Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансы. Предмет исследования – роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе
Цель работы – выявить проблемы и перспективы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации в финансовой системе России. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
2) исследовать роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе;
3) рассмотреть перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных
фондов 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность и структура финансовой системы 9
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ 15
1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 22
2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ 29
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ 29
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 34
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 38
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.1 Проблемы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ 2013(2).doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

Уплата страховых взносов  в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщиков взносов. Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода. При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней.

Помимо вышеперечисленного формирование средств ПРФ может происходить за счет средств, которые возмещаются ПРФ Государственным фондом занятости населения РФ по причине назначения досрочной пенсии безработным, а также за счет средств, взыскиваемых с граждан и работодателей после предъявления им регрессных требований.

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными Фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе (НПФ «Газфонд», НПФ «Благосостояние», НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Согласие» и т.д., согласно «Перечню негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию»). Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах». С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного Пенсионного фонда. Негосударственный Пенсионный фонд – некоммерческая организация, цель деятельности которой связана с аккумулированием пенсионных взносов, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств фонда и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда. Негосударственные Пенсионные фонды являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ.

Итак, Пенсионный фонд РФ – наиболее крупный из всех внебюджетных фондов. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Страховые взносы являются преобладающими доходами Пенсионного фонда РФ и начисляются на все виды заработка. Страховые взносы не платят воинские формирования РФ и общественные организации инвалидов.

 

2.2 Особенности доходов  и расходов Пенсионного фонда  РФ

 

Доходы и расходы  Пенсионного фонда Российской Федерации  можно условно разделить на следующие  части, связанные с функционированием  обязательного пенсионного страхования, с государственным пенсионным обеспечением, с дополнительным пенсионным обеспечением.

Состав и структура  доходов и расходов бюджета Пенсионного  Фонда РФ определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год [1].

Доходы бюджета ПФР  формируются за счет:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;

- страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей –организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.

- доходов сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;

- доходов от размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

- денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;

- прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в ПФР.

- прочих налоговых поступлений в ПФР.

- средств федерального бюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.

- средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на государственное пенсионное обеспечение;

- средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;

- средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

- средств, полученных из негосударственных пенсионных фондов.

- средств Федеральной службы по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан, признанных безработными, пособий.

Расходы Пенсионного  Фонда Российской Федерации можно  разделить на следующие группы:

- по обязательному пенсионному страхованию;

- по государственному пенсионному обеспечению;

- на дополнительное пенсионное обеспечение;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- на финансовое и материально-техническое обеспечение;

- прочие расходы.

Расходы по государственному пенсионному обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

Расходы по дополнительному  пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов  гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации [6].

Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств  федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.

Расходная часть бюджета  ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе – в соответствии с нормами Федеральных законом № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе [10].

Основными характеристиками бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются [18].

1) Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 6 280 067 478,6 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 145 671 506,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 602 847,3 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 938 644 970,6 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 121 744 615,7 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 092 600,1 тыс. рублей;

2) Общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год в сумме 5 948 077 940,7 тыс. рублей, из них 5 723 274 431,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 300,00 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 6 567 611 885,3 тыс. рублей, из них 6 295 286 479,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей;

3) Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2013 год в сумме 331 989 537,9 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 371 033 085,3 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

В 2012–2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.

Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.

С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования  СССР.

В связи с этим на 2012–2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет – до 1700 рублей.

Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках  предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

Итак, преимущественно доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной ее части, а также за счет федерального бюджета и налоговых взысканий, штрафов.

Расходы Пенсионного  фонда Российской Федерации направлены на государственное пенсионное обеспечение, на обязательное пенсионное страхование, социальную поддержку населению.

 

2.3 Анализ динамики  и структуры Пенсионного фонда  РФ

 

Российское социальное обеспечение держится на трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов [1; 10; 9].

За годы преобразований фонды социального страхования  превратились из страховых организаций  в федеральные филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

Прогноз Минэкономразвития  по росту фонда заработной платы в 2012–2013 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2012 году составил 8 921,0 млрд., в 2013 году – 10 299,0 млрд., в 2014 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований [9].

Проанализируем доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2010-2012 годах, исходя из отчетов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Суммарные доходы, в соответствии с таблицей 2.1, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составили 5,25 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей, чем в 2010 году, в 2012 году они увеличились на 0,64 трлн. рублей.

Таблица 2.1 –Доходы ПФР в 2010–2012 годах [42].

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общий объем средств пенсионных накоплений, трлн.руб.

4,56 трлн.руб.

5,25 трлн.руб.

5,89 трлн.руб

за счет страховых взносов, трлн. руб.

1,9 трлн.руб

2,8 трлн.руб

3,0 трлн.руб

за счет федерального бюджета, из них, трлн. руб.

2,6 трлн.руб

2,4 трлн.руб

2,8 трлн.руб

Страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, млрд. руб.

324,6 млрд.руб

376,6 млрд.руб

440,3 млрд.руб

Финансовое обеспечение федеральной  социальной доплаты, млрд. руб.

32 млрд.руб

34,5 млрд.руб

33,4 млрд.руб

Выплата средств материнского капитала из федерального бюджета, млрд. руб.

98,6 млрд.руб

174,3 млрд.руб

207,7 млрд.руб

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации