Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов. Объектом курсовой работы являются общегосударственные финансы Республики Беларусь. Цель курсовой работы: рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики. Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ и анализ звеньев общегосударственных финансов;
- изучение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии РБ.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………...
Введение.…..................................................................................................................4
1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.......................................................................................................................5
1.1 Понятие, сущность и структура государственного бюджета Республике Беларусь......................................................................................................................
1.2 Особенности бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………8
2 Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их состав и назначение………………………………………………………………….............12
2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение...…...12
2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14
3 Государственные кредит и его роль в финансовой системе……………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории финансов.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 по дисциплине: Теория финансов

 на тему: Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 3-курс, РФК-2                          Н.В.Кукина

 

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Реферат………………………………………………………………………………...

Введение.…..................................................................................................................4

1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.......................................................................................................................5

1.1 Понятие, сущность и  структура государственного бюджета  Республике Беларусь......................................................................................................................

1.2 Особенности бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………8

2 Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, их состав и назначение………………………………………………………………….............12

2.1 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение...…...12

2.2 Формирование и использование целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14

2.3 Формирование и использование внебюджетных фондов в Республике Беларусь………………………………………………….………………………….14

3 Государственные кредит и его роль в финансовой системе……………………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….....26

Список использованных источников………………………………………….…..27

Приложение А. Законодательно закрепленные первичные цели денежно-кредитной политики……………………………………………..29                     

Приложение Б. Графическое изображение денежно-кредитной политики…...30

Приложение В. Основные показатели деятельности Национального банка и   банков на 2013 год………………………………………………31

Приложение Г.  Динамика ставки рефинансирования НБ РБ

за последние годы ……………………………………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 2 табл., 25 источников, 3 прил.

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ,  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ.

 

Объект исследования –  общегосударственные финансы.

Предмет исследования – совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов.

Цель работы – рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики.

Методы исследования – сравнительного анализа, экономико-математические.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

  

                                                                                          ________________

(подпись студента)

             

ВВЕДЕНИE

 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. 
      В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических аспектов общегосударственных финансов. Объектом курсовой работы являются общегосударственные финансы Республики Беларусь. Цель курсовой работы: рассмотрение сущности государственных финансов и их роли в социально-экономическом развитии республики. Задачами курсовой работы является: 
- рассмотрение теоретических основ и анализ звеньев общегосударственных финансов; 
- изучение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии РБ.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается сущность бюджета как главного звена централизованных финансов. Во второй главе приводится характеристика государственных целевых и внебюджетных фондов. А третья глава описывает роль и место государственного кредита в системе централизованных финансов ситуации.

В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература, учебные пособия, интернет источники.

1 Государственный бюджет и его место в системе общегосударственных финансов.

 

    1. Понятие, сущность и структура государственного бюджета РБ.

 

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию,  отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Эта деятельность органов государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов.

     В силу своего  особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая  им при необходимости “помощь”. Бюджетная система (рисунок 1), являясь  составной частью финансово-кредитной  системы республики, включает в себя самостоятельные звенья – бюджеты.

 

 

Консолидированный бюджет



Республиканский бюджет

 

Местные бюджеты



Бюджет г. Минска

 

Бюджеты областей


 

Рисунок 1 – Бюджетная система Республики Беларусь

   

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выражение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

1. единства;

2. полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности бюджетов;

6. эффективности использования  бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

8. достоверности бюджетов;

9. адресности и целевого  назначения бюджетных средств;

10. ответственности участников  бюджетного процесса. [1, статья8]

   Государственный  бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

  В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

  Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

   В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов либо наоборот превышение доходами расходов.

     Доходы бюджета  классифицируются по следующим  группам:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления. [1,статья 24]

   Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.

 Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Информация о работе Общегосударственные финансы как важнейшая сфера финансовой системы