Направления и тенденции развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы я поставила перед собой цель: рассмотреть основные направления налоговой системы РФ и определить перспективы ее развития.
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы РФ
2. Рассмотреть анализ налоговой системы РФ
3. Определить направления и тенденции совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ_____5
1.1 Понятие, сущность и функции налогов____________________________________5
1.2 Налоги – основной источник доходов бюджета_____________________________8
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ_____________________________11
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ____________________________________ 14
2.1 Федеральные налоги и сборы___________________________________________14
2.2 Региональные налоги и сборы__________________________________________ 25
2.3 Местные налоги и сборы______________________________________________ 28
Глава 3. Направления и тенденции совершенствования налоговой системы____31
Заключение________________________________________________________________37
Библиографический список ____________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

   Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки [7, С.12]. 
 

1.2 Налоги – основной источник доходов бюджета 

    Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие  государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

    Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

 

    Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный  бюджет поступило 2 194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

        

    Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

    Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 142,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.

    Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

    Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. рублей и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 5,9 млрд. рублей, или  на 1,6%.

    Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре  2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.

    Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

    Поступления по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года на 35%.

    Снижение  поступлений по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет обусловлено  изменением законодательства в части  акцизов на нефтепродукты.

    С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

    Налога  на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 54,1 млрд. рублей, газового конденсата – 4,5 млрд. рублей.

    По  сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились  на 48%, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).

    Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 937,4 млрд. рублей, что на 1,5% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

    В Фонд социального страхования (без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы  выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года  поступило 50,0 млрд. рублей, что на 12,7% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

    В Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 67,2 млрд. рублей, что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

    В территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 122,8 млрд. рублей, что  на 1,1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года [15]. 

    1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ 

    Совокупность  налогов, сборов, пошлин, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему.

    Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения:

    1) объект налогообложения;

    2) налоговая база;

    3) налоговый период;

    4) налоговая ставка;

    5) порядок исчисления налога;

    6) порядок и сроки уплаты налога.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

    В России устанавливаются и взимаются  федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

    По  признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в  виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

    По  принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

     Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.

Налогоплательщик  обязан:

  • своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

   и др.

Налогоплательщик  имеет право:

    • пользоваться льготами по уплате налогов;
    • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
    • обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;

     и другие права.

    В ст. ст. 13 - 15 НК приведена следующая  классификация налогов.

К федеральным  налогам и сборам относятся: 

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических  лиц;

    4) единый социальный налог;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых.

    7) водный налог;

    8) сборы за право пользования  объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    9) государственная пошлина. 

К региональным налогам относятся: 

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог. 

К местным  налогам относятся: 

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических лиц. 

    Налоговая система Российской Федерации состоит  из трех групп налогов: федеральные  налоги; региональные налоги (налоги республик  в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы [6, С.326]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Анализ налоговой  системы РФ

  2.1 Федеральные налоги и сборы

  Федеральные налоги и сборы – обязательные и безвозмездные взносы, которые  полностью или частично зачисляются  в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками доходов федерального бюджета (внебюджетного фонда).

    Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие  государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

    Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

    К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

    Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место [7, С.44]. 
 
 

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный  налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком и за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2007 г. составила около 40%.

Информация о работе Направления и тенденции развития налоговой системы РФ