Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:04, курсовая работа
В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.
Введение……………………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Особенности бюджетной системы РФ………………………………… …….4
Правовые основы бюджетного процесса РФ………………………………… 6
Экономическая сущность бюджета РФ……………………………………. 10
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………….. 23
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….... 27
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….. 31
Глава3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса………………………………………………………………………..……… 36
Заключение……………………………………………………………………………. 48
Список литературы……………………………………………………………………. 49
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1.3. Экономическая сущность бюджета РФ
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных (региональных) налогов и сборов; использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, которые определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и муниципальных образований РФ и согласовываются с последними до принятия бюджета на очередной год.
Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть максимально приближены к той административной единице, в интересах которой они осуществляются. Централизация доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, обеспечения устойчивости государственных финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами.
Один из важных принципов организации бюджетной системы – принцип сбалансированности – предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако заложенное в законе разграничение не позволяет реализовать этот принцип в полной мере, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы при помощи закрепленных и регулирующих доходов.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.2 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам и финансовой помощи из федерального бюджета.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. К ним относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации; неналоговые доходы, определенные нормативными актами; безвозмездные перечисления.
К собственным доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся следующие:
налоговые доходы бюджетов Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
закрепленные на постоянной основе нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов;
доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектом Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.3
Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Например, налог на прибыль до 2009 года распределялся следующим образом – Российская Федерация 6,5%, субъект Российской Федерации – 17,5%.
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
По мнению Поляка Г.Б., к регулирующим доходам бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной Правительством методике и формуле.4 Но согласно определению регулирующих доходов, данного в Бюджетном кодексе, трансферты к регулирующим доходам относить нельзя. Последние являются отдельным методом бюджетного регулирования. (рис. 4)
Рис. 4. Схема доходов субъектов РФ
У каждого доходного источника бюджета есть администратор (рис. 5), в функции которого входит начисление, сбор и учет поступления данного дохода.
Код |
Наименование |
Вид дохода |
182 |
Федеральная налоговая служба |
Налог на прибыль организаций |
НДФЛ | ||
Налог на имущество организаций | ||
812 |
Агентство по управлению имуществом Пермского края |
Доходы от сдачи в аренду имущества Пермского края |
… |
… |
… |
Рис. 5. Распределение налоговых доходов между администраторами доходов
Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Размер расходной части бюджета находится в прямой зависимости от его доходной части, т.е. насколько успешно будет происходить наполнение бюджета, настолько своевременно и в полной мере будет осуществляться финансирование направлений, предусмотренных в бюджете.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Каждый субъект Российской Федерации, муниципалитет обязаны вести реестры своих расходных обязательств. На основании этих реестров осуществляется составление бюджета на очередной год, среднесрочную перспективу.
При формировании бюджета расходные обязательства условно делятся на действующие и принимаемые обязательства.
Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Пермского края, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями.
Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Пермского края, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми к введению в плановом периоде.
Планирование расходов осуществляется в порядке и в соответствии с Методикой формирования бюджета, утверждаемой Финансовым органом. Методикой определены основные принципы расчета расходов бюджета и формализованный расчет по каждому направлению расходов.
Методика расчета расходов включает расчет расходов:
социальное обеспечение населения;
предоставление межбюджетных трансфертов;
Бюджет составляется в разрезе ведомственной и функциональной классификаций. Функциональная классификация расходов отражает сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции (таблица 1).
Таблица 1
Фрагмент распределения бюджетных ассигнований на 2011 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видов расходов классификации расходов федерального бюджета
(тыс. рублей)
Наименование |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
Сумма |
Образование |
07 |
495 825 434,3 | |||
Общее образование |
07 |
02 |
34 953 168,5 | ||
Мероприятия в области образования |
07 |
02 |
4360000 |
3 850 000,0 | |
Дистанционное образование детей-инвалидов |
07 |
02 |
4361400 |
2 500 000,0 | |
Фонд софинансирования |
07 |
02 |
4361400 |
010 |
2 500 000,0 |
Здравоохранение |
09 |
453 760 651,5 | |||
Стационарная медицинская помощь |
09 |
01 |
211 681 409,0 | ||
Реализация государственных функций в области здравоохранения |
09 |
01 |
4850000 |
36 738 256,9 | |
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях |
09 |
01 |
4850800 |
2 857 900,0 | |
Фонд софинансирования |
09 |
01 |
4850800 |
010 |
2 857 900,0 |
Ведомственная классификация расходов позволяет выделять соответствующие министерства, ведомства, другие государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления (таблица 2).
Таблица 2
Фрагмент ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2011 год
(тыс.рублей)
Наименование |
Код ведомства |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
Сумма |
Федеральное агентство водных ресурсов |
052 |
12 607 788,8 | ||||
Национальная экономика |
052 |
04 |
12 580 164,4 | |||
Водное хозяйство |
052 |
04 |
06 |
12 545 164,4 | ||
Водохозяйственные мероприятия |
052 |
04 |
06 |
2800000 |
5 444 039,5 | |
Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений |
052 |
04 |
06 |
2800400 |
2 171 950,0 | |
Фонд компенсаций |
052 |
04 |
06 |
2800400 |
009 |
2 171 950,0 |
К основным направлениям использования средств региональных бюджетов по функциям государства относятся:
· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;
Информация о работе Особенности бюджетного процесса в Пермском крае