Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Предметом оценки финансово-хозяйственной деятельности можно считать структуру и содержание информационных потоков в организации. Говоря о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, следует принимать во внимание следующие особенности:
1. функционирование организации, ее деловая активность носит циклический характер.

Содержание

1. Теоретические и методические основы оценки финансовой и хозяйственной деятельности организации
1.1 Предмет, значение и задачи оценки финансовой и хозяйственной деятельности организации
1.2 Методика и система показателей анализа финансово - хозяйственной
деятельности организации
2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский
агрегатный завод»
2.1 Общая характеристика ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»
2.2 Комплексный анализ финансовой и хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»
3. Направления повышения эффективности финансовой и хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»
3.1 Стратегия развития ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»
3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

196405.rtf

— 2.04 Мб (Скачать файл)

- расширение номенклатурной линейки замков дизайнерской серии;

- в рамках работ по созданию опытных тракторов сельскохозяйственного назначения «Четра-6», осваивается изготовление узлов «ХС» на модификацию 6СТ;

Также проводятся работы по повышению эффективности производства, в т.ч. полный перевод производства звеньев к трактору Т-130/Т-170 на японскую технологию. В рамках программы «Альтернативный поставщик» будут созданы мощности на 67 наименований отливок точного литья для ОАО «Владимирский тракторный завод». Продолжается освоение новой номенклатуры заготовок для фирмы «BASF Metalltechnik». С августа 2010 г. намечен полный переход на производство катков Т-170 с биметаллической втулкой. В дальнейшем номенклатура катков опорных будет увеличиваться с учетом комплектной поставки с гусеницами. Всего на цели технического развития в 2010 г. планируется освоить около 500 млн. руб.

Согласно разработанной Министерством промышленности и торговли РФ «Стратегии машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции России, на период до 2015 г.», необходимо увеличить парк сельскохозяйственной техники до уровня 1990 г.

По прогнозам министерства, к 2015 г. отрасль должна выйти на целевые показатели, содержащиеся в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ. Ожидается увеличение выпуска по сравнению с 2005 г.: тракторов на 18 %, кормоуборочных комбайнов - на 15 %, зерноуборочных комбайнов на 33 %. В среднем, обеспеченность сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой от нормативной потребности, составляет 50-70 %.

Для предотвращения дальнейшего снижения парка техники в сельском хозяйстве, необходимо ежегодно поставлять на село до 45 тыс. тракторов на сумму около 30 млрд. руб., 17 тыс. зерноуборочных комбайнов на сумму около 45 млрд. руб., а также другую сельскохозяйственную технику и оборудование на сумму около 50 млрд. руб. Для поддержания машинно-тракторного парка сельского хозяйства на существующем уровне, ежегодная потребность в финансах на закупку сельскохозяйственной техники составляет около 150 млрд. руб.

Правительство одобрило план развития сельхозмашиностроения на период до 2020 г., который призван повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной техники, стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность, способствовать развитию рынка сбыта техники за рубежом, а также создание и внедрение альтернативных видов топлива.

На уровне Минпромторга РФ, на ближайшую перспективу ставится задача значительного повышения конкурентоспособности, производительности и надежности отечественных машин и оборудования, повышении заинтересованности сельского потребителя в приобретении отечественной техники. Низкий технический уровень выпускаемых машин и оборудования, в сравнении с зарубежными аналогами, является главной причиной того, что потенциальные заказчики предпочитают закупать импортные машины. Чтобы сделать российскую технику конкурентоспособной, требуется повысить производительность минимум на 30-50 % к существующему уровню, а затраты сельских потребителей на поддержание машин в работоспособном состоянии, необходимо сократить не менее чем на 50 %.

Оставляет желать лучшего и существующая система сервисного обслуживания и постгарантийного обслуживания и ремонта. К тому же множество наименований современного высокопроизводительного оборудования, отечественные машиностроители не выпускают совсем. Выход из тупика специалисты машиностроительной отрасли видят в развитии международной кооперации, организации совместных проектов, привлечении и поощрении иностранных инвесторов. А сегодня ситуация такова, что зарубежная сельскохозяйственная техника получает больший доступ на рынок Российской Федерации, поэтому, ведение грамотной государственной протекционистской политики, внедрение заградительных пошлин на импортную сельхозтехнику, это пока единственное спасение для российских машиностроителей.

Министерство экономического развития РФ прогнозирует на период до 2020 г. устойчивый рост производства тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, связанный с увеличением закупок через государственную систему лизинга и освоением выпуска нового модельного ряда сельскохозяйственных машин. Предполагается увеличение поставок подвижного состава РЖД, из-за эффективного использования существующих мощностей транспортного машиностроения, повышение технического уровня выпускаемой продукции, увеличение объема производства по всей номенклатуре железнодорожной техники. Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: расширение рынков сбыта, расширение модельного ряда, улучшение потребительских свойств, повышение качества, технического уровня и надежности продукции.

Основные существующие и предполагаемые конкуренты по основным видам деятельности, включая конкурентов за рубежом (табл. 3.1):

 

Основные конкуренты ОАО «ЧАЗ»

Таблица 3.1

п/п

Виды продукции

Наименование конкурентов

Страна регистрации

1.

Запчасти к промышленной технике:

   
 

Т-130/170, ДЭТ-250

ОАО «ЧТЗ», ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Гусеница ЧТЗ», ООО «ЧТЗ-Каток» и прочие

Россия

 

Техника зарубежного производства:

«Hitachi», «Komatsu»

«Caterpillar»

«Liebherr»

«ITM»

«INI Stell», «DNF», «KUT», «TREK»

Япония

США

Германия

Италия

Ю. Корея

2.

Запчасти к сельхоз- и лесопромышленной технике:

ОАО «Алттрак»

ОАО «Харьковский тракторный завод»

ООО «Тара»

Россия

Украина

Украина

3.

Запасные части и комплектующие для железнодорожной отрасли:

ФГУП «Коршуновский литейно-механический завод», ЗАО «ПК Транссталь», ЗАО «Спецтехника», ГУП «Омский завод транспортного машиностроения»

ГП «Луганский завод транспорта»

Россия

-

-

-

Украина

-

4.

Запчасти к автомобилям:

ОАО «Волжские моторы», ОАО «ЗМЗ», ОАО «Тюменские моторостроители», ОАО «Машины и запчасти»,

ЗАО «Тюменский авторемонтный завод»

ООО «Тара»

Россия

-

-

Украина

5.

Радиаторы отопления:

ОАО «Хабаровский завод отопительного оборудования», ОАО «Санлит» г. Санкт- Петербург, ОАО «Сантехлит» г. Любохна Брянской обл., ОАО «Алтайский завод агрегатов», ОАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод»

ОАО «Минский завод отопительных приборов

Россия

-

-

-

Республика Беларусь

Украина

Испания

Турция

Китай

6.

Замочные изделия:

ОАО «Сельмаш» г. Киров, ОАО «Пензмаш», ООО «Замки»

г. С- Петербург, ОАО «Псковский завод механических приводов», ЗАО «ПРО - Сам» г. Рязань, ООО ТПК “Эмиссар»

Москва (производство Китай и Россия), ООО «Норма Апекс» г. Москва,

РУПП «Красный борец», г. Орша.

Россия

-

-

-

-

Китай

Республика Беларусь


 

Перечень факторов конкурентоспособности ОАО «ЧАЗ», с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ и услуг), представлен в табл. 3.2:

 

Таблица 3.2

п/п

Факторы конкурентоспособности

Степень влияния на конкурентоспособность продукции

1.

Положительный имидж

(в т.ч. PR, реклама)

Высокая. Потребитель доверяет узнаваемой марке.

2.

Квалификация персонала

Высокая. Потребитель при заказе и приобретении продукции сталкивается непосредственно с сотрудниками предприятия, квалификация которых определяет желание потребителя дальнейшего сотрудничества с предприятием, а соответственно и приобретения продукции.

3.

Качество продукции

Высокая. Качество и цена продукции являются одними из основных критериев при выборе продукции. Соотношение цена / качество определяет группы потребителей, на которые ориентируется предприятие при сбыте продукции.

4.

Цена продукции

5.

Сервис и обслуживание клиента

Высокая. Для предприятий-потребителей, особенно предприятий добывающей отрасли, которые располагают достаточными денежными ресурсами для того, чтобы приобретать качественную и дорогую продукцию, значение имеет гарантийное и постгарантийное обслуживание приобретаемой продукции, возможность замены и ремонта. Такие предприятия, как правило, располагают большим парком техники, а соответственно являются крупными заказчиками.

6.

Инновации

Высокая. Внесение новшеств в управление процессами на предприятии: изменение технологий производства, управления кадрами и т.п. (результат: снижение издержек, повышение качества продукции, повышение квалификации персонала), в конечном итоге сказывается на привлекательности продукции для потребителя.

7.

Организация сбытовой сети

Высокая. Доступность продукции во многом определяет ее реализуемость.

8.

Финансы предприятия

Высокая. Возможность единовременного вливания больших финансовых средств в осуществление какого-либо проекта, в частности организацию производства с целью увеличения массовости (снижения переменных издержек и, как следствие, уменьшение цены) или повышения качества продукции.


 

Рассмотренные в этом параграфе миссия, стратегические цели и задачи, по реализации программ перспективного развития ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», позволяет нам надеяться на дальнейшее осуществление менеджментом завода практических мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

 

3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЧАЗ»

 

Для достижения высоких результатов деятельности организации, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В рамках только одного 2008 г. организацией было проведено немало мероприятий для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Так основным направлением технического развития ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» в 2008 г., являлось совершенствование всего производственного цикла существующего производства, за счет внедрения новых прогрессивных технологий и современного многофункционального оборудования. В 2008 г. было внедрено в производство 98 прогрессивных и усовершенствованных технологических процессов, что позволило получить ОАО «ЧАЗ» экономический эффект на сумму 45,9 млн. руб.

В течение 2008 г. на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» проводились работы по внедрению запланированных мероприятий, в рамках «Программы развития завода на 2005-2010 гг.»:

- в кузнечно-штамповочном производстве введено в эксплуатацию четыре индукционных нагревателя, стан клиновой прокатки, кузнечнопрессовый автоматизированный комплекс «SMELAR LKM - 4000» с нажимным усилием более 4000 тонн;

- в инструментальном производстве введен в эксплуатацию трехкоординатный фрезерный обрабатывающий центр;

- заканчиваются пуско-наладочные работы двух вакуумных печей для термообработки деталей;

- заключен договор на поставку пятикоординатного фрезерного обрабатывающего центра;

- внедрены в производство две новые модели замков;

- подписан меморандум о намерениях дальнейшего сотрудничества с японской машиностроительной компанией.

В 2008 г. ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» получило 316 единиц оборудования, на общую сумму 400,232 млн. руб., в т.ч. (табл. 3.3):

 

Таблица 3.3

Виды оборудования

Количество единиц, шт.

Сумма, млн. руб.

1.Технологическое оборудование

47

335,333

2. Энергетическое оборудование

122

50,5

3. Транспорт

20

5,258

4. Приборы

40

3,541

5. Прочее оборудование

87

5,6


 

В 2008 г. была завершена технологическая подготовка производства и созданы мощности по производству 63 наименований новой линейки изделий, в объеме 473,8 млн. руб. в год.

Только за 2008 г. было изготовлено новой продукции на сумму 202,5 млн. руб., что составляет 6,1 % от общего объема выпущенной продукции. Выпуск освоенной продукции, в период 2006 - 2008 гг., составил 1 121,8 млн. руб.

В 2008 г. велись работы по внедрению интегрированной системы управления предприятием «One World»:

- создана необходимая инфраструктура (автоматизированные рабочие места, развернута серверная часть, сформирована нормативная справочная база);

- подготовлены к внедрению в промышленную эксплуатацию подсистемы («Управление производством по основным цехам», «Управление передачей, приемом, распределением и отпуском со склада готовой продукции», «Управление продажами готовой продукции»);

- с персоналом по экономике были проведены занятия и консультации по применению программного модуля «Ценообразование».

Опираясь на результаты комплексного анализа финансовой и хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», можно предложить следующий набор мероприятий по оптимизации процесса управления и производства:

  1. Реорганизация предприятия - преобразование организационной структуры и управления, при сохранении его основных средств и производственного потенциала; реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
  2. Структурирование бизнеса - т.е. выстраивание четких «цепочек» владения и взаимодействия организаций, формирование секторов деятельности по определенным признакам.
  3. Разработка и внедрение собственной универсальной торговой сети по реализации готовой продукции и сервисному обслуживанию на всей территории РФ и ближнего зарубежья.
  4. Проведение ребрендинга товарного знака ОАО «ЧАЗ». Это даст возможность бренду ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» набрать новые силы, обрести новые качества и остаться привлекательным для сегодняшних и будущих клиентов на рынке автотракторной техники и товаров народного потребления, как в России, так и за рубежом. Таким образом, усиливается бренд - возрастает лояльность потребителей, а как следствие - возрастает авторитет. Ребрендинг позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» выйти на новую ступень развития (рис.2), скорректировать и привлечь внимание не охваченные ранее товарные рынки и клиентов, а также усилить лояльность сегодняшних клиентов на выпускаемую обновленную линейку продукции завода. Ребрендинг способствует приведению бренда, в соответствие с текущим состоянием бизнеса и стратегией организации.

Информация о работе Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»