Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля РФ.
Исходя из этой цели можно выделить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля
определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Задача курсовой работы - определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность налогового контроля в РФ………………………………….6
1.1. Понятие налогового контроля в РФ……………………………….………..6
1.2. История налогового контроля в РФ………………………………………..11
1.3. Налоговый контроль на современных этапах развития в России………..14
Глава 2. Нормативное регулирование и перспективы развития налогового контроля в РФ………………………………….. ……………………………….29
2.1. Нормативное регулирование налогового контроля в РФ .……..………...29
2.2. Правила осуществления налогового контроля в РФ…………..………….31
2.3. Перспективы развития налогового контроля ..…………………………....43
Заключение…………………………………………………….…………………46
Список литературы…………………
Кроме того, следует учитывать, что отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды по чисто формальным соображениям не включались в российскую налоговую систему, хотя по своему экономическому содержанию они фактически являлись налогами, причем весьма обременительными для хозяйствующих субъектов. Суть этих платежей для российских налогоплательщиков не изменилась с преобразованием их с 1 января 2001 г. в единый социальный налог и включением его в налоговую систему России. Таким образом, если исходить не из формальных, а экономических условий, то на протяжении всех лет функционирования российской налоговой системы в ней преобладали прямые налоги. Динамика прямых и косвенных налогов в Российской Федерации, включая отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды, а с 2001 г. - единый социальный налог, приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2 – Динамика прямых и косвенных налогов в Российской Федерации [25]
Анализ указанной диаграммы позволяет сделать вывод, что за последние годы, несмотря на фактическое доминирование прямых налогов, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.
Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 1997 по 2003 г. увеличился с 31,7 до 47,0 %, а относительная величина косвенных налогов к сумме прямых налогов изменилась с 0,46 до 0,91 % [2].
Приведенная в Приложении 3 структура налоговой системы России в зависимости от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица. Элементы налогов юридических и физических лиц представлены в Приложении 4 и 5.
Вместе
с тем о роли соответствующей
категории налогов в налоговой
системе страны следует судить в
основном не с позиции количества
соответствующих видов налогов,
а с качественной стороны - их доли
в общей сумме налоговых
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 1.3 и 1.4.
Рис.1.3
- Структура доходов
Рис.1.4
- Структура доходов
Специфика
структуры российской налоговой
системы в части субъекта уплаты
налогов характеризуется
Во-первых,
низким жизненным уровнем абсолютного
большинства населения
Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица пред пенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.
Специфика
структуры российской налоговой
системы в части субъекта уплаты
налогов характеризуется
Во-первых,
низким жизненным уровнем абсолютного
большинства населения
Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица пред пенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.
В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций [25].
Распределение доходов oт большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называются регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги - это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ начиная с 2005 г. установлено распределение доходов от федеральных налогов между бюджетами субъектов Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.
В отличие от регулирующих закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги - это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.
Как уже отмечалось, по объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. К реальным, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на наследование, транспортный налог.
С
реальными налогами тесно связаны
ресурсные платежи, взимание которых
определяется разработкой, использованием
и добычей природных ресурсов.
К этой группе налогов в российской
налоговой системе следует
К категории личных налогов относятся налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Разновидностью реальных налогов являются налоги на вмененный доход. В России установлены две формы такого налога – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на игорный бизнес. Следует отметить, что единый налог на вмененный доход пока еще "не нашел себя" в российской налоговой системе ни в фискальном, ни в стимулирующем смысле [12].
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда трудно отнести к изложенным выше классификационным группам, поскольку объектом обложения выступают расходы налогоплательщика. В российской налоговой системе к этой группе налогов относится единый социальный налог.
По
способу обложения налоги российской
налоговой системы
В частности, такое сочетание было широко распространено до 2001 г по налогу на доходы физических лиц, когда в условиях обложения совокупного годового дохода по прогрессивной шкале обложения при изъятии у налогоплательщика налога по месту его получения многие из них по истечении налогового периода представляли в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе [32].
Российское
налоговое законодательство предусматривает
взимание "налога по декларации",
в частности, при уплате налогов
физическими лицами, занимающимися
предпринимательской
Способ взимания налогов по кадастру применяется в российской налоговой системе при обложении транспортным налогом, налогом на отдельные виды имущества.
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру оплаты труда.
В
отличие от других стран в российской
налоговой системе весьма редко
используется прогрессивное налогообложение.
Прогрессивные ставки применяется
в отношении лишь отдельных налогов,
не играющих существенной фискальной
или регулирующей роли. Первые десять
лет в налоговой системе России
обложение доходов физических лиц
строилось на основе прогрессивных
ставок, при этом диапазон прогрессии
в отдельные годы достигал от 12 до
45%. Начиная с первого года нового
тысячелетия, в России установлена
практически единая ставка налогообложения
в размере 13%, и только лишь для
отдельных видов доходов
Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества.
Во-вторых,
прогрессивные ставки применяются
при налогообложении
Регрессивное налогообложение возникло в России с принятием НК РФ и начало действовать с 2001 г. только в отношении единого социального налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работникам выплат и ликвидации получившей широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.
В
российской налоговой системе
Налогообложение прибыли юридических лиц также осуществляется на пропорциональной основе [29].
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе Российской Федерации подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).
В Российской Федерации действует
один специальный налог - единый социальный
налог, поступления от которого зачисляются
не только в федеральный бюджет,
но и в государственные
Характеризуя
классификацию налогов
Все
источники обложения
Вместе с тем с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие, как НДС акцизы, налог на прибыль [31].
Таким
образом, налоговая система России
прошла несколько этапов развития и
в настоящее время по своей
общей структуре, принципам формирования
и перечню налоговых платежей
в основном соответствует системам
налогообложения, действующим в
странах с рыночной экономикой. Основным
ее недостатком являются устойчивые
тенденции увеличения доли косвенного
налогообложения. Одновременно система
классификации налогов в