Особенности управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Содержание

.Сущность и необходимость управления финансами
2.Управление финансами РФ
2.1 Функциональные элементы системы управления финансами
2.2 Органы управления финансами, их функции
2.3 Роль региональных и местных финансовых органов в управлении финансами
2.4 методы управления финансами
2.5 Автоматизированные системы управления финансами
3 Финансовое планирование и прогнозирование
3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования
3.2 Виды и сферы применения финансовых прогнозов
4. Проблемы управления финансами в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности управления финансами в РФ.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

Особенности управления финансами в РФ  

1.Сущность и необходимость управления финансами 

2.Управление финансами  РФ  

2.1 Функциональные элементы  системы управления финансами  

2.2 Органы управления финансами, их функции  

2.3 Роль региональных и  местных финансовых органов в  управлении финансами  

2.4 методы управления финансами  

2.5 Автоматизированные системы управления финансами

3 Финансовое планирование  и прогнозирование  

3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования  

3.2 Виды и сферы применения финансовых прогнозов 

4. Проблемы управления финансами в РФ

                    Заключение  

Список используемой литературы  

 

 

1. Сущность управления финансами.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в  том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление  финансами осуществляется на всех уровнях  финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Управление финансами  РФ  

2.1 Функциональные элементы  системы управления финансами 

Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных  и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых  входит:

а) осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций;

б) эти же органы предоставляют  аудиторские услуги;

в) они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической  деятельности;

г) осуществляют регулирование  финансовой сферы.

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового  аппарата, а сам финансовый аппарат  представляет собой совокупность органов  и организаций, занимающихся управлением финансами.

Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации  в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных  финансовых органов представлены на рисунке 1.

Каждая из этих сфер имеет  организационную структуру и  складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных  финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и финансовых распределительных  отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы  и используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера  состоит из банков и иных кредитных  учреждений страны. Рис.1

Общегосударственные финансы  включают бюджетную систему (государственный  бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный  кредит, государственный фонд страхования.

Бюджетная система России - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный  кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного  денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся  в проведении государственной политики, главным образом посредством  перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

Следующим звеном общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные целевые фонды. При  переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального  страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют  как самостоятельные финансово-кредитные  учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых  населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального  назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении  экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения  государством временно свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный  кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный  кредит - это также внешние займы  государства, когда государство  берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они  функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

 

2.2 Органы  управления финансами,их функции.

 

 Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату (ст. 101 ч.5 Конституции РФ). Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным  государствам и международным организациям.

Осуществляя контрольную  деятельность, Счетная палата в праве  проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых  она информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

В своей деятельности счетная  палата взаимодействует с другими  контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы президента и  Правительства Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный  банк, Государственная налоговая  служба и иные органы обязаны оказывать  содействие деятельности Счетной палаты.

Счетная палата должна регулярно  предоставлять сведения о своей  деятельности средствам массовой информации.

В ведение государственной  Думы и Совета Федераций передан  контрольно-бюджетный комитет. В  его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической  работы по финансовым вопросам, связанным  с доходами и расходованием бюджетных  средств, проведение также финансового  контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и  повышением эффективности государственных  средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального  производства, обороны; формированием  доходов и расходов от внешнеэкономической  деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в  области финансов осуществляют также  представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган  – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет  территориальные подразделения. Все  эти органы действуют как система  обеспечения конституционных контрольных  полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации  контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно  Президенту Российской Федерации в  качестве структурного подразделения  его Администрации. Основными функциями  Контрольного управления являются:

● анализ деятельности специальных  органов контроля и надзора федеральных  органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

● рассмотрение жалоб и  обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность  проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания  об устранении выявленных нарушений  руководителям федеральных органов  исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти  предписания должны быть рассмотрены  соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации  контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический  контроль за исполнением Законов  Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими  органами исполнительной власти субъектов  Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства  Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и  других, включая органы федеральной  службы финансовой сферы. При этом Правительство  российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое  не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина  Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Информация о работе Особенности управления финансами в РФ