Пенсионная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5
1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе…………………………………………………………………………….7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11
2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15
2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных фондов……………………………………………………………………………20
2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22
3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

курсdssdовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5

     1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5

     1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной          системе…………………………………………………………………………….7

     1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11

2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15

     2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15

    2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных     фондов……………………………………………………………………………20

     2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22

3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28

     3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28

     3.2 Перспективы развития  пенсионной системы РК……………………….30

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Казахстан поступательно  движется вперед по пути рыночных реформ. Продолжается преобразование экономики  в сторону ее большей рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились  средние размеры заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые  факты, которые позволяют и в  дальнейшем решать вопросы повышения  уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного  обеспечения граждан.

Пенсионное  обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических  проблем независимо от экономической  стабильности и благосостояния государства. Обострение внимания к этому аспекту  социальной политики связано с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися  в увеличении продолжительности  жизни и старении населения; исчерпание внутренних возможностей и резервов солидарных принципов и форм пенсионного  обеспечения. В центре дискуссий  о реформировании пенсионных систем, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран, стран с переходной экономикой – поиск новых более  эффективных методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняемых  и взаимосвязанных систем; активное привлечение население к самофинансированию и накоплению пенсий.

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей  в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает  систему обеспечения пенсионеров  и прилагает все усилия, чтобы  каждый гражданин был уверен, что  его пенсии будет достаточно для  достойной жизни. Сегодня стоит  задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных  пенсионных фондов для роста экономики  и повышения доходов вкладчиков.

Актуальность  данной работы заключается в современном  подходе к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи  с изменениями в законодательной  базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие  задачи исследования:

- изучение  теоретико-методологической основы  деятельности пенсионного обеспечения;

- рассмотрение  предпосылок перехода от «солидарной»  к накопительной пенсионной системе;

- ознакомление  с международным опытом пенсионного  обеспечения;

- анализ  деятельности пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан;

- пути совершенствования  управления пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан.

Уровень пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан  продолжает оставаться относительно низким. Перед пенсионным обеспечением стоят  три основные задачи:

  1. защита от бедности при наступлении старости;
  2. предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию;
  3. защита этого дохода от последующего снижения реального уровня в результате инфляции или иных факторов (различных финансовых махинаций представителей власти или руководителей фондов и т.д.).

Проведению  пенсионной реформы способствовала демографическая ситуация в республике, характеризующаяся увеличением  престарелых граждан вследствие роста продолжительности жизни, снижение рождаемости и миграционных процессов, которые, в первую очередь, характеризовались оттоком именно трудоспособной части населения.

Конечной  целью любой пенсионной системы  является обеспечение в связи  с прекращением трудовой деятельности достаточных размеров пенсионных выплат, что следует считать самой  важной задачей пенсионного обеспечения  в любой стране.

Основой при  проведении исследований стали Законы и постановления правительства  РК, учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов, финансовая отчетность АО НПФ "Республика", данные Агентства РК по статистике, данные Агентства по надзору за финансовыми  рынками, Internet.

 

 

1. Теоретические аспекты  пенсионной системы РК

 

1.1 История становления пенсионной системы Казахстана

 

Пройденный  Казахстаном этап становления пенсионной системы дает право и основание  для подведения предварительных  итогов, определения перспектив и  дальнейших возможных путей развития казахстанской модели.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения  стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том  числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и  социального характера. Некоторые  из них были связаны с ускорением процессов старения населения в  результате сокращения рождаемости  на фоне увеличения средней продолжительности  жизни. Другая группа факторов была связана  со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости, и как следствие, выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения. В свою очередь это привело  к тому, что стала уменьшаться  численность того рабочего населения, чьи взносы составляли финансовую основу, практикуемой многими странами, солидарной пенсионной системы. Увеличение численности  пенсионеров и изменение конъюнктуры  сферы занятости не в лучшую сторону, поставили под сомнение устойчивость солидарной пенсионной системы, т. к. стало  очевидным чрезмерное усиление пенсионной нагрузки на работающее население. С  некоторыми из этих трудностей столкнулся и Казахстан, которому на тот период еще только предстояло впервые на пространстве стран СНГ создать  свою накопительную пенсионную систему.

Старт современной  казахстанской пенсионной системе  был дан в 1997 году, когда Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации  взносов. Каждый, вступающий в накопительную  пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его  пенсионные взносы. Эти средства накапливаются  и инвестируются частными пенсионными  фондами, а по достижении пенсионного  возраста они возвращаются вкладчику. Однако стоит отметить, что было бы не совсем верным считать отечественную  накопительную пенсионную систему  точной копией чилийской системы: казахстанская  модель восприняла и адаптировала под  свои особенности опыт и других стран, и уже потому она уникальна.

Решение о реформировании пенсионной сферы  имело историческое значение для  всей страны. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную  нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В  части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощью государственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством), уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице Национального Банка РК (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальная комиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;

2)четкого законодательного разграничения функций и установления системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы – накопительными пенсионными фондами, организациями, осуществляющими управление пенсионными активами и банками - кастодианами;

3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, в свою очередь выросли  доходы, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального  страхования.

Согласно  новой реформе увеличился возраст  выхода на пенсию: мужчинам – по достижению 63 лет, женщинам – 58 лет, но это происходило  не одномоментно, а плавно:

С 1 января 1998г. – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 55 лет;

С 1 июля 1998 г. – мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;

С 1 июля 1999г. – мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;

С 1 июля 2000г. – мужчинам по достижении 62,5 лет, женщинам – 57,5 лет;

С 1 июля 2001г. – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет.

Начиная с 1 января 1998 года, ликвидированы все  привилегированные пенсии, и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми. При солидарной системе пенсионного  обеспечения все субъекты секторов экономики платили в государственный  пенсионный фонд 25,5% от фонда оплаты труда (ФОТ). Произошло разделение этих 25,5% на два потока: первый в размере 15% от ФОТ стал поступать в качестве пенсионного взноса в государственный  пенсионный фонд, который сейчас преобразован в государственный центр по выплате  пенсий (ГЦВП) и возможности которого были существенно расширены. Из этих 15% ГЦВП выплачивает состоявшимся до 1 января 1998 года пенсионерам текущие  пенсии и начал выплачивать пенсии будущим пенсионерам, но в размере  пропорциональном количеству лет трудового стажа, которые наработал выходящий на пенсию гражданин до 1 января 1998года. Второй поток в размере 10% от ФОТ стал поступать в качестве обязательного пенсионного взноса на индивидуальный пенсионный счет в пенсионный фонд, в соответствии с пенсионным договором, который вкладчик заключил по собственному выбору. При этом вкладчик имеет право не более 2 раз в год поменять пенсионный фонд без объяснения причины. Накопительные пенсионные фонды создаются в форме акционерных обществ.

 

1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе

 

Попытки привести в соответствие отечественную пенсионную систему с произошедшими социально-экономическими изменениями в Казахстане начались в 1991 году. В 1994 году пенсионная система  претерпела значительные изменения, когда  Закон « Об уточненном республиканском  бюджете на 1994 год » произвёл функциональное и финансовое разделение пенсий по старости и пособий по инвалидности, потере кормильца и социальной пенсии, и Пенсионный фонд был передан  в непосредственное ведение Министерства труда и социальной защиты населения. С выведением пенсионного обеспечения  из финансирования государственного бюджета, пенсии по старости стали финансироваться  работодателями и самими работниками. Пособия остаются юрисдикцией государства: внезапная потеря источника доходов  в результате гибели человека или  потери им трудоспособности в результате несчастного случая компенсируются из государственного бюджета в виде выплаты соответствующего пособия.

В развитии пенсионного дела важными вехами стало утверждение Концепции  реформы системы пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан (август 1995 года) и принятие Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан » от 20 июня 1997 года.

Казахстан –  первая из стран СНГ, которая пошла  на проведение пенсионной реформы и  внедрение накопительной пенсионной системы.

Действовавшая до 1998 года система пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан, основанная на принципе солидарности поколений, когда  выплаты текущим пенсионерам  осуществлялись за счет отчислений работающих, в новых экономических условиях стала не эффективной, оказалась  фактически неплатежеспособной уже  в 1997 году и у государства возникли, значительные проблемы с обеспечением большинства пенсионеров.

Переход от солидарной системы пенсионного  обеспечения к накопительной  в Казахстане был проведён в короткие сроки. Первое предложение Национального  Банка Республики Казахстан о  реформировании солидарной системы  поступило в Правительство Республики Казахстан в ноябре 1996 года. В  марте 1997 года была одобрена «Концепция реформирования пенсионного обеспечения  в Республике Казахстан». В это  же время на публичное обсуждение был вынесен первый проект закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан ». В мае 1997 года данный проект был рассмотрен в Парламенте Республики Казахстан, и 20 июня 1997 года принят с минимальными поправками. С этого момента была начата разработка нормативных правовых актов, конкретизирующих положение принятого закона.

На основе успешно проведённой подготовительной работы государство уже в январе смогло приступить к созданию новой  эффективной накопительной системы  пенсионного обеспечения, отвечающей современным требованиям социально-экономической  действительности.

Информация о работе Пенсионная система РК