Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля РФ.
Исходя из этой цели можно выделить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля
определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Задача курсовой работы - определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность налогового контроля в РФ………………………………….6
1.1. Понятие налогового контроля в РФ……………………………….………..6
1.2. История налогового контроля в РФ………………………………………..11
1.3. Налоговый контроль на современных этапах развития в России………..14
Глава 2. Нормативное регулирование и перспективы развития налогового контроля в РФ………………………………….. ……………………………….29
2.1. Нормативное регулирование налогового контроля в РФ .……..………...29
2.2. Правила осуществления налогового контроля в РФ…………..………….31
2.3. Перспективы развития налогового контроля ..…………………………....43
Заключение…………………………………………………….…………………46
Список литературы…………………
О производстве осмотра составляется протокол.
Инвентаризация имущества
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
Лица, участвующие при проведении налоговой проверки
1. Свидетели
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) лица, которые
в силу малолетнего возраста,
своих физических или
2) лица, которые
получили информацию, необходимую
для проведения налогового
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Эксперт и производство экспертизы
В необходимых
случаях для участия в
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Экспертиза
назначается постановлением должностного
лица налогового органа, осуществляющего
выездную налоговую проверку. В постановлении
указываются основания для
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;
2) отказаться
от дачи заключения, если предоставленные
ему материалы являются
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить
о назначении эксперта из
3) представить
дополнительные вопросы для
4) присутствовать
с разрешения должностного
5) знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Дополнительная
экспертиза назначается в случае
недостаточной ясности или
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
3. Специалист
В необходимых
случаях для участия в
4. Переводчик
В необходимых
случаях для участия в
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.
Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.
5. Понятые
При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Протоколы действий, осуществляемых в рамках налоговой проверки
В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.
В протоколе указываются:
1) его наименование;
2) место
и дата производства
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) фамилия,
имя, отчество каждого лица, участвовавшего
в действии или
6) содержание действия, последовательность его проведения;
7) выявленные
при производстве действия
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
К протоколу
прилагаются фотографические
Акт налоговой проверки
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
В этом акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой
проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика
либо индивидуальному
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, указанного в п. 5 ст. 100 НК РФ, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
2.3. Перспективы развития налогового контроля в РФ
В настоящее время главная
задача контрольной работы налоговых
органов, на решение которой направлены
усилия ФНС России, – это задача
усиления аналитической составляющей
работы налоговых органов, внедрение
в практику налогового контроля комплексного
системного анализа финансово –
хозяйственной деятельности проверяемых
объектов. И основной акцент в решении
данной проблемы ФНС России делает на
усилении роли и значимости камеральных
проверок, чтобы в перспективе сделать
данный вид проверок основной формой налогового
контроля. Эта позиция обусловлена несколькими
обстоятельствами: во-первых, камеральная
проверка является наименее трудоемкой
формой налогового контроля, а во-вторых,
данными проверками охватываются все
100% налогоплательщиков (в то время как
выездные проверки налоговые органы имеют
возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).
Необходимым и перспективным направлением
совершенствования процедуры камеральных
проверок является внедрение в практику
работы налоговых органов автоматизированных
систем их сопровождения. В настоящее
время разработки в этой области еще только
начинаются, однако в ряде регионов уже
накоплен значительный позитивный опыт
в этой области. Используемая в этих регионах
программа позволяет на основе данных
налоговой отчетности выявлять сферы
возможных налоговых правонарушений,
определять потенциальный размер доначислений
и, следовательно, концентрировать внимание
проверяющих на соответствующих направлениях
проведения проверки.
Важную роль при проведении камеральной
проверки играет процесс автоматизации
заполнения или формирования налоговой
отчетности. Предоставление налоговой
отчетности в электронном виде заметно
упрощает процедуру проверки и предоставления
дополнительных материалов по телекоммуникационным
каналам. Таким образом, развитие автоматизации
в налоговой сфере является приоритетным
направлением. Однако обзор бухгалтерских
программ показывает, что их возможности
далеко опережают возможности информационных
систем налоговых органов, которые продолжают
использовать устаревшие технологии.
Совершенствование системы налогового
контроля необходимо проводить в том числе
посредством повышения эффективности
камеральных проверок, что может быть
достигнуто следующими мероприятиями:
- создание единой информационной базы
налоговых органов, включающей данные
о налогоплательщиках и социально-экономическом
состоянии регионов, среднестатистические
данные по отраслям и категориям налогоплательщиков,
а также другие сведения, отражающие деятельность
хозяйствующих субъектов;
- разработка методов проведения по отраслям
анализа достоверности информации, приведенной
в налоговой отчетности;
- разработка эффективных методов определения
налоговой базы в отношении различных
видов деятельности и косвенных параметров,
характеризующих деятельность организаций;
- совершенствование порядка определения
очередности налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок и выявление
приоритетных отраслей экономики, в отношении
которых необходимо разработать методики
камеральных проверок;
- создание базы данных налоговых нарушений,
выявленных в результате проведения камерального
контроля, для использования в выездных
налоговых проверках и т.д.
Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.
Теперь, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, одним из самых важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сборов налогов.
Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды. Контроль за соблюдением налогового законодательства в России осуществляет в соответствии с законом «О государственной налоговой службе РФ» от 21 марта 1991 г. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к
ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.
Также хотелось бы отметить, что по срокам выполнения контроль принято
подразделять на периодический и оперативный, а по источникам данный контроль подразделяется на фактический и документальный .