Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансы. Предмет исследования – роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе
Цель работы – выявить проблемы и перспективы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации в финансовой системе России. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы деятельности государственных внебюджетных фондов;
2) исследовать роль Пенсионного фонда РФ в финансовой системе;
3) рассмотреть перспективы развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы деятельности государственных внебюджетных
фондов 5
1.1 Сущность и функции финансов 5
1.2 Сущность и структура финансовой системы 9
1.3 Государственные внебюджетные фонды РФ 15
1.4 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 22
2. Особенности деятельности Пенсионного фонда РФ 29
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ 29
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 34
2.3 Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ 38
3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.1 Проблемы развития Пенсионного фонда РФ 46
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ 2013(2).doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

Решению пенсионных проблем  могут помочь следующие действия:

- создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;

- предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;

- модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию – реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам:

- они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения;

- в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше.

В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

В настоящее время  государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.

Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы 1 января 2002 г. – система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит

В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.

В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. Согласно таблицы 3.3, на 2006 г., коэффициент замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

Таблица 3.3 – Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2012 годы [42]

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011

2012

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб.

12 920

15 304

17 723

20 395

23 369

28 632

Среднегодовой размер пенсии, руб.

3 284

3 928

4 760

5 098

8 522

9 111

Коэффициент замещения

25,4%

25,7%

26,9%

25,0%

36,5%

31,8%


 

В 2011–2012 годах коэффициент  замещения понизился с 36,5% до 31,8%.

Таблица 3.4 – Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного Фонда Российской федерации в 2010–2012 годы [42]

Бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации, млрд. руб.:

- по доходам

- по расходам

 

 

4600

4200

 

 

5255,6

4922,1

 

 

5890,4

5451,2

Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФ РФ

 

361,2

 

418,1

 

476,9

Поступления страховых взносов  на обязательное страхование

 

1900

 

2815,3

 

3026,4

Поступления дополнительных взносов  на обязательное пенсионное страхование  в рамках программы государственного софинансирования пенсий

 

3,6

 

4,1

 

 

6,2

Расходы на выплату пенсий

3700

4081,2

4524,0

Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан

 

293,6

 

311,9

 

325,4

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала

 

97,1

 

171,3

 

212,4

Численность пенсионеров (млн. чел.)

39,7

40,2

40,6

Численность плательщиков страховых  взносов (млн. чел.)

 

6,7

 

6,8

 

10,2


 

В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа. Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96–98%.

К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.

Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ) [18, с.7]

Исходя из вышесказанного, одной из главных проблем развития Пенсионного фонда РФ является рост дефицита ПФ РФ из-за увеличения количества пенсионеров в стране и уменьшения количества работающих.

 Система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации призвана обеспечивать государственные гарантии по выплате пенсий, решать задачи повышения уровня пенсионного обеспечения, размеров пенсий и своевременной их выплаты. Эти меры, прежде всего, должны обеспечиваться за счет страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Однако следует признать, что система обязательного пенсионного страхования не может полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования. Рост объема межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, привел к удвоению их доли в ВВП по сравнению с 2006 годом.

 

3.2 Перспективы развития  Пенсионного фонда РФ

 

Состояние бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации в  целом зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. Вместе с тем, наибольшее негативное влияние на финансовое положение Пенсионного фонда РФ оказывают следующие факторы:

- снижение численности занятых в экономике и увеличение демографической нагрузки;

- существенный рост прямого перераспределения поступающих страховых взносов на финансирование выплат компенсационного характера;

- невыполнение утверждаемых законами о федеральном бюджете показателей по перечислению средств, плановое недофинансирование выплат, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, а также средств Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

- неадекватность доходов и обязательств Пенсионного фонда России в отношении индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, нотариусов, адвокатов, фермеров.

По мнению автора, переход  со страховых на налоговые механизмы мобилизации обязательных платежей во внебюджетные фонды в 2010 году является основной предпосылкой создания низкой доходной базы Пенсионного фонда России. Страховые взносы по своей экономической природе отличаются от налогов и носят не фискальный, а компенсационный характер. В составе современной трехуровневой структуры обязательных платежей только две – страховая и накопительная части носят индивидуальный характер и возвращаются гражданину. Другая часть, направляемая на формирование базовой части пенсии, распределяется между всеми пенсионерами страны, при этом нарушается страховой принцип возврата страховых сумм. А данный пенсионный механизм выполняет не свойственные пенсионному страхованию функции поддержки малоимущих категорий граждан.

Следует отметить то, что  согласно экспертным оценкам, доля зарплаты в ВВП России составляет около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, в два раза выше). При этом доля пенсий в ВВП на сегодняшний день едва превысила 6%, а минимальный размер пенсии составляет 54,5 % прожиточного минимума пенсионера и снижается в течение всего периода исследования [9, с. 65].

В ходе анализа основных показателей пенсионного обеспечения автором выявлено то, что соотношение средней месячной пенсии и среднего размера заработной платы (коэффициент замещения) имеет тенденцию к снижению. При этом, чем выше заработная плата работников, тем более низкий размер коэффициента замещения. В развитых странах размер пенсии составляет 60-80% заработной платы, в то время как в России этот показатель достигает 25-30%. Вместе с тем вышеуказанный коэффициент является одним из основных показателей, определяющих социальную сущность и экономическую стабильность всей пенсионной системы. С учетом вышеизложенного, автором предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ:

- передача функций плательщика от работодателя к работнику, при одновременном распространении индивидуального учета уплачиваемых платежей для исчисления пенсий на всю сумму производимых взносов, что имеет место только по платежам на страховую и накопительную части трудовой пенсии;

- установление порядка зачисления поступлений страховых взносов в фонд на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии аналогичного механизму;

- обеспечение координации функций по сбору данных и средств между налоговым ведомством и Пенсионным фондом, а также установление порядка приведения в соответствие данных и потоков средств в двух ведомствах;

- обеспечение эквивалентности пенсионных обязательств и накопленных пенсионных прав путем изменения методики расчета пенсий;

- обеспечение надежного инвестирования, управления и сохранности пенсионных активов с учетом защиты прав будущих пенсионеров;

- усиление государственного контроля и надзора за деятельностью финансовых институтов, работающих со средствами населения.

В заключение следует отметить то, что полная автономность бюджета Пенсионного фонда должна базироваться, в первую очередь, на стабильной правовой основе. Вместе с тем, вопрос пенсионных преобразований выражает, прежде всего, не форму, а методологию движения соответствующей доли национального продукта. При этом основой расширения возможностей использования пенсионных накоплений населения, как источника инвестирования, является рост благосостояния населения и увеличение его резервных финансовых ресурсов. В свою очередь, рост благосостояния граждан – это не только условие для расширения инвестиций, но и одно из важнейших условий развития экономики в целом.

Принятие правительственного решения о дополнительных мерах  по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.

Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ПФР будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР к 2025 г. вырастет до 1,2% ВВП.

Однако абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться замедляющимися темпами и уже в 2030 г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжится. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего максимума – свыше 1,5 раз – в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня запланированного на 2009 г.

Еще менее утешительные прогнозы ожидают младшие поколения граждан, которые формируют пенсионные права в условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяют государственному страховщику сохранить в течение всего пенсионного цикла накопленные пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается и к 2020 г. будет ниже 20%.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации