К налоговым льготам относятся также отсрочка уплаты налогов и списание недоимок по налогу.
Льготный период - время, в течение которого действуют установленные законом льготы по налогам. Период обложения (налоговый период) - период времени, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов регулируются налоговым законодательством, органов власти и управления.
Контроль за правильностью взимания налогов и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой службой по месту нахождения плательщиков или по месту их деятельности. Задачи, компетенция, порядок деятельности налоговых органов и их должностных лиц, ответственность за нарушение прав и интересов плательщиков определяются законодательством государства.
К налогоплательщикам, нарушающим налоговое законодательство, применяются санкции в виде взысканий сумм, скрытых ими, заниженных доходов; штрафов в долевом или кратком размере в зависимости от тяжести нарушения; пени за просрочку платежей в бюджет.
1.Экономическая сущность
и роль государственного
Государственный бюджет как совокупность
экономических отношений имеет
На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.
Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть
стоимостного распределения
государственный бюджет выполняет специфическое
общественное назначении служит удовлетворению
общегосударственных потребностей. Являясь
экономической формой существования объективных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественное назначение,
государственный бюджет выступает в качестве
экономической категории.