Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа
Объект исследования – финансы. Предмет исследования – роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе
Цель работы – выявить проблемы и перспективы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации в финансовой системе России. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
2) исследовать роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе;
3) рассмотреть перспективы развития Пенсионного фонда РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных
фондов 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность и структура финансовой системы 9
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ 15
1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 22
2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ 29
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ 29
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 34
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 38
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.1 Проблемы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
1.2. Финансовая система: сущность и структура
В современное время термин «финансы» в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п. [24, с. 214].
Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [1].
Подходы к определению финансовой системы также разнообразны.
Мнение российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.
В экономической практике современной России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.
Первый вариант определения, предложенный Л. А. Дробозиной, Г. К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства [35, c. 223].
Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В. В. Ковалёв, В. В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система – это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта [29, с. 142].
«Финансовая система» – в российской экономике понятие развивающееся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение А) [30, с. 318].
Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы:
- финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;
- общегосударственные финансы.
Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.
Так, авторы В. К. Сенчагов, А. И. Архипов, А. М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. [30, с. 212].
По их мнению, эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий – эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждой отдельной подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Дадим краткую характеристику каждому из звеньев системы.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта [30, с. 221].
Финансовый рынок – рынок, где обращается капитал. Авторы считают, что его можно отнести в систему, так как фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.
Фондовый рынок в России начал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночного менталитета.
Централизованная часть
финансовой системы отвечает за процесс
перераспределения
Бюджет нуждается в
привлечении средств для
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.
Финансы предприятий различных форм собственности – основа единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Галицкая С. В. считает, что понятие финансовой системы неоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы. Функциональная – совокупность финансовых отношений, институциональная – множество финансовых учреждений [27, с. 89].
Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве.
Выделенные группы и
подгруппы связаны между собой
посредством перемещения
Институциональная финансовая система предполагает совокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих определённые функции в сфере финансов, в том числе:
- президент;
- органы законодательной власти;
- органы исполнительной власти, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
- органы финансово контроля.
А мнение Ефимовой О. В. состоит в том, что в состав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка [28, с. 233].
Нешитой А. С. считает, что в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы [32, с.372].
1) Государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
2) Финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов).
3) Страхование.
4) Кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
В соответствии с перечисленными сферами финансовой системы выделяются соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансам относятся [32, с. 374].
1) Государственная бюджетная система.
2) Система внебюджетных фондов.
3) Система государственного кредита.
Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуру финансовых взаимоотношений коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций различных форм собственности, а также систему страхования. В свою очередь финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.
Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что она, в странах с рыночной экономикой, представляет собой сложно структурированную систему, которой присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирования и использование денежных средств государства, организаций и населения [25, с. 428]
С нашей точки зрения, в целом финансовая система России, наиболее подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённых подсистем:
– государственных и муниципальных финансов;
– финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупнённые подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рисунок 1.1)
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.
Рассмотрев понятия финансовой системы авторов Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляка, В.В. Ковалева и других следует согласиться с определением финансовой системы автора Подъяблонской Л. М., которая считает, что финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками [33,с. 186]
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный
Рисунок 1.1 – Структура финансовой системы Российской Федерации [30, с.162].
кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. Термин «внебюджетные фонды» применяется к фондам денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета [31, с. 398].
Основные причины образования внебюджетных фондов [22, с. 308].
1) Необходимость социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга.
2) Необходимость оперативного решения социальных проблем, которое возможно с помощью внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении исполнительных органов власти.
3) Необходимость в новых методах перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике.
4) Необходимость финансирования территориальных нужд.
Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение – страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов [21, с. 114]. Юридическое определение внебюджетных фондов дано в Бюджетном кодексе: это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами [1].