Органы государственного финансового контроля и их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Содержание

Введение 3
1. Органы государственного финансового контроля, их функции 4
1.1. Государственный финансовый контроль, сущность и функции 4
1.2. Органы государственного финансового контроля 7
2. Финансовый контроль и его осуществление 14
2.1. Финансовый контроль, его цели 14
2.2. Оптимизация государственного финансового контроля 23
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Органы государственного финансового контроля и их полномочия.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В России государственный финансовый контроль осуществляется в установленном порядке (тем или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.

Предметом исследования курсовой работы является государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

Объектом исследования работы является органы государственного финансового контроля.

Методологией при написании работы послужили наблюдение, метод сравнения и анализ полученных результатов.

Информационной базой для написания данной курсовой работы явились законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие область исследования; монографии отечественных и зарубежных экономистов; учебные и периодические издания, Интернет.

1. Органы государственного финансового контроля, их функции

1.1. Государственный финансовый контроль, сущность и функции

Государственный финансовый контроль является одной из важнейших функций государственного управления, значение которой увеличивается. Только надлежащее использование контроля в управлении государственными финансовыми ресурсами позволит создать необходимые предпосылки для осуществления в государстве эффективной экономической политики. Поэтому развитие целостной системы финансового контроля является важным шагом в обеспечении функционирования системы государственной власти и вызывает особый интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

Однако следует заметить, что в научном плане вопросы государственного финансового контроля изучено и разработано недостаточно. Это объясняется тем, что в прошлые годы его роль как элемента единой системы государственного управления унижалась, и только кризисное состояние экономики государства и государственных финансов заставил привлечь внимание к практике осуществления государственного финансового контроля. Специфическое отношение к государственного финансового контроля, его недооценка обусловлены также тем, что он осуществляется в плоскости переплета государственных, региональных, корпоративных и индивидуальных интересов.

Сейчас в России функционирует значительное количество государственных органов и служб, которые в той или иной степени осуществляют финансовый контроль. При отсутствии четкой концепции и нормативно-правового поля в сфере государственного контроля над ними, как правило, связывают Счетную палату. Главное контрольно-ревизионное управление, Государственное казначейство, Министерство финансов, Государственную налоговую администрацию. Государственную таможенную службу, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, Центральный банк, Фонд государственного имущества и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти России. К системе органов государственного финансового контроля входят: Верховная Рада России, Министерство финансов, Счетная палата, органы Государственной контрольно-ревизионной службы, Государственного казначейства, Государственной налоговой службы, Государственной таможенной службы аудиторы и аудиторские службы. Однако, если Счетная палата и ГКРС являются специальными органами государственного финансового контроля, то есть контроль является основным и единственным задачей этих органов, то Государственная налоговая служба, Государственное казначейство, внутриведомственные контрольно-ревизионные подразделения выполняют контрольные функции параллельно с другими возложенными на них задачами; они обязаны контролировать лишь отдельные направления движения государственных средств.

Верховная Рада России осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса.

Счетная палата России:

- Осуществляет постоянный контроль  за выполнением государственного  бюджета в пределах и объемах, определенных Конституцией России и Законом России "О Счетной Палате";

- Проверяет использование по  назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов;

- Контролирует образование, обслуживание  и погашение внутреннего и  внешнего государственных долгов России;

- Соответствие утвержденных бюджетных ассигнований государственного бюджета бюджетной росписи и выполнением бюджетной росписи;

- Контролирует эффективность управления  средствами государственного бюджета  Государственным казначейством России, а также использование средств резервного фонда Правительства России, законность и своевременность движения этих средств в Национальном банке России, уполномоченных банках и кредитных учреждениях;

- Контролирует инвестиционную  деятельность органов исполнительной  власти, выполнения решений Верховной  Рады о предоставлении Россией займов.

Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов России. Оно осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, за соблюдением Правил составления проектов бюджетов в России,, за использованием бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств, а также координирует деятельность по контролю за соблюдением поступлений и использованием государственных средств.

С целью организации контроля за правильностью составления и исполнения бюджетов, сводных финансовых планов отраслей народного хозяйства, управлений и отделов государственных администраций, исполкомов местных советов, финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, а также контроля за финансовой деятельностью, состоянием хранения и использования материальных ценностей, денежных средств, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, других органах государственной исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и учреждениях в России функционирует государственная контрольно-ревизионная служба.1

Главными задачами ГКРС Закон определил осуществления государственного контроля за расходованием средств и товарно-материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных средств, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

В соответствии с Законом России "О государственной контрольно-ревизионной службе в России" от 05.02.1998 г. № 83/98-ВР (далее Закон) Государственная контрольно-ревизионная служба действует при Министерстве финансов России и подчиняется ему. Однако Указом Президента России от 28 ноября 2000 № 1265/2000

утверждено "Положение о Главном контрольно-ревизионном управлении России", согласно которому КРУ является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством России через Министра финансов России.

В своей деятельности ГКРС руководствуется Конституцией России (888-9), настоящим Законом, другими законодательными актами, актами Президента и Правительства России.

Расходы на содержание государственной контрольно-ревизионной службы определяются Правительством России и финансируются из государственного бюджета.

 

1.2. Органы государственного финансового контроля

Структура государственной контрольно-ревизионной службы (далее ГКРС) в России регламентируется Законом России "О государственной контрольно-ревизионной службе в России", а именно статьей 1, согласно которой ГКРС состоит из Главного контрольно-ревизионного управления России, контрольно-ревизионных управлений в республиках в составе РФ, областях, городах федерального значения, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.

Особая роль при осуществлении государственного финансового контроля отводится Контрольно-ревизионному управлению. Контрольно-ревизионное управление России (КРУ России) согласно Положению о контрольно-ревизионном управлении России, утвержденном Указом Президента России 28 ноября 2000 № 1265/2000, является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством России через министра финансов России.

КРУ России в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами России, указами Президента России, Правительства России, специальным директивным приказом Министра финансов России и вышеупомянутым Положением.

КРУ России возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент России в установленном законодательством порядке. Председатель КРУ России осуществляет руководство КРУ, распределяет обязанности между заместителями, определяет степень ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений, в установленном порядке назначает на должности и освобождает от должностей руководителей контрольно-ревизионных управлений в республиках, краях областях, городах федерального значения, типовое положение о контрольно-ревизионные подразделения в районах, городах, районах в городах в случае предоставления таким подразделениям статуса юридического лица.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по направлениям и методов контрольно-ревизионной работы, обсуждения важнейших проектов нормативно-правовых актов и других вопросов в КРУ России может образовываться методологический совет, другие совещательные и консультативные органы.

В составе КРУ России Правительством России может быть образовано правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции).

Статьей 2 Федерального Закона РФ "О государственной контрольно-ревизионной службе в России" определено, что главной задачей ГКРС являются: осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в будущем. КРУ России вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере государственного финансового контроля и обеспечивает ее реализацию.

Согласно действующему законодательству Государственная контрольно-ревизионная служба выполняет следующие функции:

- Контроль за целевым и эффективным  использованием средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов и государственных валютных кредитов;

- Целевым использованием и своевременным  возвращением кредитов, полученных  субъектами хозяйственной деятельности  под гарантию Правительства России, и возмещением субъектами хозяйственной деятельности средств государственного бюджета, затраченных на выполнение гарантийных обязательств;

- Контроль за выполнением государственных  заказов и государственного оборонного  заказа, авансированных за счет  средств государственного бюджета России;

- Контроль за целевым и эффективным  использованием средств, направляемых  на выполнение делегированных  государственных полномочий бюджетами самоуправления;

- Контроль за порядком ведения  бухгалтерского учета и достоверностью  отчетности о выполнении государственного  бюджета России и бюджетов самоуправления, а также смет доходов и расходов бюджетных учреждений;

- Разработка предложений по  результатам ревизий и контроль  за их выполнением. 

Следует отметить, что работа органов Государственной контрольно-ревизионной службы сейчас, в основном, сосредоточена на контроле за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и их сохранностью, максимальным возмещением убытков виновными лицами, мобилизацией в бюджет платежей и других поступлений, которые были скрыты в учете и отчетности, а также на проверках совместно с правоохранительными органами деятельности предприятий и различных хозяйственных организаций негосударственной формы собственности.

Для осуществления государственного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Согласно действующему законодательству полномочиями органов налогового контроля наделена Федеральная налоговая служба России, создана в соответствии с Законом России № 509-XII от 4.12.1990 года "О Федеральной налоговой службе в России". Федеральная налоговая служба России осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов других обязательных платежей, установленных законодательством.

К системе органов государственной налоговой службы относятся: Федеральная налоговая служба России, территориальные отделения ФНС в республиках в составе РФ, областях, городах федерального значения, в районах, городах, районах в городах. Кроме того, в составе органов ФНС созданы соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями.

Информация о работе Органы государственного финансового контроля и их полномочия