Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
-изучить теоретические основы управления финансовой устойчивостью предприятия;
-дать организационно - экономическую характеристику предприятия
Введение 3
1. Теоретические основы методики анализа финансовой устойчивости коммерческой организации 5
2. Производственно-экономическая характеристика ООО «ТрансСтрой» 16
3. Оценка финансовой устойчивости организации 21
3.1. Динамика и структура активов и источников их формирования 21
3.2. Анализ величины и достаточности собственных оборотных средств организации 25
3.3. Определение типа финансовой устойчивости 27
3.4. Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости 28
3.5 Анализ платежеспособности и ликвидности 30
4. Пути повышения финансовой устойчивости ООО «ТрансСтрой» 34
Заключение 38
Список использованных источников 41
А3 |
30338 |
П3 |
37143 |
А3>П3 |
А3<П3 |
-6805 |
А4 |
85381 |
П4 |
65493 |
А4<П4 |
А4>П4 |
-19888 |
Вторая методика анализа ликвидности баланса основывается на тех же принципах, что и первая, но имеет ряд особенностей. Эта методика отражает интересы менеджмента и иллюстрирует функциональное равновесие между активами и источниками их финансирования в основных циклах хозяйственной деятельности.
Для оценки ликвидности и платежеспособности ООО «ТрансСтрой» используется определенная система относительных показателей. Показатели ликвидности и платежеспособности для анализируемой организации представлены в табл. 3.8.
Таблица 3.8
Система относительных показателей оценки ликвидности и платежеспособности ООО «ТрансСтрой»
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Общая ликвидность |
0,43 |
0,44 |
0,52 |
Абсолютная ликвидность |
0,02 |
0,02 |
0,07 |
Промежуточная ликвидность |
0,38 |
0,53 |
0,70 |
Текущая ликвидность |
0,95 |
1,09 |
1,39 |
Степень платежеспособности общая, мес. |
4,17 |
4,31 |
2,9 |
Общий показатель ликвидности баланса показывает отношение суммы всех ликвидных средств ООО «ТрансСтрой» к сумме всех платежных обязательств при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Значения данного коэффициента ликвидности на протяжении анализируемого периода не удовлетворяют рекомендуемому значению, что свидетельствует о недостаточной ликвидности баланса ООО «ТрансСтрой». Тем не менее, динамика коэффициентов положительная, к концу 2012 года показатель увеличился на 0,09.
Наблюдается также положительная динамика при сравнении значений коэффициентов абсолютной ликвидности в течении рассматриваемого периода (увеличение на 0,05), но данный коэффициент не удовлетворяет рекомендуемому значению. ООО «ТрансСтрой» в состоянии погасить за счет наиболее ликвидных активов лишь 7% краткосрочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. В целом, на протяжении анализируемого времени значения коэффициентов соответствуют рекомендуемому значению. Коэффициент текущей ликвидности повысился на 0,38, и на конец 2012 года на 1 рубль краткосрочных обязательств приходится 1,39 рублей текущих активов. Это свидетельствует о том, что предприятие может погасить лишь краткосрочные долги, при этом материальных и финансовых ресурсов для обеспечения бесперебойной деятельности у предприятия недостаточно.
ООО «ТрансСтрой» потребуется 3-3,5 месяца для погашения своих обязательств, если на эти цели предприятие будет направлять всю выручку от продажи. Около 2-х месяцев потребуется организации для погашения всех кредитов и займов и столько же для погашения кредиторской задолженности. Оценивая дифференциал финансового рычага нельзя не отметить его отрицательного значения: рентабельность активов организации ниже средней процентной ставки по кредитам, т.е. привлечение платных обязательств по рыночной процентной ставке не будет превышать рентабельность собственного капитала организации, и с этой точки зрения привлечение такого рода обязательств не желательно, но по крайне мере до тех пор, пока рентабельность активов не превысит стоимость обязательств.
Таким образом, ООО «ТрансСтрой» неплатежеспособно в ближайшее к моменту составления балансов время, так как несмотря на рост процента покрытия наиболее срочных обязательств наиболее ликвидными активами, величина наиболее ликвидных активов мала и для покрытия наиболее срочных пассивов недостаточна. Однако, в перспективе оно платежеспособно, так как полностью покрывает свои обязательства по долгосрочным пассивам. То есть, ООО «ТрансСтрой» обладает общей и текущей ликвидностью, хотя и не обладает абсолютной ликвидностью, так как величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений находится лишь на минимально безопасном уровне. Данное обстоятельство связанно с высоким риском потери стоимости средств, который связан с высокой инфляцией в стране. Следовательно, предприятие обладает оптимальной ликвидностью.
Анализ коэффициентов ликвидности ООО «ТрансСтрой» также указывает, что предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. Коэффициент абсолютной ликвидности не достиг необходимого значения. Это указывает на большую дебиторскую задолженность и снижение платежеспособности предприятия. Также произошел рост коэффициента текущей ликвидности. То есть у предприятия имеется возможность восстановить свою платежеспособность на перспективу при условии роста показателей финансово – хозяйственной деятельности.
На основании проведенного анализа финансового состояния ООО «ТрансСтрой» можно сделать вывод о неэффективной политике управления дебиторской задолженностью, так как за анализируемый период ее величина возросла на 89,6%.
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги) посредством факторинга.
Факторинг - финансирование факторинговой компанией (как правило - банком) поставщика под уступку денежного требования к заказчику. Фактически банк кредитует поставщика под залог права требования долга: сразу после заключения соглашения банк переводит на счет поставщика от 70 до 90% от суммы долга, а остальную часть - от 10 до 30% за вычетом процентов за кредит и комиссионного вознаграждения перечисляют после инкассации задолженности. Ставка процента за кредит не отличается от обычной ставки по краткосрочным кредитам, а размер комиссионного вознаграждения составляет от 1 до 3% от суммы долга. Если факторинговое обслуживание банком предприятия-поставщика осуществляется на постоянной основе, то ставка комиссионного вознаграждения обычно устанавливается близко к низшей границе интервала. Что касается процентов за кредит, то они не отличаются от процентов по любым другим долговым обязательствам (займам, кредитам), относятся к внереализационным расходам в установленном порядке и уменьшают облагаемую налогом прибыль. А комиссионное вознаграждение представляет собой плату за услуги банка, которые состоят в анализе и оценке требований поставщика к заказчикам (должникам), контроле за осуществлением платежей, переводе полученных средств на счет поставщика, и другие услуги, предусмотренные факторинговым соглашением. В отличие от платежей процентов за кредит комиссионное вознаграждение, как и оплата иных услуг, облагается НДС.
Процедура классического факторинга с полным набором услуг представлена на рисунке 4.1.
Рис. 4.1. Схема классического факторинга
1. — продавец поставляет товар покупателю. На счетах-фактурах продавца содержится надпись, уведомляющая о том, что он должен произвести платеж в пользу факторинговой компании покупателя;
2. —копии счета-фактуры и
3. —факторинговая компания
4. — факторинговая компания
продавца переуступает
5. — факторинговая компания покупателя, как владелец дебиторской задолженности должна взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны покупателя, принять на себя риск неплатежа и заплатить факторинговой компании продавца;
6. — покупатель производит
7. —факторинговая компания покупателя переводит платеж покупателя в пользу факторинговой компании продавца или, в случае неплатежа покупателя, осуществляет гарантийный платеж;
8. —факторинговая компания продавца зачисляет продавцу оставшуюся часть от суммы поставки за вычетом факторинговых комиссий.
При применении факторинга можно оперативно решить проблему нехватки денежной наличности. Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% стоимости счета-фактуры; 10-20% - резерв, который будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга.
В данном случае, денежное требование, уступленное банку (сумма факторинговой операции) составляет 13680 тыс. руб., аванс – 90%, комиссия фактора – 3%.
В результате ООО «ТрансСтрой» получит:
13680 – 1368 –410 = 11902 тыс.руб.
(Здесь 13680 тыс.руб. - общая сумма счетов; 1368 тыс.руб. – резерв; 410 тыс.руб. – комиссионное вознаграждение).
Данные средства могут быть направлены на пополнение собственного оборотного капитала, что увеличит ликвидность и повысит финансовую устойчивость предприятия (табл.4.1)
Таблица 4.1
Экономический эффект, полученный в результате снижения дебиторской задолженности
Показатели |
2012 г. |
Проект |
Абс.откл. |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
27480 |
15578 |
-11902 |
Денежные средства и краткосрочный финансовые вложения, тыс. руб. |
3600 |
15502 |
11902 |
Запасы, НДС, тыс. руб. |
30338 |
30338 |
0 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
33710 |
21808 |
-11902 |
Краткосрочный займы и кредиты + прочие КО |
10453 |
10453 |
0,00 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,39 |
1,90 |
0,51 |
Коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами |
-0,324 |
-0,13 |
0,19 |
Как показывают произведенные расчёты, после реализации факторинговых мероприятий по возвращению дебиторской задолженности коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами повысится на 0,19 пункта и составит (-0,13), у предприятия снизится степень зависимости от внешних источников финансирования, хотя коэффициент по-прежнему представлен отрицательным значением.
Существуют два способа повысить текущую ликвидность организации:
а) Уменьшить долю краткосрочных обязательств в пассивах организации (на 3554 тыс. руб.) Это подразумевает перевод части краткосрочной задолженности в долгосрочную (т.е. привлечение долгосрочных кредитов и займов взамен краткосрочных).
б) Увеличить долю ликвидных (оборотных) активов за счет снижения доли внеоборотных активов. Например, за счет продажи ненужных, непрофильных, неиспользуемых основных средств (на 963 тыс. руб.).
В результате предложенных мероприятий, прогнозный баланс будет выглядеть следующим образом (табл.4.2).
Таблица 4.2
Группировка разделов баланса ООО «ТрансСтрой» после внедрения мероприятия
Актив |
2012 г |
прогноз |
Пассив |
2012 г |
прогноз |
Наиболее ликвидные активы А1 |
3204 |
4167 |
Наиболее срочные пассивы П1 |
33710 |
33710 |
Быстро реализуемые активы А2 |
27876 |
27876 |
Краткосрочные пассивы П2 |
10453 |
6899 |
Медленно реализуемые активы А3 |
30338 |
30338 |
Долгосрочные пассивы П3 |
37143 |
40697 |
Трудно реализуемые активы А4 |
85381 |
84418 |
Постоянные пассивы П4 |
65493 |
65493 |
БАЛАНС |
146799 |
146799 |
БАЛАНС |
146799 |
146799 |
В результате внедрения предложенного мероприятия, коэффициент быстрой ликвидности составит:
Информация о работе Оценка финансовой устойчивости ООО «ТрансСтрой»